Запахло жареным

11.05.20160:19

В известной советской пропагандистской песне есть такие строки: "Есть у революции начало! Нет у революции конца!". Призрак агрессивного народовластия вновь поселился в коридорах украинской власти.

Иллюзия революции

На расширенном заседании Кабинета министров президент Виктор Янукович сделал жесткое заявление.

– Есть призывы к революции. Сегодня мне правоохранительные органы дают информацию, что идет скупка оружия в стране и подготовка к вооруженным нападениям на органы власти, – сказал Янукович.

На первый взгляд, глава государства опасается “рецидива” Оранжевой революции и делает все возможное, чтобы не повторились события зимы 2004г., отстранившие его от власти. Перефразировав известного мыслителя, можно сказать, что после революций больше всего стоит опасаться контрреволюций. Революции творят безумцы, контрреволюции – подлецы. Так было во время Гражданской войны. Период “классических” переворотов остался в прошлом. В ХХ столетии их потеснили “бархатные революции”. События зимы 2004г. многие называют революцией, но она не является таковой в полной мере. Хотя тогда многим казалось, что Украина очистится от совка окончательно и до светлого европейского будущего рукой подать. Уже через год иллюзии растаяли. Оказалось, одни финансово-промышленные группы потеснили другие. Представители донецкой элиты недолго ходили в изгоях. Бизнес не может быть в оппозиции к власти. Тем более, как оранжевые, так и бело-голубые политики вышли из общей шинели кучмовской государственности. В сложившейся системе коррупция – мать порядка.

После выборов окружение президента сделало все возможное, чтобы расчистить политическое поле. У страха, как всегда, глаза велики: ребята перестарались. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко получила семилетний приговор за газовые соглашения с Россией. Бывший глава МВД Юрий Луценко еще ожидает своей участи в СИЗО. Если не будет проблем со здоровьем арестанта, его вряд ли оправдают. Оставшиеся на воле политики из оранжевого лагеря власти не страшны. Наоборот, некоторых из них называют “ручной оппозицией”. Тимошенко можно было и не сажать, так как ее рейтинг не так уж высок. После оглашения приговора ее сторонники грозились собрать новый Майдан, но наскребли не более трех тысяч пикетчиков.

Странно, но в этом есть что-то мистическое. Кажется, регионалы патологически боятся Ю.Тимошенко, ее умения выкручиваться из самых невероятных передряг, поэтому ее посадили за “граты”. В деле есть политическая составляющая, но она держится на плаву, благодаря заявлениям западных политиков. Не хочу упрекнуть чиновников ЕС в двойных стандартах, но там судят высокопоставленных чиновников, и никто даже не заикается о “политических преследованиях”.

Оранжевая революция, на волнах которой Тимошенко въехала в премьерское кресло, изобиловала правильными лозунгами. Чего только стоит высказывание майданных ораторов: “Бандитам – тюрьмы!”. Но они остались только на словах. Да, отечественная правоохранительная система имеет массу недостатков, украинская милиция будет долго избавляться от родимых пятен советского МВД времен Николая Щелокова.

Прежде, Печерский суд, запрещавший “неконструктивную критику” Кабмина, отменявший указы президента Виктора Ющенко, Тимошенко полностью устраивал. “Вона” сама стала жертвой системы. Не она ее создавала, но, пребывая у власти, имела возможность ее исправить. В 2005г. нынешнего вице-премьера Бориса Колесникова вызвали в Генеральную прокуратуру в качестве свидетеля. После беседы он превратился в подозреваемого, и на него надели наручники. В 2010г., наоборот, такие методы применяли в отношении чиновников из Кабмина Тимошенко. То есть власть меняется, а силовые органы не меняют своей карательной сущности.

Донецкая диктатура?

С другой стороны, окружение президента готовит основания для силового варианта удержания власти. Раз в стране есть вооруженные люди, власти должны дать отпор. Неужели милиционеры бояться ходить по улицам без оружия, а чиновники-бюрократы забились по углам, опасаясь народного гнева? Конечно, такого и близко нет. Парламентская оппозиция после заявления президента назвала его параноиком и упрекнула в "диктаторских замашках". От Януковича потребовали объяснений, кто и в каком количествах покупает окружение.

Внимательный читатель может возразить, что Верховную Раду и Кабинет министров Украины периодически штурмуют "афганцы", "чернобыльцы" и представители малого бизнеса. Мол, вдруг кто-то достанет из "широких штанин" пулемет. Первыми под подозрения попадают ветераны Афганистана: эти ребята умеют обращаться с оружием и ничего не боятся. "Оружейная история" преследует другие цели. Президенту нужны основания, чтобы на волне народного недовольства выгнать из министерских кресел некоторых министров. Из них сделают "жадных бояр", которые подвели "доброго царя". Не зря Янукович озвучил это заявлением именно на заседании правительства. Умные министры должны были его понять так: "Вы, ребята, работаете очень плохо. Люди день ото дня становятся злее и готовы браться за вилы, нападать на власть. А власть это – вы. Поэтому делайте выводы".

Одновременно в правительственных коридорах обсуждали отставки министров. В том числе и одиозного Дмитрия Табачника. Постов должны были лишиться министр финансов Ярошенко и здравоохранения Анищенко. В эту схему органически вписывается информация киевских журналистов о том, что акцию "чернобыльцев" организовал член Партии регионов, генерал-майор милиции Анатолий Винник. Ну какой генерал будет делать такое без ведома начальства? Все это указывает на то, что Администрация президента ищет варианты для маневра. Перед ней стоит непростая задача – декриминализовать статью Тимошенко, но при этом сохранить лицо сильной власти. Выпустить Тимошенко все равно придется. О неизбежности компромисса говорит видный представитель Партии регионов – Сергей Кивалов. Широкомасштабные акции протеста в Украине выгодны, прежде всего, России. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране заставит Киев принять условия Кремля, но это уже другая история.

Энвер УЗУНДЖИ