Дипломат и археолог о крымских ханах

11.05.20160:19

В 1844 году известный дипломат и знаток восточных языков, и археолог, вице-президент Одесского Общества Древностей Александр Негри опубликовал в ЗООИДе (Записках Одесского Общества Истории и Древностей) любопытную работу, которую озаглавил: "Извлечение из турецкой рукописи, содержащей Историю Крымских ханов". Данная рукопись содержит подробную информацию о некоторых крымских ханах, начиная от Хаджи Гирая и заканчивая Арсланом Гираем которые, по мнению Негри, оставили след в истории.

В самом начале автор перевода дает краткую справку о том, что рукопись является списком неизвестного автора, не имеет названия и содержит 257 страниц. Он упоминает, что список, с которым ему посчастливилось работать, являлся копией, тогда как подлинник хранился в Крыму, в личном архиве мурзы Мурата Аргинского. Он так же говорит, что начинается источник от сотворения мира, плавно переходит к истории золотоордынских ханов, а после начинает свое повествование с основателя Крымского ханства.

Приведем краткий перевод рукописи с сохранением орфографии и пунктуации этой рукописи:

"Хаджи-Герай умел привлекать сердца, потому во время правления его значительное число народа переселилось с Волги в Крым. Это дало ему возможность иметь сильное войско и предпринимать частые и обыкновенно удачные вторжения в Польшу и Россию. Уважаемый всеми Хаджи-Герай-Хан, скончался в 871 году (гиджры), и погребен в часовне (дюрбе примеч.), выстроенной им нарочно для этого в Салачикском квартале Багчесарая, который основан и избран в столицы дедом Хадяш-Гераевым Хюда-Бирди-Ханом. По смерти Хаджи-Герая, на престол ханский вступил сын его разумный, угодный небу и вполне достойный венца Менгли-Герай. Но не прошло и трех месяцев после его восшествия, как двоюродный брат Сейид-Ахмед-Хана, Нур-Девлет, соединясь с другими своими братьями и племянниками, восстал и сверг Менгли-Герая. Верный пособник сего последнего Ширин-Текне умер между тем, сын Текне был еще ребенком, потому большая часть эмиров перешла на сторону Нур-Девлета. Не имея сил противостоять врагам своим, Менгли, по необходимости должен был искать спасения в бегстве и укрываться несколько времени в Мангупской крепости, которою, равно как и Кафою, владели тогда Генуэзцы. Дружба Нур-Девлета с братьями своими и племянниками изменилась между-тем в недоверчивость: Владычество Нур-Девлета продолжалось два года…[После смерти Нур-Девлета] Менгли-Герай обнаружил пребывание свое в Мангупе, Эминек и бывшее в Крыму татарское войско взяли его сторону; После сего Менгли-Герай, будучи уже вполне единовластителем, назначил калгою, т.е. наследником престола, сына своего Мухаммед-Герай-Султана".

"Желая обеспечить безопасность своих подданных, Менгли-Герай построил в Орском (Перекопском) проходе укрепление Ферхкерман, а на берегах Днепра Джанкермаи, Каракерман и Девлет-Керман. Когда его величество султан Баезид покорял Килию и Аккерман, Менгли-Герай привел ему на помощь 50 000 татар, в вознаграждение за что пожалованы ему многие селения на Днестре, принадлежавшие воеводе Молдавскому, и известные ныне под именем Ялы-Агасы. Правители польские, прусские и Московские находились под властью крымских ханов. Волею-неволею заставил он также повиноваться и буйный от природы народ черкесский".

