Смешанные выборы

11.05.20160:19

Верховная Рада Украины назначила очередные выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов на 31 октября 2010 года. За данное постановление отдали свои голоса 247 народных депутатов из 428, зарегистрировавшихся в зале: 169 депутатов фракции ПР, 20 депутатов фракции БЮТ, 9 депутатов фракции НУ-НС, 26 коммунистов, 19 от фракции Блока Литвина и 4 внефракционных депутата. ВРУ поручила ЦИК обеспечить финансовую и материально-техническую сторону процесса подготовки и проведения выборов. Кабмину поручено принять меры по финансированию местных выборов из госбюджета.

Данный ситуативный компромисс влечет за собой баталии за систему проведения выборов, от которой будет зависеть расстановка сил на местах. Местные выборы, которые в ПР хотят провести одновременно со второй волной ротацией кадров в исполнительной власти, являются последним элементом в системе выстраивания властной вертикали.

Парламент страны поддержал в первом чтении законопроект о проведении местных выборов по мажоритарно-пропорциональной избирательной системе.

Кроме этого, обсуждается возможность внесения изменений в избирательное законодательство с целью разрешить участвовать в выборах только политическим партиям.

Ситуация такова, что инициативы регионалов о проведении местных выборов «под себя» может разрушить парламентскую коалицию. Коммунистам необходимо избираться только по пропорциональной системе. Голая мажоритарка для них смерти подобна, так как они в таком случае не пройдут в парламент. В пропорциональной системе определенная часть электората, ностальгирующая по временам СССР или недовольная политикой регионалов, проголосует за бренд КПУ.

Для других коалициантов – Блока Литвина – важно, что регионалы стремятся исключить политические блоки из выборов. Соответствующий проект Закона зарегистрировала глава фракции Партии регионов в Раде А. Ефремов. Он уверен, что законопроект объединит мнение большинства. «Если потом кто-то не проголосует за этот закон, ему сложно будет объяснить свою позицию»,— намекнул он союзникам по парламентской коалиции.

Блок Литвина и КПУ загнаны в «вилку»: первых не устраивает отсутствие блоков в избирательном процессе, вторых – мажоритарная система. Такой половинчатый подход ставит целью разъединение (как бы это парадоксально не звучало) внутрикоалиционной оппозиции. Коммунисты в выборах на местах все равно будут использовать тему «невыполнения» президентом Украины В. Януковичем обязательств перед собственным электоратом: русский язык как второй государственный, таможенный союз, активизация сотрудничества с ОДКБ – российским аналогом НАТО и т.д. Известно, что администрация президента фактически заштопала эти дыры в своем политическом имидже. Виктора Федоровича и так на западе и центре Украины зовут «президентом партии одного региона» – читай, Донбасса. Верные ленинцы могут давить на эти болевые точки и без ведома П. Симоненко, а может и по его наущению. КПУ припомнит регионалом их «буржуазную» программу «Украина для людей», проведение учений Си-Бриз 2010, которые крымские коммунисты успели заклеймить позором. Дополнительные поводы дает В. Янукович, который и сам старается говорить на государственном языке и наставляет на праведный путь своих подчиненных.

С другой стороны, в окружении президента зреет «кадровая революция», в результате которой многие министры окажутся на грани увольнения. Глава МВД, видимо в гонке за показателями собственной значимости для украинской милиции, делает такое, что у видавших всякие видов сотрудников волосы стают дыбом на голове. Конечно, и Могилева можно понять: бывает, что под видом глупости укрываются серьезные преступления, но то, что его не особо жалуют в администрации президента – это факт. Анатолию Владимировичу ой как нужно сделать нечто важное, чтобы хоть генерал-лейтенанта получить. Как-то неудобно получается – заместители по званию выше министра. При этом Янукович явно не спешит давать Могилеву звание. Тоже самое происходит с министром образования Табачником, который так же может лишиться своего поста из-за неоднозначного отношения к нему внутри ПР и желании политического руководства найти компромисс с жителями западных областей.

Таким образом, администрация президента совмещает политику кнута и пряника с политикой «бей своих, чтобы чужие боялись». Для крымчан близкий пример — бывший спикер крымского парламента Анатолий Гриценко, который не смог удержаться на посту херсонского губернатора, был отстранен от руководства районной партийной организацией, что значительно сузило поле для политического маневра.

Политические назначенцы от других политсил прекрасно осознают данную тенденцию, поэтому стараются проявить собственную лояльность. Делается различными путями: одни пытаются войти в ПР или же возглавить список на местных выборах (мэр Евпатории Даниленко яркий тому пример) или же ради союза с регионалами кидают собственных компаньонов. Блок Грача «За новый Крым» распался — «Союз левых сил»покинули его. Лидер СЛС Василий Волга, который после избрания Януковича президентом стал председателем Госфинуслуг, явно не хочет терять это место, поэтому ему пришлось распрощаться с Леонидом Ивановичем.

Местные выборы, как утверждает оппозиция, запланированы для закрепления диктата одной политической силы — Партии регионов. С другой стороны, представители местных элит, которые в преддверии народного волеизъявления ринулись в ПР, могут загрузить партийный аппарат, сделав его неповоротливым. Администрации президента не выгодно превращать ПР в партийного титана образца КПСС или «Единой России».

Энвер Узунджи