Кооперация как основа национального бюджета

11.05.20160:19

Что может связывать человека по имени Хосе Мария Аризмендиарриета Мадариага и крымских татар? Как политехническая школа стала основой для создания одного из крупнейших в мире кооперативов и почему слово синергия должно быть понятным каждому крымскому татарину.

Возвращение из мест насильственной высылки сделало вновь актуальным вопрос, возникший перед крымскими татарами сразу после аннексии полуострова Российской империей. Что нам делать дальше?

Сейчас на этот вопрос чаще всего слышится ответ о создании крымскотатарской национальной автономии. Но это настолько глобальная цель, что порой ее выполнение кажется нереальным. И здесь уже возникает вопрос создания механизмов, которые могли бы привести нас к этой цели.

Одной из основ для реализации национальной идеи является финансовое обеспечение инициатив, ее составляющих и, в целом, высокий уровень достатка членов общества. Сейчас можно говорить о том, что финансовое состояние крымскотатарского народ немного крепче, чем на момент возвращения (хотя в целом, наверно, все равно хуже других групп проживающих на полуострове). Появилось несколько крупных предпринимателей, больше средних и мелких и множество частников. Но большая их часть работает в рамках только одной правовой и экономической системы – системы государства Украина.

Конечно, живя в этой стране, мы не можем не подчиняться ее законам или пытаться стоять в стороне от существующих экономических процессов. Но за 20 лет стало понятно, что от этого государства мы мало что получим. Суммы, выделяемые на восстановление прав и в целом состояния всего народа настолько мизерны, что говорить о них как о чем-то существенном просто смешно. В этом контексте не могут не удивлять высказывания некоторых из наших соотечественников о том, что государство должно нам что-то, и что мы сможем дальше развиваться лишь настойчивее требуя от Украины больших средств. Такие разговоры утопичны и отдают популизмом. Иждивенческое поведение же для некоторых стало стилем жизни. Ожидая очередной "подачки" от государства мы закрываем глаза на то, что реально ничего не меняется. Так не может продолжаться. Мы кормим это государство своими налогами и своим трудом, взамен не получая практически ничего. Наоборот, на нас давят все больше и больше, не считаясь с нами даже в таких вопросах как назначение директора в национальную школу.

Что может сделать молодой священник в 20-тысячном городке.

В 1941 году в небольшой город Мондрагон (Испания) прибыл 26-летний священник по имени Хосе Мария Аризмендиарриета Мадариага. В городе он застал разруху и безработицу – результаты гражданской войны, приведшей к власти Франко. Вдобавок ко всему, регион был населен басками, которые, будучи национальным меньшинством в Испании, регулярно ограничивались в правах, и соответственно получали меньше государственной помощи, нежели другие части страны.

Арисменди (так сокращали имя священника) решил, что ситуацию можно поменять. Но он был твердо уверен в том, что мондрагонцы (как, впрочем, и остальные баски) не должны ждать подачек от государства, а объединяться ради достижения совместных целей. В 1943 году он основал политехническую школу, которая существовала за счет денег, пожертвованных от местных жителей. Представляете себе, деньги шли не от Рескомнаца, международных грантов или диаспоры! Жители сами давали деньги. В школе могли учиться молодые люди со всего региона и вскоре это место стало интеллектуальным центром, выпуская специалистов в разных областях. Через 9 лет фундамент, заложенный этой школой, дал возможность построить нечто большее.

В 1956 году Арисменди с несколькими выпускниками создал кооператив, которому суждено было поменять облик не только города, но и всего региона. Корпоративная форма организации предприятия была выбрана неспроста. Кооперативы могут успешно существовать лишь в тех обществах, где уровень доверия и взаимной поддержки достаточно высок. В этом плане общество басков было идеальным. Относительно закрытая национальная группа с собственным языком и традициями, с общими проблемами и пониманием того, что помощи ждать не откуда. В основе созданной Арисменди структуры было заложено несколько принципов, приведших со временем к развитию скромного кооператива в Мондрагонскую корпорацию с оборотом в 15 миллиардов евро в год. Главный принцип заключается в том, что кооперативы являются собственностью их рабочих-членов и власть основывается на идее "один человек – один голос". У корпорации нет одного владельца, стремящегося к максимальной собственной прибыли. Наоборот, все состоящие в кооперативе работают на общую цель и общее благосостояние. Кроме того есть еще 10 корпоративных принципов: открытый доступ, демократическая организация, суверенитет труда, инструментальный и подчинённый характер капитала, участие в управлении, солидарность в оплате, многостороннее сотрудничестве, социальные преобразования, универсальность и образование.

Можем ли мы так же?

