Патриоты или маргиналы?

11.05.20160:19

В последнее время от многих журналистов определенного политического толка приходится слышать, что русское движение Крыма находится в кризисе, за двадцать лет "пламенной борьбы" его представители не смогли сформулировать адекватной повестки дня и постепенно маргинализовались.

На самом деле русские организации Крыму оказались в кризисе не сегодня и не вчера. Постепенный откат назад для них начался после бесславного президентства в Крыму Юрия Мешкова. Как известно, его политическая клоунада закончилась тем, что президент Леонид Кучма аннулировал Конституцию Республики Крым 1992 года. Через четыре года был принят Основной Закон Украины, согласно которому автономия получила достаточно скромные полномочия. Мешковщина закончилась двадцать лет назад, а горький привкус ощущается до сих пор. Многие крымчане, которые поддержали его, рассчитывая на сближение с Россией, теперь кусают локти. Именно тогда начался процесс переформатирования движения из пророссийского (то есть оринтированного на Кремль) в прорусское, которое больше занималось внутрикрымскими проблемами.

Почему о "кризисе" заговорили сейчас? Русская община Крыма, которая на последних выборах в местные советы шла под флагом партии "Русское единство", получила в парламенте автономии только три места. Результат, мягко говоря, скромный, учитывая этнический состав населения полуострова. Общину постоянно сотрясают внутренние скандалы. Многих старожилов не устраивает, что община пошла вместе с партией "Русское единство". Некоторые договорились до того, что заявили о "рейдерском захвате" РОК.

Недавно в Симферополе создали организацию с громким названием — Совет старейшин русских организаций полуострова. Кто же эти "старейшины"? Это бывшие лидеры местных отделений РОК, которых с треском выставили из организации. Основной причиной исхода они называют нежелание вступать в партию "Русское единство", которую контролируют Сергей Аксенов и Сергей Цеков. За последние два года из общины выставили два с половиной десятка людей. Оппоненты лидеров РЕ заявляют, что С.Цеков с С.Аксеновым контролируют не более пяти районных организаций. Остальные пятнадцать либо покинули РОК, либо готовятся выйти полным составом. У совета старейшин нет поддержки со стороны российского консула в Крыму. Они уже предложили ему провести встречу, но консул дипломатично ответил, что пока к этому не готов. Вообще, этот совет производит впечатление клуба по интересам, в котором собрались люди, оттесненные на обочину крымской политики.

На днях РОК покинул один из пламенных "друзей" крымских татар Олег Родивилов. Говорит, что община утратила идеологический стержень и больше занимается вопросами защиты бизнес-интересов. В пространном интервью одному из интернет-изданий он заявил, что прекращать политическую деятельность не намерен и будет доводить начатое до конца. Хотя на самом деле такие заявления — всего лишь попытка сделать хорошую мину при плохой игре.

Тут стоит подробнее объяснить, почему многие в общине не довольны политикой руководства. Долгие годы политика РОК строилась на конфронтации с украинцами и крымскими татарами. В последние три года можно уверенно сказать, что градус дискуссии понизился, а сама политика общины стала более прагматичной. Многим, кто сколотил себе имидж на противопоставлении славян и крымских татар, стало неудобно и непривычно работать в новых реалиях. Ключевое слово тут "работать". Те, кто двадцать лет картинно пер на баррикады, на показуху боролся с "исламским экстремизмом", работать не привыкли. Они привыкли мутить воду, рассчитывая на благодарность российских политических кругов. Благодарность, как известно, была материального плана. О благосостоянии и развития Крыма они не думали, потому что на этом не заработаешь. У С. Аксенова другой подход к работе организации. По его мнению, она должна участвовать в решении актуальных проблем, касающихся всех жителей республики. В ходе одной из встреч с общественностью С. Аксенов заявил, что не рекомендует подчиненным ездить в Москву и что-то просить. Естественно, многим это не понравилось.

