Крымские принцы в Персидской военной кампании

11.05.20160:19

Военные походы Крымского ханства не всегда совершались по инициативе крымских ханов и зачастую не отвечали интересам Бахчисарая. Но приходилось считаться с союзниками – османскими султанами. Одним из таких походов и стала военная кампания 1578 году в Персию.

В 1578 году вспыхнула очередная война между Персией и Османской империей. Военные действия инициировала Порта, которая стремилась подчинить своему влиянию стратегически важные земли Армении, Азербайджана, Грузии, Курдистана и Ирака. Удачный поход для османов означал контроль над торговыми путями, проходившими через Месопотамию и Закавказье.

Обвинив Персию в ереси, (последняя исповедовала шиизм и насаждала его на завоеванных территориях под лозунгом государственной религии), Порта вторглась в империю Сефевидов.

Но прежде чем развязать военные действия, султан Мурад III заручился поддержкой крымского хана Мухаммеда Гирая II, прозванного за свою тучность Семиз (Жирным).

Дальняя дорога и военная кампания на Кавказ для Мухаммеда Гирая была настоящим бедствием. Однако он все же выступил во главе своей армии из ханства и соединился с османским садразмом у крепости Азов. Вскоре, оставив вместо себя родных братьев – калгу Адиля Гирая, Гази Гирая, Шакай Мубарека Гирая и своего любимого сына Саадета Гирая, возвратился в Бахчисарай. А спустя несколько дней, найдя предлог, хан отозвал из похода и своего сына. Так что соединиться с главнокомандующим османской армией Османом пашой Оз-Демиром на Кавказе должны были только его братья.

К тому времени османская армия уже переправилась морем в Трабзон, а затем по суше перешла в Эрзурум и летом 1578 года начала боевые действия. Правящая династия Персии Сефевиды и зависимые от них княжества не смогли противостоять туркам, и османские войска без усилий прошли всю Грузию, заняли Тифлис, а к исходу лета захватили часть территории Ширвана. Турки были настолько уверены в стремлении подчинить своему влиянию весь Ширван, что утвердили здесь новую османскую провинцию со столицей в Шемахе, во главе которой и был поставлен Осман паша Оз-Демир.

Согласно ранее составленному плану османского военного командования завоевание Ширвана должно было осуществиться при одновременном подходе османской армии с восточного направления и войска крымских татар с северного. Так, в послании султана, направленном крымскому хану Мухаммеду Гираю еще 26 ноября 1577 года, после перечисления причин, вызвавших необходимость войны, предписывалось весной выступить походом на Кавказ. Мухаммед после возвращения из Азова в Бахчисарай согласовал со Стамбулом, что крымскую армию возглавит его брат калга Адиль Гирай.

Но пока крымская армия приближалось к Шемахе, в ноябре 1578 года 20-тысячное войско персов под предводительством Арас хана приблизилось к Шемахе. И уже 17 ноября осадило столицу. В этот же день османы открыли огонь по неприятелю более чем из 50-и пушек.

На стороне османов воевали правители Дагестана Шамхал-хан, правители Агдаша и Грузии, а также аталык Адиль Гирея — Мухаммед-бек, прибывший раньше основного состава крымскотатарских войск.

Ожесточенный бой за Шемаху, как сообщают источники, продолжался между османами и персами в течение трех дней. Персы предприняли героические усилия для овладения Шемахой и им почти удалось сломить сопротивление противника настолько, что османы, "осознав свое поражение, впали в отчаяние". Победа, несомненно, была бы на стороне сефевидских войск… Но на третий день сражения неожиданно появился в тылу у персов передовой 15-тысячный отряд крымскотатарского войска во главе с Адилем Гираем. Крымцы полностью изменили ход сражения. Свежие силы крымских татар во главе с Адилем Гираем, Гази Гираем и Мубареком Гираем не только спасли османов от неминуемого поражения, но и разгромили изнуренных многодневной битвой персов.

Арас хан отверг уговоры некоторых эмиров попытаться пробиться через вражеское кольцо и вернуться на южный берег реки Куры – он не мог примириться с мыслью о бегстве. Будучи окруженными крымскими татарами, а также присоединившимися к ним лезгинами, караберками и ширванскими повстанцами, возглавляемыми Абубекром мурзой, персы проявили непоколебимую стойкость, бросив дерзкий вызов смерти. Но, в конце концов, их сопротивление было сломлено. Сефевиды потерпели в этом сражении жестокое поражение.

Вместе с тем, персидская сторона понесла в Шемаханском сражении огромные потери. Число погибших насчитывало около 8 тысяч человек, примерно столько же было раненых и пропавших.

Как отмечал очевидец этих событий османский летописец Ибрахим Рахимизаде, три дня продолжалось грандиозное пиршество, на котором чествовали крымскотатарских принцев. Каждому из них был подарен почетный халат, мечи и кинжалы, усыпанные драгоценными камнями и племенные лошади.

После шемахинского сражения крымскотатарское войско во главе с Адилем Гираем отправилось на южный берег реки Куры. Здесь лагерем стояла оставленная Арас ханом незначительная часть персидской армии. Внезапным нападением на лагерь крымским татарам удалось за считанные часы одержать победу и захватить большое количество трофеев.

