Отсутствие духовности в призывах партии Хизб-ут-тахрир

11.05.20160:19

Уже на протяжении нескольких десятилетий почти по всему миру ведёт активную деятельность партия Хизб-ут-тахрир, чья политическая идеология основана на некоторых выбранных её последователями аятах Корана и хадисах пророка Ислама (да благословит Аллах его и приветствует). Формирование своей идеологии последователи хизба обосновывают возникшими проблемами среди мусульман и считают, что для их разрешения необходимо построить исламское государство – Халифат. Для этого они политизировали некоторые аяты Корана и хадисы, при этом пренебрегая следованием каким-либо нравственным принципам. Необходимостью создания своей партии они считают призыв аята: «и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы» (Семейство Имрана, 104), выводя из призыва к добру призыв к Исламу.

Хотя комментаторы Корана приводят, что этот аят указывает на призыв к соблюдению нравственных ценностей, при усовершенствовании которых человек может достичь желаемого благополучия. Приводя многочисленные хадисы о принесении присяги халифу, последователи хизба считают обязательным подчинение даже халифу-угнетателю, для которого условием сохранения своего поста халифа является совершение намаза. Такая склонность к присяге любому халифу уже противоречит содержанию вышеприведённого аята, который призывает к соблюдению нравственности. Если халиф не будет придерживаться нравственности, то даже при существовании воображаемого халифата его власть ослабится только из-за отсутствия некоторых позитивных качеств.

Политизируя аяты и хадисы, последователи хизба стараются любым способом достичь власти, где могут осуществиться их планы для создания какой-либо государственной структуры. Такая устремлённость к власти вынудила их следовать некоторым вымышленным историческим фактам, приписывая халифам то, чего они даже не совершали. К примеру, халифу Абу Бакру приписывают совет с мусульманами для избрания своего преемника, где кандидатами были Умар и Али. Этот факт они не подкрепляют каким-либо достоверным историческим источником, который мог бы подтвердить истинность их утверждений. На самом деле Абу Бакр оставил завещание о назначении Умара халифом после себя. Хотя, что примечательно, основатель хизба Такийуддин Набхани в своей книге «Система Ислама» указывает на то, что нет необходимости пользоваться источниками по истории, но почему-то в своих взглядах для построения исламского государства опирается на вымышленные факты, чтобы, тем самым, утвердить свою концепцию построения халифата. Такое отношение к источникам указывает на создание какой-то фанатичной группы, которая, во что бы то ни стало, должна достичь своей цели, основанной на достижении власти.

Незнание истории возникновения религии Ислам последователями хизба проявляется тогда, когда они в брошюре «Хизб-ут-тахрир» (стр.32) пророку Ислама (да благословит Аллах его и приветствует) приписывают наличие Корана и самой религии, в то время как в начале его миссии ниспосылалось лишь первые пять аятов суры «Сгусток», а затем в течение трёх лет во время тайного призыва откровение не ниспосылалось. Поэтому, в то время ещё не было каких-либо признаков существования полного текста Корана и сути самой религии. Что примечательно, в своей литературе последователи хизба часто употребляют слово «Ислам», «мусульманин», «джихад» и т.д., устранив какое-либо следование духовности. Это видно из того, что от Ислама они устранили слово «религия», что уже вызывает отвращение понимающих и стремящихся к духовности людей. Отсюда получаем, что некоторые убеждения хизба основаны на словах и какого-либо практического применения всех их призывов не наблюдается, разве что какие-то недовольства в адрес вышестоящих органов, будь то исламских и неисламских. Хотя стоит учесть, что в некоторых аятах ислам представлен, как религия: «Поистине, религия пред Аллахом – ислам» (Семейство Имрана, 19).

Но последователям хизба свойственна политизация религиозных предписаний, прикрываясь некоторыми «священными» словами. Если такой фанатизм к словам будет проявляться с их стороны, то воображаемый ими халифат никогда не претворится в жизнь, так как в своих призывах они отдаляют людей от духовности. Исламское государство должно быть построено, прежде всего, в душе человека при следовании обязательным практическим предписаниям, которые позволят осознать суть религии единобожия в оригинале. Политизируя слова «Ислам» и «мусульманин», последователи хизба уничтожают Ислам, как религию Всевышнего Бога, который при обращении к своему пророку выразил своё довольство в отношении Ислама, как религии (Трапеза, 3), а не какой-нибудь политической цели, которая должна побуждать в людях агрессию и фанатизм.

Именуя себя партией Хизб-ут-тахрир, что в переводе означает партия освобождения, последователи этой партии якобы вознамерились освободить мусульман от влияния кафиров (неверных), но сами не замечают, что при идеологическом запугивании они «освобождают» мусульман от постижения духовных ценностей. Последователи хизба не считают Ислам духовной религией, так как, по их мнению, постижение каких-либо духовных ценностей воздерживает их от политических идей и целей, которые заключают в себе пришествие к власти. Такое упорство и фанатизм при отсутствии духовности уже выявляет в последователях хизба признаки агрессии, пусть даже и идеологической.

