Чебуречно-минаретный Крым должен создать новые образы будущего

14.07.201623:49

Перемены в мироотношении (worldviews) людей, фундаментальные и массовые, изменяют облик экономической, политической и социальной жизни: трансформируются политические и экономические институты, цели, социальные нормы и ценности, а эти изменения, в свою очередь, влияют на стратегические установки, политические амбиции и на перспективы для национальных институтов.

Недавно организованное объединение «Дёрт» попыталось в рамках своих первых встреч осуществить некую ревизию сегодняшнего состояния крымскотатарского сообщества. Творческая интеллигенция, встретившаяся на днях в Къуру Озене, попыталась порефлексировать на эту и многие другие темы.

Исходной проблемой обсуждений были рассуждения о ценностных ориентациях крымских татар за период возвращения и жизни в Крыму. Период модернизации крымские татары пережили по-своему. Бесспорным, на наш взгляд, может считаться, что социально-экономические успехи крымских татар способствовали развитию культуры.

Застывшие образы крымскотатарской культурной матрицы после депортации получили качественно иной толчок для развития. Появились не только новые литературные, музыкальные, изобразительные и декоративно-прикладные формы, но и формат их подачи в массы. Однако новая культурная традиция все также переживала три основные темы, которые условно можно обозначить как «депортация», «история», «самобытность».

Особой характеристикой сложившихся форм является следование традиции, обычаю – адет. Некий догматизм, присутствующий в современных культурных формах, – следствие исторической судьбы крымских татар. Отсюда и рожденный современностью дискурс между представителями разных поколений творческой интеллигенции. Вообще, следование адету – одна из особых социально-культурных практик крымских татар, позволившая сохранить идентичность.

Эта особенность сформировала своеобразное представление о просвещенных и образованных людях, неких эталонах поведения – элиты. Для крымских татар моральными ориентирами всегда были люди, чтящие и следующие адету – религиозному, национальному. Именно эти качества характеризовали формы «правильного» поведения. Поэтому представления крымских татар об интеллигенции подразумевали не только образованность и просвещенность, но и последовательность в унаследованном способе поведения.

Подверженность глобализационным процессам, современные модели развития и поведения несколько размыли стереотипы социального поведения, как следствие, отсутствие безоговорочных общественных авторитетов и появление большого количества социальных лидеров. Не стоит пугаться этого – это нормальный процесс, когда на этническом, религиозном фундаменте строится новая мозаика ценностных ориентиров.

Очевидно, что сегодняшний период, привнесший в жизни крымских татар качественно иные вызовы, можно охарактеризовать как время аккумулирования тем, рефлексий и форм выражения.

Чебуречно-минаретный Крым, воссозданный за прошедшие два десятилетия, должен создать новые образы будущего Крыма, воспитать поколение ответственной элиты из появившихся за последние два года социальных лидеров, ориентированной не на личные успехи, а на национальные.