Если русские организации перестают ориентироваться на Москву, то какие у них могут быть перспективы? Тут стоит задуматься над простым, но одновременно очень сложным вопросом: возможна ли в Украине "русская партия"? Когда мы говорим о "русской партии", то имеем в виду не сборище националистов и черносотенцев, а вполне демократичную структуру, которая бы в программных целях задекларировала защиты и развитие русскокультурных людей в Украине. Гипотетически такое возможно. Допустим, социальный заказ на такую силу есть, но кто ее возглавит? Лидерами подобного политического образования, например, могут стать министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник и бывший глава кучмовской президентской администрации Виктор Медведчук.

В глазах жителей западных областей и среди киевской интеллигенции Табачник имеет реноме "украинофоба". Насколько это соответствует действительности, спорный вопрос. В действительности, повальная русификация сферы образования, которую периодически "инкриминируют" министру представители национал-демократического лагеря, такая же реальность, как повальная украинизация школ при предыдущем "оранжевом" главе МОН Иване Вакарчуке. При нем в Крыму как преподавали в вузах на русском, так и преподают. Аналогичная ситуация с Табачником: университеты центральных и западных областей говорят на украинском и никто их не заставляет перейти на русский.

Виктор Медведчук с пафосом анонсировал свое возвращение в украинскую политику, которую покинул после "Оранжевой революции". Он не скрывает, что его ориентация на Кремль обусловлена личными контактами. Крестными родителями его младшей дочери являются Владимир Путин и жена Дмитрия Медведева. Столь сановное кумовство еще не означает быструю реанимацию политического проекта Медведчука. Пусть звучит банально, но дважды в одну реку не войдешь.

Звучит парадоксально, но в такой партии не заинтересованы именно русские политики Крыма. Полуостров — особый регион, и дух автономии, казалось бы, засел очень глубоко в сознании жителей. Общегосударственная партия должна иметь киевскую прописку. К тому же, как говорил один известный политик, наши реалии таковы, что какую партию не строй, все равно получится КПСС, которой была свойственная жесткая вертикаль подчинения. Крымские структуры в любом случае будут тянуть одеяло на себя, а среди областных парторганизаций начнется подковерная возня на предмет, кто из них самый "русский", а кто "оппортунист" и "предатель". При таком раскладе у нее более чем туманные перспективы. К тому же в Партии регионов не будут в восторге, что кто-то топчется на их электоральном поле.

Самый главный нюанс: в такой партии не заинтересован Кремль. Когда Путин говорил, что в Украине нет настоящих пророссийских политиков, то он не лукавил. Такое заявление можно назвать признанием провалов российской внешней политики в украинском направлении. За годы, пока он у власти, не смотря на титанические усилия, в украинской политической элите не сложилась группа "агентов влияния". Один Медведчук явно не показатель. К тому же, как мы все знаем, и между кумами возможны грандиозные разногласия. Уровень непонимания между руководством двух стран настолько высок, что говорить о влиянии одного человека просто смешно.

Удар по идеологической платформе профессиональных русских нанесло избрание Виктора Януковича президентом. Глупости, скажите вы, мол, В. Янукович олицетворяет их интересы. Допустим, сначала он был готов пойти на определенные уступки россиянам, рассчитывая на их благосклонность по газовому вопросу. В апреле 2010 года он вместе с российским коллегой Дмитрием Медведевым "прописал" Черноморский флот РФ в Севастополе еще на пол столетия. И что дальше? Россияне ринулись пересматривать договоренности 2009 года, по которым Украина покупает газ по самой высокой цене в Европе? Нет, ничего подобного не произошло. Нежелание Киева вступать в Таможенный союз, президентская гонка в самой России, где украинскую карту разыгрывали, как хоккеисты шайбу, торговые войны и словесные баталии интеллигентов только усугубили обстановку. Русские являются второй по численности этнической группой в Украине. Видимо, Кремлю это совершенно безразлично, раз на Украину оказывается такое давление. Говорить о братских отношениях явно не приходится. Люди это видят и прекрасно понимают, что вопрос национальной принадлежности для российской политической элиты значения не имеет. Их больше заботит защита бизнес-интересов в ближайшем зарубежье.

Тимур ТАРПАН