Руководящая и направляющая…

11.05.20160:19

"Руководящей и направляющей силой украинского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Партия регионов". Именно такое звучание пресловутой 6-й статьи Конституции СССР 1978 года, наверное, стало бы актуальным сегодня.

Стремление Партии регионов подмять под себя все центры влияния на жизнедеятельность украинского государства и общества в полной мере проявило себя сразу же после победы Виктора Януковича на президентских выборах в 2010 году. Реализация этой политической стратегии началась на вершине властного Олимпа, когда в Верховной Раде многие народные избранники стали "тушками" комплектовать новую парламентскую коалицию. Затем, в октябре 2010-го, регионалы постарались монополизировать как можно больше местных советов. Теперь волна кадровых перестановок докатилась до подножья – до уровня руководителей музеев, театров, различных коммунальных предприятий и т.д. На все обвинения в узурпации власти бело-голубые отбиваются разговорами о необходимости стабилизировать ситуацию в стране, преодолеть политический кризис и навести порядок.

Между тем, непопулярные даже среди абсолютных приверженцев Партии регионов реформы, в значительной мере снизили рейтинг партии власти, что, конечно же, является недопустимым перед предстоящими через год выборами в Верховную Раду Украины.

Так, по результатам опроса, проведенного Международной организацией избирательных систем (IFES) вместе с Киевским международным институтом социологии, Партия регионов за год, по состоянию на июль 2011 г., потеряла 10,3 % поддержки избирателей. Сегодня в ней видят выразителя своих интересов лишь 17,5 % опрошенных. И хотя поддержка ПР все еще высока на востоке и юге Украины (по 25 %), но и тут она демонстрирует существенное снижение (40 % и 54 % соответственно в 2010 году).

Предложить же что-либо обществу с целью заслужить благосклонность избирателей и повысить собственный рейтинг или пока нечего, или сюрпризы, вроде повышения пенсий, приберегаются на более поздний срок, ближе к избирательной кампании. На данный момент партия власти идет другим путем – ликвидирует своих конкурентов.

Думаю, мало у кого не только в Украине, но и за рубежом, вызывает сомнения тот факт, что суд над экс-премьер-министром и главным политическим оппонентом Януковича Юлией Тимошенко, является политическим процессом, призванным выбить почву из-под ног у основной оппозиционной регионалам силы – БЮТ. Одновременно, Партия регионов стремиться избавиться и от менее серьезных конкурентов, которые, однако, к выборам на фоне неудач "правительства реформаторов" смогут набрать политического веса и оттянуть значительное количество голосов избирателей у ведущей партии страны.

Так, 16 августа премьер-министр Николай Азаров объявил о намерении партии Сергея Тигипко "Сильная Украина" присоединиться к Партии регионов. Напомним, что Сергей Леонидович, стал настоящим феноменом президентской кампании 2010 года, когда внезапно для всех смог набрать 13,05% став третьим после Януковича и Тимошенко, причем в восьми областях Тигипко стал даже вторым. Эксперты также отмечали тот факт, что лидер "Сильной Украины" смог вызвать примерно одинаковое доверие в большинстве областей Украины, в отличие от лидеров президентской гонки, разделивших Украину на две части.

Такой результат привел к тому, что во втором туре и Тимошенко, и Янукович предложили Тигипко, в надежде получить его 13 %, высокие посты в своей команде в случае победы. Тигипко уже тогда предпочел Януковича, и сегодня "Сильная Украина" готовится полностью раствориться в бело-голубых рядах. Что толкнуло Тигипко на такой шаг – стремление сохранить собственный бизнес в водовороте глобального экономического перераспределения, охватившего страну после победы Януковича, амбиции или, как отвечает журналистам сам Сергей Леонидович, намерение проводить реформы – остается только гадать. Как бы там ни было, несмотря на нежелание многих влиятельных "сильноукраинцев" стройными рядами войти в партию власти, сам Тигипко, похоже, этот вопрос для себя окончательно решил. По предположениям ряда экспертов, его путь готовы повторить голова Верховной Рады Владимир Литвин и министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Виктор Балога.

