Ожесточенные столкновения на национальной почве

11.05.20160:19

Столкновения между киргизами и узбеками начались в ночь на 11 июня в городе Ош, а затем перекинулись на соседнюю Джалал-Абадскую область. По последним данным, жертвами столкновений стали 178 человек, из которых в Ошской области – 140, в Джалал-Абадской – 47, за медпомощью обратились 1866 человек, 836 из них госпитализированы. В киргизском Минздраве отмечают, что родственники хоронят некоторых погибших, не уведомляя медиков и власти, поэтому реальное количество жертв может быть выше.

Ранее сообщалось, что киргизско-узбекская граница, закрытая в связи с беспорядками, была открыта для беженцев 12 июня. В МЧС Узбекистана подсчитали, что к вечеру 13 июня на территорию страны попали 75 тысяч человек. Представитель Международного Комитета Красного Креста Анна Нельсон назвала в эфире телеканала CNN другую цифру – 80 тысяч человек.

Как сообщает корреспондент газеты The Times Тони Хэлпин, на срочном заседании Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – группы бывших советских государств – было объявлено об отправке вертолетов и автомобильной техники, чтобы помочь правительству Киргизии остановить столкновения между этническими киргизами и узбеками, которые четыре дня бушуют на юге страны. В статье Хэлпина говорится, что «сложная этническая смесь в регионе способна втянуть Узбекистан и Таджикистан в пограничный конфликт, который приведет к дестабилизации в большей части Центральной Азии». Между тем, он отметил, что в центре конфликта оказалось бензохранилище в поселке Нариман неподалеку от Оша, главный склад нефтепродуктов в этом районе. Представители узбекской общины захватили объект и угрожают взорвать его, если правительственные войска пойдут на штурм.

По оценкам специальной комиссии ООН по делам беженцев, около четверти миллиона человек в Киргизии оказались в положении перемещенных лиц. Тысячи узбеков, потерявших кров, еще надеются найти убежище в Узбекистане. 15 июня МИД Узбекистана опроверг появившуюся в СМИ информацию о том, что республика закрыла границу с Киргизией, откуда из-за этнических столкновений направляются сотни беженцев.

В сообщении уточняется, что к середине дня вторника Узбекистан принял более 100 тысяч человек. Они обеспечены «местом для сна, едой, медицинской помощью», подчеркнули дипломаты. При этом ведомство отметило, что поток беженцев не иссякает.

В Киргизии со среды был объявлен трехдневный траур. До этого в зоне столкновений было объявлено чрезвычайное положение и введен комендантский час. Сейчас обстановка стала более спокойной, однако ситуация пока далека от разрешения.

Представители международного сообщества уже выразили глубокую озабоченность ситуацией в Киргизии. В Бишкек были направлены спецпредставители генсека ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также сотрудники гуманитарных организаций ООН.

Как передает Inopressa, внутренний конфликт в Киргизии может угрожать Узбекистану. «Центральная Азия является стратегическим регионом, театром тайной борьбы за влияние между Россией, Соединенными Штатами и Китаем», – пишет Пьер Русселен в газете Le Figaro.

По мнению автора статьи, апрельский государственный переворот в Киргизии, в результате которого был свергнут президент Курманбек Бакиев, следует рассматривать как желание Москвы переместить свои пешки в регионе.

Соседний с Киргизией Узбекистан, куда направились многотысячные потоки беженцев, опасается дестабилизации обстановки и на своей территории. Ташкент пугает перспектива российской военной операции в соседней стране. Узбекистан не хотел бы стать следующей пешкой в руках Москвы.

Также серьезную обеспокоенность за жизнь своих граждан из-за обострения обстановки в Киргизии выразил и Китай. Исходя из этого, правительством страны было принято решение об эвакуации китайцев, проживающих и ведущих предпринимательскую деятельность в Киргизии.

В основе конфликта лежали отчетливо выраженные социально-экономические причины

 

 

Большинство республик Средней Азии имеют территориальные споры с соседями, значительная часть которых до сих пор не урегулирована. Этническая чересполосица и отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам выраженную социально-экономическую окраску.

Несовпадение этнических и государственных границ, берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона.

Наибольшее число территориальных споров происходит между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном. Эти страны помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана.

Крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками произошел в конце 1980-х гг., получивший название Ошский. В основе конфликта лежали отчетливо выраженные социально-экономические причины

С 1980-х гг. территория Баткенского района Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками соседнего Исфаринского района Таджикистана, в основе которого лежит спор за земельно-водные ресурсы. Столкновения между таджиками и киргизами были зафиксированы в селениях Ворухе-Танги в 1982 г. и Матче-Актатыре в 1988 г.

В 1989 г. противоречия переросли в межэтнический конфликт, безуспешные попытки урегулирования которого предпринимались в течение всего следующего года. Весной 1991 г. столкновения возобновились, причем со стороны таджиков было выдвинуто требование передачи им в постоянное пользование 10 тысяч га киргизских земель. Тем самым конфликт, в ходе которого с взаимными обвинениями выступили президенты Киргизии и Таджикистана, перешел на межгосударственный уровень. В 1998 г. на территории Баткенского района вновь произошли столкновения из-за распределения воды. Пограничные проблемы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана резко обострились в результате Баткенских событий. В 1999-2000 гг. вооруженные формирования Исламского движения Узбекистана (ИДУ) дважды производили рейды с территории Северного Таджикистана в Киргизию и Узбекистан, с трудом отраженные армейскими подразделениями, причем во время последних боев 2000 г. возникла непосредственная угроза Ташкенту.