Как крымский татарин участвовал в «Карибском кризисе»

13.08.201622:47

Во время службы в Ленинградском военном округе

«Меж тем о благе мира чуждых стран
Заботимся, хлопочем мы не в меру.
С Египтом новый сладил ли султан,
Что Тьер сказал и что сказали Тьеру?
На всех набрел политики туман»
М. Лермонтов о политической обстановке
в Европе в 1839-1841 годах.

Недавно я встретился с одним из наших соотечественников. Он рассказал о своей жизни. Слушать его было очень интересно, тем более, что ему довелось быть участником событий, которые считаются пиком противостояния двух противоборствующих систем в мире. Сюжет для статьи родился сам собой.

Энвер Асан-огълу Веджат родился в 1940 году в деревне Ворун Судакского района. Отец его Асан-агъа был извозчиком на фаэтоне, а также перевозил грузы. Мать – Магъубе Абдулла къызы была домохозяйкой. В семье было восемь детей. Несмотря на 4-летний возраст, Энверу запомнилось то трагическое утро 18 мая 1944 года. Было еще темно, когда в дом ворвались солдаты и скомандовали, чтобы все собирались. Отец в это время был в командировке в Феодосии. Мать оказалась одна и была в растерянности, тем более, что младшему ребенку было всего 40 дней. Их эшелон был отправлен на Урал. Попали они в Молотовскую область, Красновишерский район. А далее на барже по реке Вишера их привезли в село Волынка. Расселили депортированных буквально в свинарнике, который был наспех переоборудован под бараки на 2-3 семьи. Старшие сестры 19-ти, 17-ти и 15-ти лет стали работать на лесоповале. Зимой было очень холодно. Машин в селе практически не было. Лес возили на волокушах летом, а зимой на санях с помощью лошадей.

Окончив 4 класс, Энвер стал помогать сестрам на лесоповале. В 1947 году приехал отец из Узбекистана и стал работать на бричке. В дальнейшем он перешел работать пастухом в соседнюю деревню Малый Шугор. В 1949 году 29 декабря из комендатуры приехал офицер с солдатами, и они забрали отца. Его судили за то, что он, якобы, самовольно уехал из Узбекистана на поиски семьи. Выслан он был из Феодосии и попал в поселок Тойтепа Ташкентской обл. Разузнав, что семья находится на Урале, поехал на поиски. После этого отца они больше не видели. В 90-х годах Энвер-ага неоднократно писал во все инстанции, чтобы выяснить дальнейшую судьбу отца. Выяснилось, что он был осужден, но подробностей не сообщили.

В 1957 году к ним на Урал приехала их тетя, проживавшая в Узбекистане в г. Ангрене и сумела перевезти семью к себе.

В 1959 г. Энвер-агъа был призван в ряды Советской Армии. Службу начал проходить в Ленинградском военном округе. В 1960 году его послали на курсы шоферов.

Так и шла служба своим чередом. Но вот 8 августа 1962 года им объявили, что вся их часть, состоящая из 550 человек, командируется на учения. Весь состав перевезли в портовый город Лиепая, переодели в рабочую форму и начали посадку в трюмы корабля, в которых были приготовлены двух- трехъярусные нары. На нарах был постелен поролон 4-сантиметровой толщины. Все, конечно, были озадачены так быстро меняющимися событиями, тем более, что были практически в неведении, где будут проходить учения. Речь идет о Карибском кризисе. Этот исторический термин определяет чрезвычайно напряженное политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и США в октябре 1962 года, которое было вызвано размещением США ядерного оружия в Турции в 1961 году. В ответ СССР ответил тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооруженных сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к ядерной войне.

Сопровождавший военную часть генерал был сильно взволнован. Он объявил солдатам, что предстоят очень трудные учения и надо быть готовыми ко всему. Личному составу категорически запрещалось покидать трюмы. Пищу подавали в виде сухого пайка с водой и чаем. При выходе из Балтийского моря в Атлантический океан отказала система вентиляции. Обстановка в трюмах была очень тяжелая – 40-50 градусов жары, спертый воздух. Там же было оборудовано подобие туалетов. Примерно, через 10 суток было объявлено, куда перебазируется часть. Глаза командира были залиты слезами. И никто никаких гарантий не давал.

Исторические источники свидетельствуют, что для переброски войск выделили 85 кораблей. Ни один капитан перед отплытием не знал о содержимом трюмов, а также о пункте назначения. Каждому капитану вручали пакет, который следовало вскрыть в море в присутствии замполита. В конвертах было предписание следовать на Кубу и избегать контакта с кораблями НАТО.

Плыли до Кубы 18 дней. После прибытия в пункт назначения были оборудованы лагеря. Вся часть была одета в штатскую одежду. Обстановка на Кубе в то время была не спокойная. В горах еще присутствовали отряды Фильхеньсио Батисты, противника Фиделя Кастро. То и дело происходили стычки. А однажды даже пришлось перенести 8-дневную блокаду. Больше всего угнетала неизвестность. Но как бы там ни было, их военная часть свою оперативную задачу выполнила. Возвратились домой в марте 1963 года. Место прибытия – город Севастополь. Энвер-агъа давно мечтал увидеть родные места и хотел воспользоваться случаем. Он обратился к сопровождавшему их генералу, чтобы ему было дано разрешение съездить в свою родную деревню Ворун в Судакском районе. Увы, был получен отказ.

Поздравление с далекой Кубы

Поздравление с далекой Кубы

В начале 90-х годов наступило время возвращения на родину в Крым. Как и весь народ, семья Энвера-агъа встретила это с воодушевлением. Пришлось преодолеть много трудностей, пока был построен дом и созданы условия для нормальной жизни. О своей «кубинской» эпопее герой нашего рассказа почти не вспоминал. Но во второй половине 90-х годов, когда о тех далеких событиях стали писать, стали учитываться заслуги перед государством тех, кто принимал участие в столь необычных и не штатных мероприятиях, Энвер-агъа взялся документально восстановить этот период жизни. Не один конверт с запросами пришлось отправить в различные архивы, не один кабинет пройти, чтобы получить справку об участии в тех событиях. В итоге он добился своего – ему выдали справку об участии в известных событиях. Но в душе навсегда остался осадок, что он так и не сумел добиться окончательных сведений о судьбе своего отца, несправедливо репрессированного.

Справка об участии в известных событиях

Несмотря на возраст, Энвер-агъа бодр, энергичен, постоянно занимается домашним хозяйством. Его супруга Гульсум-апте из деревни Буюк -Ламбат. Вот уже более полувека, как они живут с супругом в мире и согласии. У них трое детей, 10 внуков и 8 правнуков! Дай, Аллах, всем такое прекрасное потомство!

Мы познакомили читателей с судьбой крымскотатарской семьи, характеризующейся присущим нашему народу трудолюбием, жизнерадостностью, любовью к своей Родине. Встречаются на пути какие-либо форс-мажорные ситуации, наш народ всегда стремится выйти из этого положения с честью! И таков он во всем! Нам же хотелось бы пожелать всей семье больших успехов в жизни, крепкого здоровья и благополучия.