Знаменитейшим после Менгли-Герая является сын его Сахиб-Герай. "Достигнув полновластия, Сахиб-Герай обратил все внимание на устройство своего народа, чем и приобрел бессмертную славу. Жители [Степного] Крыма не имели до него постоянных жилищ, а вели жизнь кочевую, переходя с места на место. Сахиб-Герай приказал поломать телеги, служившие им для переездов и перевоза семейств и имущества, и назначил всем постоянные места жительства, дав каждому достаточное количество земли, и приказав строить дома и деревни на пространстве полуострова Крымского от Ферх-Кермана на севере до Балаклавы на юге, от Каффы на востоке до Кезлева на западе. По его-же повелению выданы были на владение отведенною собственностью грамоты с алою в зеленою Чингисовскими тамгами, которые грамоты сохраняются и доселе. Будучи воинствен, помянутый хан, втоптал в грязь государства Русское и Польское, и победив астраханского хана Ямгурджи, рассеял его подданных, а избежавших смерти мужчин и женщин, со всем имуществом и богатствами переселил в Крым. Потом находился в Багдадском походе вместе с султаном Сулейманом, за что и был от него милостиво награжден".

Вот что говорит автор о действиях против Русских преемника Сахиб-Гераева Девлет-Герая: "В то время войско Московское овладело Астраханью. Хан пошел и освободил этот город, но когда возвращался назад обремененный бесчисленною добычею, его настиг в пути, поселившийся в России выкрест по имени Шир-Мердув, ошибочно называемый Шир-Медом (Шереметьев). Уйти было нельзя, потому хан по необходимости вступил в бой; но так-как лошади, утомленные дальним походом не имели сил, войско татарское потеряло дух и пришло в расстройство Ханские сыновья калга Ахмед-Герай и Хаджи-Герай, пять султанов в бесчисленное множество знатных а простых ратников мусульманских пали под ударами неверных; совершенная гибель была уже близка; но "нет победы нежели от Господа": сын Девлет-Герая, Мухаммед-Герай-султан оставленный отцом стеречь Крым, устыдясь проводить время в покое и бездействии, тогда как отец и его и братья были в походе, собрал, без позволения на то Девлет-Герая, сколько можно было храброго войска, и пустившись с ним на помощь и подкрепление отцу, прибыл именно в то самое время, когда войско мусульманское близко уже было к бегству. Помня божественные слова: "Знайте, что рай обретается под тенью мечей", он немедля, с криком: Аллах! Аллах! ударил на неприятельский лагерь. Это движение придало силы изнемогавшему ханскому войску; оно снова завязало бой, и неверные были разбиты. По возвращении домой победоносного и обогащенного добычею войска, Мухаммед-Герай награжден был почетною одеждою и сделан калгою. В начале ханствования своего, Девлет-Герай, чтобы удержаться на престоле, проливал кровь мусульманскую; за-то после оказывал великую ревность к войне с народами, враждебными истинной вере, и одержал многие победы, так-что раз осаждал даже сорок дней столицу государства Русского Москву. Наконец, обремененное добычею без счета, оно удалилось, обязав русских платить дань в каждый год присылать хану деньги в дары. За это Девлет-Герай и до сих пор славится под прозванием "завоевателя царств".

Одним из наиболее любимых в уважаемых крымскими татарами ханов их был Хаджи Селим-Герай-хан, сын Бегадир-Герай-хана. "По прибытии в Крым, Селим-Герай тотчас-же предпринял поход для устройства черкесской земли. Во время зимовки там в Кабарде, явился к нему от его величества султана Мухаммеда (IV) капиджи-кетхода Ахмед-ага с двумя хатти-шерифами звать, по обычаю, в предпринимавшийся поход на Каменец, и хан не медля ни мало, возвратился в Багчесарай. По изготовлении к походу в мухареме 1083 года (гиджры), сел он на коня, предводительствуя бесчисленным войском храбрых татар, и направил путь к победному стану оттоманов. Татары ударили на врагов с яростью львов, и, при помощи Всевышнего, разбив их и обратив в бегство, обогащенные добычею, по-добру-по-здорову, прибыли к Каменцу, а при осаде этой крепости, ревностью и подвигами заслужили всеобщую похвалу и уважение".

В 1088 году (гиджры) Селим-Герай был низложен за приписанную ему неудачу Чигиринской экспедиции, и в следующем послан на житье в Родос; ханом между тем сделан Мурад-Герай, сын Мубарек-Герай-Султана. В 1094 году он также лишен престола, а на место его возведен Хаджи-Герай, сын Крым-Герай-султана, после чего в 1095 восстановлен опять Селим-Герай.

