Мустафа Джемилев: «Нам не по пути с политическими партиями, выступающими против восстановления прав крымскотатарского народа»

11.05.20160:19

В последнее время, в связи с предстоящими выборами в Верховную Раду Украины, в СМИ публикуются материалы, в которых, так или иначе, затрагивается деятельность органов национального самоуправления. В частности, многих интересует позиция Курултая и Меджлиса по предстоящим парламентским выборам. Однако при этом осуществляются попытки навязать крымским татарам и их представительным органам свое мнение.

Газета "Авдет" обратилась к председателю Миллий Меджлиса, народному депутату Мустафе Джемилеву с просьбой прокомментировать один из таких материалов, а именно, интервью лидера крымской "Батькивщины" Андрея Сенченко.

– Мустафа бей, в последнем интервью газете "События" лидер крымской "Батькивщины" – Андрей Сенченко заявил, что если Меджлис пойдет на сотрудничество с Партией регионов, то утратит влияние и поддержку своего народа. Согласны ли Вы с подобным утверждением? Действительно ли Меджлис мог бы утратить свой авторитет среди крымских татар, случись такая ситуация? Рассматривалась ли сама возможность сотрудничества с Партией регионов?

– Решения по выборам, как правило, у нас принимает Курултай крымскотатарского народа. Там 250 делегатов и решения они принимают исходя из национальных интересов и мнений соотечественников, которые их избрали делегатами. Поэтому, подавляющее большинство крымских татар, как показала практика всех выборов на территории Украины в последние два десятилетия, голосует в соответствии с рекомендациями своего Курултая.

Правда, были и есть небольшие группы из числа крымских татар, которые не имеют каких-либо твердых политических взглядов, но обязательно призывают голосовать вопреки рекомендациям Курултая. У них работа такая, они таким способом зарабатывают себе на хлеб.

Возможность предвыборного союза с Партией регионов у нас не рассматривалась. Поскольку по многим вопросам развития Украины и Крыма у нас разные, а порой диаметрально противоположные точки зрения.

Но, даже если гипотетически допустить, что Курултай призовет своих соотечественников по каким-то соображениям проголосовать за Партию регионов, то нет никакого сомнения, что большинство крымских татар так и поступят, поскольку рейтинг представительного органа крымскотатарского народа довольно высок – по данным Центра Разумкова около 82 %. Нас, конечно, трогает волнение Андрея Сенченко об авторитете Меджлиса, но полагаю, что оснований для беспокойства нет.

– Со слов лидера крымской "Батькивщины", кто не в объединенной оппозиции, тот за власть. Можно ли так упрощенно смотреть на разделение политических сил в Украине? Как Вы относитесь к утверждению членов объединенной оппозиции, что "кто не с нами, тот за власть"?

– В политике нельзя всё делить на белое и черное. Есть и другие цвета. Тем более в условиях современной Украины, когда в самой власти, особенно в регионах, представлены разные по своим взглядам на будущее Украины люди. Поэтому, для нас неприемлем большевистский принцип "кто не с нами, тот против нас". В ситуации, когда десятки тысяч наших соотечественников не обустроены, сотни поселков крымских татар лишены элементарной социальной и инженерной коммуникаций, наши представители – от депутатов сельского совета до Верховной Рады Крыма – обязаны использовать любые возможности для облегчения положения людей.

Другое дело, и это также подтверждается деятельностью делегатов Курултая всех созывов, мы последовательны в своих принципах, и поэтому никогда не входили в политические коалиции или союзы с силами, исповедующими авторитарные методы управления обществом и выступающими против интеграции Украины в сообщество европейских народов. Тем более, нам не по пути с политическими партиями, выступающими против восстановления прав крымскотатарского народа.

Добавлю также, что мы ведь жили и при власти, которая была сформирована победителями выборов 2007 года, то есть представителями БЮТ и НУ-НС. И тогда, внутри самой власти, тоже ведь хватало типов, которые не решали никаких проблем, ни о чем, кроме личных прибылей и благ не заботились. Но это не дает оснований для характеристики упомянутых политических сил в исключительно темных тонах.

– Сенченко отметил, что во время переговоров Меджлису предлагались несколько мажоритарных кругов в Крыму. Отвечает ли такое предложение реальным возможностям Меджлиса и крымской "Батькивщины" по мобилизации крымского электората? Какое предложение о партнерстве на выборах было бы позитивно оценено Меджлисом?

– Для того чтобы Курултаю принять решение о выдвижении кандидатур по мажоритарным округам в Крыму не нужно чьих-либо предложений, ибо мы можем в этих округах рассчитывать только на голоса своих соотечественников. А поскольку ни в одном из 10-ти округов в Крыму крымскотатарские избиратели не составляют даже четверти всех избирателей, то шансов на избрание у крымскотатарских кандидатов практически нет. Но если та политическая сила, с которой мы заключим предвыборный союз, выдвинет по округам своих более или менее популярных среди русскоязычного населения кандидатов, то крымские татары, поддержав эти кандидатуры, могут кардинально изменить соотношение голосов и помочь им одержать победу.

Собственно с этими предложениями мы и выходим на наших потенциальных союзников, но они пока предпочитают сами закрепиться в проходной части своего списка, а нам предлагают то, что им не принадлежит. Например, на прошлых выборах в октябре 2010 года в органы местного самоуправления "Батькивщина" набрала по Крыму всего 19569 голосов, что почти втрое меньше голосов крымских татар, отданных за Народный Рух по рекомендации Курултая. И как же они смогут при таком количестве содействовать избранию наших кандидатур в "предлагаемых" мажоритарных округах? К тому же, следует учесть, что с октября 2010 года ситуация в стране кардинально изменилась и далеко не факт, что многие из тех, кто из числа русскоязычных избирателей голосовал тогда за БЮТ, вновь подтвердят свою позицию, тем более когда их призовут голосовать за кандидатов-крымских татар.

Беседовал Нариман Джелял