Вокруг от голода и болезней умирало много высланных крымских татар

11.05.20160:19

 Урмус Мустафаева родилась в г. Акъмесджит 25 января 1925 года. Семья жила в доме по улице Инвалидная, 125, который до сих пор еще сохранился. Семья была многодетной – 8 детей. Поэтому мать не работала, хватало домашних забот. Отец брал в аренду у колхозов землю, и сажал арбузы и дыни. Жили в небольшом достатке, как и большинство крымских татар. Потом началась война. Урмус бита тогда была в девятом классе крымскотатарской школы №12, старше нее был только брат. Отец был уже в возрасте, ему было 65 лет, и в армию его не призвали, а вот старшего брата забрали.

В годы войны семья оставалась в городе. Оккупанты заходили в дома и забирали коров, овец и продукты. Если человек сопротивлялся, его забирали, и больше его никто не видел. Если фашиста убивали, то с каждой стороны улицы, где обнаруживали его труп, убивали по десять человек. Многих молодых  увозили в Германию на работы. Одну из тёток Урмус увезли, там она и пропала. Чтобы спасти от этой участи Урмус,  отец отослал ее к родственникам в Буюк-Онлар. Остальные дети были еще маленькими,  и им эта опасность не грозила.

К моменту освобождения Акъмесджита Урмус вернулась домой. В этот же день город бомбили. Одна из бомб упала на дом в начале улицы, и жившая там семья погибла. Так продолжалось некоторое время: сегодня бомбят немцы, завтра — красные. Когда город освободили, все радовались, однако, радость быстро превратилась в печаль. Всех крымских татар депортировали из Крыма. Урмус покидала родной город с железнодорожного вокзала. Утром   погрузили в вагоны, ничего взять не разрешили. Отец к тому времени умер, в день депортации как раз должны были помянуть сорок дней.

В дороге, несмотря на ужасные условия, Аллах уберег семью Урмус и все дети вместе с матерью и биташкой прибыли в Узбекистан. Еду давали один раз в сутки. Во время дороги в вагоне, где ехала Урмус, умер один человек, тело которого осталось где-то у железной дороги. Никакой медицинской помощи не оказывалось.

Нас привезли в Мирзачуль (ныне Гулистан) Сырдарьинской области, колхоз им. К. Маркса. Одежды не было, жилья не было, работы не было. Матрасов и одеял не было, как собственно и кроватей. Прижавшись друг к другу ночевали. Жили в полуразрушенной лачуге. Позднее колхоз выделил однокомнатный домик и дал немного хлопка, из которого сделали подушки, а спали на полу. Потом, прежде выслушав многочисленные обвинения в предательстве, Урмус удалось устроиться учетчицей в колхозную бригаду. На работу приходилось ходить за много километров. Потом взяли секретарем, стали давать кило-два пшеницы или ячменя. После того, как сестренки Урмус начали работать на хлопке, жизнь немножко наладилась. Через год государство раз в месяц стало выделять немного продуктов, которых хватало всего на неделю. Однако от болезней умерли четыре сестренки Урмус. Вокруг от голода и болезней умирало много высланных с родины крымских татар. Ей приходилось просить у председателя колхоза мешковину, чтобы обернуть тело умершего.

Большие мучения создавал комендант, который приезжал на коне, затем заставлял идти пешком тринадцать километров к нему, доставал лист бумаги и производил допрос. Поздно вечером комендант отпускал домой, и приходилось опять совершать долгий путь домой. Каждые два-три дня мучение повторялось.

 Воевавший в Красной армии брат нашел семью, когда большинство проблем было уже позади.

В 1948 году Урмус вышла замуж за тракториста Османа Мефаева из Мамут-Султана. Со временем появились и шестеро детей: один сын и пятеро дочерей. В 1988 году Урмус бита вернулась с семьей на родину и поселилась вместе с сыном в Джанкое. Сегодня Урмус бита бабушка  двадцати четырех внуков и четырех правнуков.