Более реальным конкурентом регионалов за места в парламенте может стать "Фронт змін" Арсения Яценюка, который изрядно набрал в весе как "главная" оппозиционная сила после репрессий против БЮТа и продолжает это делать, собирая рассеянные ряды "нашеукраинцев". Однако и здесь регионалы нашли для себя выход, стравливая оппозиционные партии между собой, например, открыв практически монополизированное информационное пространство для главного критика Яценюка экс-министра обороны Анатолия Гриценко, терпя ради этого довольно жесткую критику и в свой адрес. Более того, в запасе у партии власти остаются радикальные националисты из "Свободы" Олега Тягнибока, действия которой, как уже показали события с "флагом победы" во Львове, играют на руку, скорее, власти, нежели оппозиции.

____________________________________________________________________________

Усилием воли

На состоявшейся в начале сентября сессии Верховной Рады Украины депутаты регионалы Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко внесли на рассмотрение парламента законопроект "Об основах государственной языковой политики".

Данным законопроектом, в частности, предусматривается возможность придания статуса регионального языку, 10 % носителей которого проживают на территории, где данный язык является распространенным. В свою очередь язык получивший статус регионального получает широкие возможности своего применения в образовании, СМИ, делопроизводстве, работе органов власти и местного самоуправления, судопроизводстве и т.д.

Чисто теоретически, принятие данного закона могло бы весьма поспособствовать сохранению и развитию крымскотатарского языка, так как крымские татары составляют около 13% населения Автономной республики Крым и подпадают под действие данного закона. Однако практика применения законодательства в Крыму в отношении крымских татар наглядно демонстрирует, что воспользоваться возможностями указанного законопроекта, будь он принят, навряд ли удастся. А, если и удастся, то с трудом. Так как такие же преимущества получил бы итак доминирующий в Крыму русский язык.

Очень сомнительным выглядит перечень языков, которым авторы законопроекта отдают приоритет. Носители большинства из них, например, русского, армянского, болгарского, молдавского, немецкого или белорусского, имеют национальные государства, которые опекают родной язык, обеспечивая государственные гарантии их сохранении и развития. С ними в один ряд ставятся языки, существование которых сегодня находится под угрозой – крымскотатарский, караимский, крымчакский, идиш, ромский и т.д.

Более того, украинское законодательство уже содержит нормативные акты позволяющие развивать крымскотатарский язык, но защитники языка наталкиваются на препятствия со стороны государственных чиновников. Одни из них намеренно противодействуют образованию крымскотатарских классов и школ, групп в детских садах, другие – исходя из психологической черты отечественных бюрократов ничего не делают, пока не поступит указание сверху. А наверху крымскотатарским языком озабочены в последнюю очередь.

Несомненно, что на сегодняшний день проблема сохранения родного языка решается не столько в законодательной плоскости, сколько в социальной. Очевидно, что крымскотатарский язык будет жить и развиваться, если будет востребован своими же носителями. Крымские татары будут разговаривать на родном языке, если будут сформированы сферы его применения. До последнего времени исключительной сферой массового применения крымскотатарского языка оставалась бытовая, семейная среда, которая также сегодня подвергается языковой ассимиляции.

Перед национальной элитой стоит задача расширить и размножить возможности применения родного языка. При этом особое внимание необходимо уделять молодежи.

Мы наблюдаем попытки решить эту проблему в работе национальных СМИ, особенно радио и телевидения, в развитии национального образования, науки и т.д. Но пока крымскотатарский язык не выдерживает конкуренцию, в первую очередь, из-за недостатка политических, организационных, финансовых ресурсов.

Поэтому главным ресурсом, позволяющим не дать нашему родному языку исчезнуть, остается воля. Воля всего народа и каждого крымского татарина знать и разговаривать, читать, смотреть, слушать на родном языке, учить родному языку своих детей. Если этот ресурс иссякнет…

Нариман ДЖЕЛЯЛ