Дом-музей солхатского хранителя

11.05.20160:19

Житель Старого Крыма Аким Гиясов – коллекционер с 20-летним стажем. Его частная коллекция может поспорить со многими музеями Крыма. Уникальный музей Гиясова хранит историю древнего города.

— Расскажите о предметах, представленных в Вашем музее.

— Здесь собраны многочисленные экспонаты разных периодов, эпох: это и каменный наконечник эпохи палеолита, и каменные корыта, коллекции весов, коллекция самоваров, старинный патефон, кинопроектор (в рабочем состоянии), переживший депортацию гугюм, японский шкаф, рога тянь-шаньского козерога. Всего не перечислить. Особо хочется выделить тотемный камень, который относится к периоду раннего мусульманства. Таких в Крыму всего два. Второй находится на территории Зынджырлы медресе.

— Какой предмет Вы можете назвать главным антиквариатом своей коллекции, ее изюминкой?

— Главный антиквариат – это дом, в котором я живу. Предыдущий владелец рассказывал, что дом был построен во времена Екатерины II. Когда я чинил крышу, обнаружил черепицу с арабской надписью. Мне ее перевели так: «1230 год хиджры. С помощью Аллаха мы начинаем строительство…».

Кроме того, через мой двор проходит каменная труба водопровода, которому возможно 3 тыс. лет. До сих пор остается загадкой, как люди тогда обрабатывали камень. Ведь не все современные технологии это могут позволить.

— Как возникла идея создания коллекции?

— Я изначально не ставил для себя такой цели. С детства интересовался историей и любил собирать старинные вещи. Первые предметы из коллекции появились в 80-е годы, когда мы жили в городе Майли-Сай (Киргизия). После переезда в Крым я продолжал собирать экспонаты, коллекция становилась все больше.

Один раз группа людей вывезла из соседнего двора огромный камень и кучу старинных монет. Как я потом узнал, это был фрагмент резной колонны разрушенной мечети, а отвезли ее в Санкт-Петербургский музей. Стало обидно за то, что растаскивают нашу историю из-под ног, а нам нечего будет рассказать и оставить внукам.

— Как к Вашему увлечению отнеслась семья?

— Начинал коллекционировать я сам, затем заинтересовалась жена, позже – сын. Так мое увлечение переросло в семейное дело. Главный антикварщик – это жена, без нее бы мне не удалось собрать такую коллекцию.

— Каким образом частная коллекция превратилась в музей во дворе?

— Сначала все мои находки я хранил в подвале. А когда появилось помещение под гараж, прибил пару полок, расставил несколько экспонатов. Знакомый экскурсовод посоветовала систематизировать коллекцию, монеты и другие мелкие предметы выставить под стекло. Гараж превратился в музей. Официальное открытие, если так можно сказать, состоялось в 2008 году. И тогда же я дал название своему музею «Солхат».

— Где Вы находите экспонаты для своей коллекции?

— Скорее они меня находят сами (смеется). Причина, наверное, в том, что у Старого Крыма богатая история. Этот город – находка для археолога. Когда мы перекапывали огород, нашли много монет и один старинный глиняный кувшин. Некоторые вещицы я покупал. Какими-то даже обменивался. Многие предметы нам приносят знакомые, соседи.

(В этих словах мы убедились сами: во время нашей беседы с Акимом Гиясовым, музей посетила почитательница его коллекции, подарила ему еще один экспонат – казанок, и пообещала принести еще парочку интересных, старинных вещиц).

— Как часто люди посещают Ваш музей? Когда и за какую плату можно посмотреть коллекцию?

— Летом посетители приходят каждый день. Частенько бывают туристы. Прийти к нам можно в любое время и конкретной платы я не требую. В качестве благотворительной помощи в фонд музея желающие дают сколько смогут.

— Что Вы делаете для того, чтобы о вашем музее узнали люди?

— Специально для этого ничего не делал. Про мой музей писали в местной газете. Приезжало даже телевидение. Кто-то рассказал им о нас во время проведения фестиваля «Минареты Солхата». Однажды к нам попали туристы из Польши, которые затем поместили заметку о музее в интернете. Посетителям же мы раздаем визитки.

— Каким образом Вы планируете развивать свое музейное дело дальше?

— Скорее не планирую, а пока надеюсь на это. Конечно, хотелось бы официально зарегистрировать свой музей, чтобы государство оказало помощь, взяло под охрану.

Есть у меня мечта: расширить музей до целого комплекса, превратить в культурный центр. Дело в том, что уголок, на котором находится мой дом, хранит в себе много интересного. Три соседних домика также принадлежат периоду Царской России. А рядом с ними под землей находится фрагмент стены старинной мечети. Возможно, она даже древнее мечети Бейбарса. Если бы провели археологические раскопки, окультурили это место, мир бы увидел уникальные находки. Ведь если не сделать этого сегодня, завтра выкупят те дома, разрушат, забудут. У поэта Волошина есть такие строки:

«Людских культур не просыхала плесень —

Простор столетий был для жизни тесен,

Покамест мы — Россия — не пришли.

За полтораста лет — с Екатерины —

Мы вытоптали мусульманский рай,

Свели леса, размыкали руины,

Расхитили и разорили край…»

Ведь когда-нибудь могут и не вспомнить, что здесь жили крымские татары…

Зера Курбединова