Последний хан, властвованием которого заключает труд свой неизвестный автор рукописи, есть Арслан-Герай сын Девлет-Герай-Хана, вступивший на престол в 1161 году гиджры. Вот что говорится о нем: "По получении инвеституры на ханское достоинство, калгою своим Арслан-Герай сделал сына Фетх-Гераева Селим-Герая, нуреддином и вместе с тем Буджакским сераскиром – брата своего Крым-Герая, Орским беем – сына Фехт-Гераева Мухаммед-Герая. Через несколько времени Мухаммед-Герай был отставлен, а Крым-Герай удалился в Румелию. Тогда, на место последнего, в достоинство нуреддина возвел он племянника своего Максуд-Герая сына Бегадир-Гераева, Орским беем сделал старшего сына своего Селим-Герая, Буджакским сераскиром – второго сына Девлет-Герая, Едисанским сераскиром – третьего сына Шехбаз-Герая. Услышав об отставке брата своего Мухаммед-Герая, калга – султан Селим-Герай говорил ему: "Были мы разбросаны по чужим землям, кто скитался в горах у черкесов, кто в Румелии. Хан призвал вас в Крым, одного сделал калгою, другого Орским беем, да и всех прочих, по достоинству наградил и осыпал милостями, больше чем от родного отца можно ожидать. Он господин наш и старший брат. Не желал-бы он нам добра, не собрал-бы нас так под крыло свое; теперь изволил отставить, значить ваша вина тому причиной, все таки нам должно хвалить его и прославлять". В благополучное время властвования сего хана Крым благоденствовал в мире и тишине. Сидя в углу безопасности, люди жили друг с другом в кротости и любви, воссылая к Господу теплые молитвы о здравии и долголетии своего государя. Хан Арслан-Герай, подобно родителю своему храброму Девлет-Герай-Хану, и как гласит несомненная книга: "Те, которые немилосердны к неверным, кротки между собою", был безжалостен к врагам веры, но милостив до правоверных. По силе слов пророческого предания "Верующие ест престол Всевышнего", он старался привлекать все сердца, в особенности-же оказывал уважение к улемам и людям примерной жизни; должность кадийскую не давал без разбору, а по степени достоинства, и вообще старался улучшить состояние всякого ученого человека. Предписанные законом пять дневных намазов исполнял с крайним усердием. Зная, что "кто лишил жизни одного человека, все равно как-бы лишил ее всех", воздерживался от разрушения творений Божиих сколь можно более. Уверенный, что "правоверные суть как-бы семья султана", оказывал величайшую заботливость об охранении пределов в укреплении границ, для чего построил батареи и прорыл рвы в крепостях Орской и Арабатской, а также в Уч-Оба, Джонгаре и в Сиваше. Помня, что пророк сказал: "Улемы тоже, что были пророки во Израиле", из любви к учению, построил в Багчесарае, недалеко от большой соборной мечети, великолепное медресе и прекрасное училище. "Строит храмы Божии, кто верит в Бога единого и день последнего суда" речет стих корана, и хан восстановил и возобновил клонившуюся к разрушению ханскую соборную мечеть в Кезлеве. Несомненную книгу эту читал он ежедневно, и в силу того, что "записываем мы дела их и подвиги для будущей жизни", в Кезлеве, Ак-Мечети и Отар-Кое построил фонтаны, и на поддержание всех помянутых богоугодных сооружений определил вакфы. На том месте, где в ханствование Каплан-Герай-хана, пожжено было руками неверных, Арслан-Герай воздвиг новые дворцы, великолепнее прежних. Дворцы, построенные Менгли-Герай-ханом в Салачике и известные под именем "Ишлеме" [Ашлама], клонились уже к разрушению. Арслан-Герай возобновил их и выстроил еще другие. Вообще, хан этот соединял в себе все похвальные качества.

подготовила Гульнара АБДУЛАЕВА