Претворение в жизнь исламского образа жизни последователи хизба считают появление халифа, который, по их мнению, сможет «нести бремя халифата». Стоит заметить, что они не считают обязательными качествами халифа мудрость и знание шариата, так как для них важно само «бремя халифата», нежели ведение общества к достижению каких-либо духовных ценностей. Также при появлении долгожданного халифа некоторые последователи хизба якобы будут контролировать его, что уже указывает на некоторое недоверие своему правителю. Если будет осуществляться такой контроль над своим правителем при ещё несуществующем государстве, зачем же тогда его строить и вводить в заблуждение столько людей? Ведь если проявится недоверие в отношении правителя, как это было во время убийства халифа Усмана и восстания против халифа Али, то достигнутый халифат тут же потеряет свою силу и влияние, так как могут увеличиться разногласия среди мусульман, что уже подвергнет сомнению саму суть халифата. В целях хизба больше наблюдается достижение каких-то материальных целей, как это было при омеядах и аббасидах, нежели формирование каких-либо духовных и божественных ценностей, к чему всегда призывал пророк Ислама (да благословит Аллах его и приветствует).

Не будучи склонными к необходимости наличия у халифа мудрости и знания шариата, последователи хизба дают ему полномочия принимать соответствующие законы, которые будут обосновываться предписаниями религии Ислам. Но если у него не будет соответствующих знаний для принятия законов, то его решения могут противоречить предписаниям Ислама и это уже подвергает сомнению его компетентность занимаемой должности. Впоследствии это может служить его отстранению и будут назначены другие выборы. Хотя с другой стороны при нынешнем отсутствии их халифата они сами не знают, кто достоин занимать этот пост или же кто возьмёт на себя ответственность «нести бремя халифата». Такое упорство в построении халифата и в то же время отсутствие способности найти соответствующего человека в качестве халифа сводят на нет все их усилия, так как в достижении конечной цели они не могут объединить мусульман под оплотом своих призывов из-за отсутствия духовных ценностей, которые в течение жизни старается достичь человек.

Касательно сунны пророка Ислама (да благословит Аллах его и приветствует), то последователи хизба в большей мере сконцентрировали своё внимание на его политической деятельности и при приведении аятов о нравственности они стараются политизировать их. Последователи хизба больше внимания обращают на военные походы пророка, его назначения в других областях, войсковые назначения, то есть всё, что связано с борьбой пророка против язычников. Такое политическое ограничение в отношении сунны пророка Ислама (да благословит Аллах его и приветствует) не позволяет полностью раскрыть не только уникальность предписаний, но и суть человеческой личности, которая может раскрыться при достижении каких-либо духовных высот.

Если последователи хизба олицетворяют своего халифа идеальным правителем, способным принимать какие-то шариатские законы, при этом, не считая обязательным наличие таких качеств, как мудрость и знание шариата, то такая устремлённость к построению какого-либо государства, основанного на принципах религии единобожия, может быть напрасной тратой времени. Причиной этому служит фанатичное отношение к взглядам своих шейхов, чьи ограниченные мышления в области политики и политизации нравственных предписаний сделали некоторых мусульман агрессивными даже в отношении своих единоверцев. Это проявляется тогда, когда они считают грешником или кафиром того, кто не примет их идей и не будет стремиться к построению их халифата.

Чтобы осознать ошибочность своих утверждений, последователям хизба нужно обратиться к Корану, где Всевышний Бог сам назначает своего халифа (Корова, 30; Сад, 26). Не нужно строить каких-либо виртуальных убеждений, с помощью которых вводят людей в заблуждение. Если и Всевышний приказал подчиняться правителям, то только тем, которых Он назначил сам, а не через человеческий фактор, который при своей ограниченности не может служить достоверным аргументом для претворения в жизнь истинных божественных предписаний. Человеческий фактор в мышлении последователей хизба проявляется тогда, когда они считают обязательным контролирование своего халифа, что не свойственно божественному представителю, так как у него, прежде всего, есть божественная миссия, отклонение от которой равносильно забвению божественных предписаний и введению людей в заблуждение.

Сам божественный халифат, познание которого пока не свойственно последователям хизба, согласно Корану будет существовать до Судного дня: «Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он оставит их преемниками на земле, как оставил тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого окажется неверным, те — распутники!» (Свет, 55). Поэтому, истинного халифа может представить людям лишь Всевышний Бог, а обязанностью простых людей является познание его через священное писание и предписания пророка и не ограничивать себя лишь некоторыми аятами и хадисами. По этому поводу нужно провести обширные исследования по всем источникам хадисов, истории и т.д., отдалившись от политизации предписаний, олицетворяющих достижение человеком каких-либо духовных высот.

На сегодняшний день обязанностью всех мусульман является следование своим обязательным практическим предписаниям, под оплотом которого они смогут объединиться в одну общину, показывая представителям других конфессий, что Ислам – это религия единства, а существующие разногласия возникают только из-за корысти некоторых знатоков религии, которые «своими знаниями» вводят людей в заблуждение. Стоит отметить, что как бы последователи хизба не стремились к построению какой-то государственной структуры, всё равно со своим мышлением они будут средством для разногласий среди мусульман, так как при введении человеческого фактора для решения самых важных вопросов религии они отдаляются от следования по божественному пути. И это настораживает всех мусульман только из-за того, что в их убеждениях нет божественного отблеска, а при его отсутствии подобные взгляды близки к своему исчезновению. И о построении какого-то халифата не может быть никакой речи.