Сефевидский двор не был заинтересован в войне с Османской империей, он пытался урегулировать ситуацию мирным путем. Но поскольку эти попытки оказались безуспешными, персы, мобилизовав все силы, отправились в военный поход против османов в Ширван.

80-тысячная объединенная сефевидская армия во главе с принцем Хамзой мурзой и визирем Салманом мурзой, переправившись через понтонный мост на Куре, уже 26 ноября 1578 года подошли к Шемахе. Окружив город со всех сторон, персидские войска начали наступление с верхней части города, со стороны крепости Гюлистан. Сломив сопротивление османов, они в первый же день ворвались в город, "занимая участок за участком". Сражение вылилось в уличные бои, продолжавшиеся до самого утра.

Осман паша спешно шлет гонцов к Адилю Гирею с требованием поспешить ему на выручку: "Срочно направляйтесь к нам. Мы вместе должны встретить то, что нас ожидает: будь-то удача или беда". Об этом стало известно персидскому командованию. Сняв осаду с Шемахи, часть сефевидской армии была отправлена навстречу крымским татарам.

Сражение персов и крымских татар произошло в местечке Моллахасан, на берегу реки Аксу, 28 ноября 1578 года

Первыми в бой вступили передовые отряды противостоящих сторон. Адиль Гирай не был готов к предстоящему сражению. И крымцы не сумели сдержать натиск персидских войск и, несмотря на личный героизм Адиля Гирая, "ринувшегося в бой как разъяренный лев", сражение закончилось разгромом крымскотатарских войск. Сам Адиль Гирай и два его брата Гази и Мубарек попали в плен.

Разгром крымскотатарского войска и пленение крымских принцев заставило Османа пашу оставить Шемаху и укрыться в Демиркапы (Дербенте).

Принц Хамза радушно принял в своем шатре почетных пленников, но домой не отпустил. Он "пригласил" Гираев отправится вместе с ним в Персию. Так, Адиль, Гази и Мубарек оказались при персидском дворе в городе Казвин. Используя пленение родных братьев крымского хана, принц Хамза и слабовольный шах Мухаммед Худабенде рассчитывали наладить отношения с Бахчисараем, и тем самым обезопасить свои тылы от крымских аскеров. Высокое положение Гираев обязывало обходиться с принцами почтительно и при персидском дворе пленники чувствовали себя вольготно. Более того, шах намеревался породниться с Адилем Гираем и выдать за калгу одну из своих дочерей и этим династическим браком установить дружественные отношения между Персией и Крымом.

Но этому не суждено было сбыться. Крымский хан, верный своему союзу с Портой, на следующий год отправил на Кавказ 80-тысячную армию во главе с принцами Мурадом Гираем и Инаетом Гираем, которая соединилась с османским войском под предводительством визиря Лала Мустафы паши. Узнав о прибытии крымских татар, шахская ставка, находившаяся на тот момент в Тебризе, решила направить против них войско эмиров во главе с Салманом мурзой. Но крымцы опередили и нанесли удар по войскам правителя Ширвана. На этот раз персы окончательно потеряли Ширван.

Что касается плененных принцев, то они продолжали жить при дворе принца Хамзы. И все было бы неплохо, если бы снова не отличился калга Адиль Гирай. Его не прельстила перспектива стать шахским зятем, а вот любимая жена принца Хамзы, красавица Шахрияр ханым, очаровала татарского калгу. Очень скоро при персидском дворе узнали о любовной интриге пленного принца и Шахрияр. Но чтобы как-то скрыть этот инцидент, Адиля Гирая обвинили в сговоре с внуком шаха Аббаса, которой стремился к захвату власти в Персии и казнили. О романтическом похождении Адиля Гирая в плену упоминают многие турецкие летописцы и историки. А в XIX веке этот эпизод послужил сюжетом исторического романа на турецком языке "Джезми", написанным Намык Кемалем.

О судьбе Муберека Гирая источники умалчивают. Очевидно, после окончания войны он вернулся домой. А вот Гази Гирай после смелого поведения своего старшего брата Адиля, да и за свое слишком независимое поведение был брошен в зиндан крепости Кахкаха. Но спустя некоторое время, учитывая его происхождение, героизм и мужество его снова вернули ко двору. Гази Гираю предложили свободу с условием, что он останется жить в Персии. Но Гази отказался. В течение семи лет принц жил во дворце под постоянным надзором. Все это время он вынашивал мысль о побеге. И ему это удалось. Под видом странствующего дервиша он бежал в Эрзерум, где в то время находился Осман паша Оз-Демир. Оттуда Гази Гирай отправился в Стамбул. Здесь при дворе османского султана он узнал, что умер его брат Ислам Гирай, который занимал ханский престол сразу же после смерти старшего брата Мухаммеда Гирая. Султан Мурад предложил занять вакантное место Гази Гираю. И в 1588 году недавний герой Персидской войны Гази Гирай становится крымским ханом.

Участие крымских татар в Персидской кампании на стороне Османской империи повлияло на весь ход этой войны. Это подтверждают материалы трудов османского летописца Ибрахима Рахимизаде, которые дают возможность оценить роль крымских татар, участвовавших в османо-сефевидской войне 1578-1590 годов. Как показал анализ фактического материала, в значительной мере благодаря участию крымскотатарской армии главнокомандующему османской армией Осману паше Оз-Демиру удалось добиться победы в ряде сражений и, в конечном счете, закрепиться в Ширване.

Гульнара Абдулаева