Баскское общество вам ничего не напоминает? Крымскотатарское национальное движение всегда стремилось к максимальной демократии и открытости. То есть те ценности, которые взяли на вооружение баски могут быть использованы и нами. Также как и баски, крымские татары пока что более сплочены, нежели большинство других национальностей, у нас более обширные и тесные родственные связи, а внутренние взаимоотношения строятся на уважении и доверии. Вообще доверие и готовность поддерживать друг друга является той основой, без которой невозможно создание сильной, эффективной и живучей структуры (не обязательно финансовой). Соответственно, должны быть механизмы контроля над выполнением или невыполнением взятых обязательств и обещаний. Так, если обнаруживается, что член кооператива умышленно не выполняет возложенных на него заданий, обманывает коллег или оказывается задействованным в финансовых махинациях, то все члены должны быть готовы исключить такого человека из общества, и, как бы жестко это не звучало, максимально оградиться от него. Эта мера хоть и может показаться нелогичной и несправедливой, на практике может стать отличным стимулом. Мало кто захочет стать изгоем, живущим вне общины.

Мондрагонская корпорация не ограничивается лишь обогащением своих членов. Внутри существует собственная система страхования и материальной поддержки для потерявших работу или получивших травмы на производстве. Кроме того, все средства корпорации хранятся в собственном банке, который, по сути, принадлежит всем членам корпорации и благодаря этому, защищен от возможных махинаций недобросовестных банкиров. Этот же банк выдает новоприбывшим в кооператив льготные кредиты (первые год-два кредиты вообще беспроцентные). Также в корпорации существует собственная пенсионная система.

Продукция, производимая кооперативом может быть самой разной. Мондрагонская корпорация работает в 4 основных областях – финансы, промышленность, розничная торговля и знания. Всего же в корпорацию входят около 260 различных предприятий. Тем не менее, сферы могут быть самыми разными, от сельского хозяйства и животноводства до туризма и строительства. Возможно, нам будет сложно с ходу создать собственную страховую компанию либо высокотехнологическое производство, но существует много сфер, в которых крымские татары могли бы достичь успеха.

Одним из главных направлений, которому уделяется немало внимания, является подготовка и обучение будущих кадров. Большинство сотрудников и специалистов корпорации – выпускники Мондрагонского университета, созданного на основе той самой политехнической школы, с которой все и начиналось в 1941 году. Университет, кстати, тоже является частью корпорации, подготавливая именно те кадры, которые необходимы на данный момент. Сравните это с происходящим в нашей сфере образования, когда высшие учебные заведения выпускают огромное число юристов, экономистов и управленцев, которым потом сложно найти работу. Ну и понятно, что существование такого университета делает его местом развития баскской культуры и науки, позволяя корпорации содержать собственный научный департамент (корпорация сотрудничает в научно-технических вопросах с таким гигантом как NASA).

В Мондрагонской корпорации сейчас работает около 90 тысяч человек. Только представьте себе, 90 тысяч человек работают в корпорации, создававшейся как кооператив и сохранившей этот принцип в течение 50 лет. Каждый из сотрудников являясь одновременно и владельцем, понимает, что от его работы будет зависеть не только благополучие его и его семьи, но и благополучие всего региона и всего народа. В стране Басков живет около 2,2 миллионов человек и 90 тысяч из них имеют работу благодаря корпорации, созданной молодым священником. Причем средний уровень зарплаты у них выше среднего по региону.

10 тысяч крымских татар в одной корпорации

Представьте 10 тысяч крымских татар, работающих в одной корпорации. В процентном соотношении это равно, количеству басков работающих в Мондрагонской корпорации. И все эти крымские татары работают не на государство, или хозяина, они работают на себя, получая на порядок больше того, что могли бы получить будучи "частниками". Большая часть прибыль, получаемая ими, не уходит "на сторону", но остается внутри самой корпорации, давая возможность развивать и другие области, такие как наука, культура, образование. Такое количество людей могло бы обезопасить данную структуру как от нападок со стороны государства так и от недобросовестной конкуренции или давления других структур. Здесь уместно вспомнить о таком термине как "синергия". Если говорить детально, то суть в том, что совместный результат двух или более людей, предприятий или любых других структур может быть больше, чем результат каждого из них по отдельности. Если же короче, то идея в том, что 1+1 может быть равно 3. Мы должны помогать друг другу не только потому, что это спасет нас как народ, но и потому, что так мы сможем добиться гораздо большего, нежели работая по отдельности.

Наша ситуация погранична. Сейчас мы можем все изменить, либо все потерять. Нам надо брать ситуацию в свои руки и объединяться. Несмотря ни на какие внутренние противоречия и различия. В наших руках, в руках каждого из крымских татар – наше будущее. Заканчивая, приведу цитату того самого священника, который основал Мондрагонскую корпорацию: "Те, кто предпочитают делать историю, и самим менять ход событий имеют преимущество над теми, кто решает пассивно ждать результатов перемен".

Эмир ШЕВКЪИ