Рефик Музафаров – вернувшийся из забвения

11.05.20160:19

В Крымском инженерно-педагогическом университете состоялось мероприятие, посвященное памяти известного крымскотатарского ученого, фольклориста, борца за возвращение и восстановление прав крымскотатарского народа Рефика Музафарова.

На мероприятии собрались ученые, писатели, представители общественности, которые лично знали Рефика Музафарова. Они рассказали о том, какой неоценимый вклад ученый внес в развитие крымскотатарской литературы, какое влияние его труды оказывают на современные исследования в области крымскотатарской фольклористики.

На стенде были представлены книги Рефика Музафарова, в частности, два тома "Крымскотатарской энциклопедии", книга "Пословицы и поговорки крымских татар" ("Къырымтатарларнынъ аталар сёзлери"), "Анатомия депортации крымских татар", несколько экземпляров журнала "Ватан", его диссертации и монографии, а также газетные публикации об ученом.

Встречу вела главный редактор журнала "Ненкеджан" Зера Бекирова. Она рассказала публике о тяжелой судьбе ученого, а частности о том, как его преследовали советские спецслужбы после публикации в газете "Труд" в 1972 году клеветнической статьи "Профессор получает неуд", как не принимали на работу ни в один институт, как не давали публиковать собственные труды.

Странно, что и сегодня создается впечатление, будто профессор до сих пор притесняем. Работы Рефика Музафарова не изучаются ни в ТНУ, ни в КИПУ, где есть кафедры тюркской филологии.

Как отмечает близкий друг ученого, председатель ревизионной комиссии "Маарифчи" Бейе Ильясова, брат профессора Нуззет Музафаров за свои средства издал книгу "Анатомия депортации крымских татар". Рескомнац средств на издание книги не выделил. Кроме того, очень значимый труд Рефика Музафарова все еще ожидает публикации – это рукопись в 600 страниц, посвященная участию крымских татар в партизанском движении во Второй мировой войне. Пока и это издание остается без внимания. Бейе-ханум выразила надежду, что Рескомнац поможет издать это произведение.

Бейе Ильясова также предложила установить у дома ученого мемориальную доску, а на могиле – башташ.

Рефик Музафаров всю жизнь посвятил науке. Как отметила одна из гостей мероприятия он не стремился к материальным ценностям, для него была важна наука. "Родина, народ – для них он жил. И спасибо Азе Михайловне! Она была с ним в самые тяжелые периоды жизни, она разделила его тяготы, не бросила", – сказала она и добавила: "Эти книги читать необходимо, ведь так важно знать достоверную историю о том, как мы возвращались в Крым".

Перед аудиторией вдова Рефика Музафарова Азалия Михайловна Короткая сказала: "Рефик всегда боролся за счастье народа, но он не гнался за успехом. Он был настоящим интеллигентом. С ним было хорошо и легко".

Писатель Аблязиз Велиев отметил вклад ученого в борьбу крымскотатарского народа за возвращение на Родину и рассказал о нелегкой судьбе его произведений. "Ни на каком языке не печатали его книги. Препятствовали всеми силами", – отметил он. А. Велиев также добавил: "Мы до сих пор пользуемся его энциклопедией. Труды Рефика Музафарова проживут еще сто лет и больше, и наши потомки будут учиться по ним".

Вдова ученого в интервью корреспонденту QHA рассказала о судьбе большинства произведений Музафарова. "Много работ украли. Это было давно, когда мы только переехали в Крым," – сказала она.

"В то время, когда для широкого круга людей объективная информация о крымских татарах была фактически недоступной, а заинтересованные в межнациональной нестабильности силы через все СМИ продолжали чернить народ, Рефик Музафаров издал "Крымскотатарскую энциклопедию". Вопреки закрытому доступу к объективным материалам о крымских татарах, проявив такое потрясающее трудолюбие, он создал и издал энциклопедию. Кроме этого, Рефик был участником национального движения. Вопреки финансовым трудностям и политическому давлению он начал издавать журнал "Ватан" и смог выпустить 36 номеров", – рассказала Азалия Михайловна.

Ученому было очень тяжело в условиях преследования со стороны КГБ искать необходимые материалы. "Доступ к архивам был практически закрыт. КГБ ходил за нами по пятам, и мы знали об этом. Мы старались как можно быстрее выбрать основные материалы. Я искала в одном отделе, Рефик – в другом. А потом, когда КГБ нас настиг, для нас закрыли доступ к архивам. Но основной материал мы взяли", – отметила вдова ученого.

Азалия Михайловна помогала Рефику Музафарову в создании энциклопедии. "Когда он ослеп, мне пришлось заканчивать второй том энциклопедии. Он меня консультировал. Но некоторые работы Рефика остались неизданными. Например, 600-страничный труд о партизанском движении крымскотатарского народа. Я надеюсь, его издадут. Надеюсь, что Рескомнац найдет средства для публикации этой документальной работы, потому что этот труд откроет правду о борьбе народа в годы войны", – заключила Азалия Михайловна.

QHA