Дилявер Алимов «Архивариус»

02.11.201619:59

Симферопольский район, Доброе-1. 18:15 вечера.

По ощущениям женщины повторного кризиса среднего возраста сегодня повечерело заметно быстрее, чем вчера. День на глазах таял, уступая наглому прохладному вечеру. Дело шло к глубокой осени и грустные морды дворовых котов тому только подтверждение.

С крыльца бодрой духом женщины открывалась серая картина огорода, совсем недавно еще балующего домочадцев красными, как уставшие глаза водителя электропоезда Василия, помидорами. К слову, про овощи.

Масал Шевкие Илимдаровна, подогреваемая легким голодом, мучительно выбирала партнеров и коллег по вечерней трапезе. Выбор был не очевиден. Осложнялась ситуация еще и тем, что эти самые вечерние набеги на соседские столы в округе изрядно всем надоели, что дело заходило просто в тупик до банальной имитации отсутствия хозяев. Желтый свет из окон и шумная работа телевизора вовсе не означали наличие последних дома. Прием грязный, но эффективный, и Шевкие Илимдаровна это прекрасно осознавала. Время неумолимо таяло с появлением первых звезд, но решения все не было.

Необходимо отметить еще один маленький факт биографии нашей подопечной. Вся округа из числа местных жителей прекрасно знала в лицо Шевкие-та и ее грузная, но уверенная походка была легко узнаваема. Многие вечера были просто спасены в последний момент благодаря зорким глазам подрастающего поколения. И этот факт требует короткого, но емкого пояснения. Люди вовсе не жадничали угощения для нашей знакомой, гостеприимство в этом районе, как редкий вид галапагосских птиц, еще имело место быть. Джемаат омрачали слухи и домыслы, которые с дикой скоростью разлетались по остановкам и магазинам. И не без причины подозревали в этом бессменного архивариуса компактного поселка. Дыма без огня, как известно, не бывает.

Шевкие Илимдаровна, будучи на автобусной остановке, любила голосом главного бухгалтера Райпо рассказать про щекотливые подробности частной жизни Муртазаевых, мешая деепричастные обороты красочными эпитетами. Слушать ее всегда было интересно и противно. Народ образовывал вокруг рассказчицы фигуры неправильной формы, дабы не обронить крупицы подробного рассказа, одергивая себя изредка от повествования, всматриваясь в мутный силуэт идущего автобуса.

Следует отметить, что Шевкие-та, будучи в гостях у брата в глухой степи, пропустила очень важное, по меркам округи, событие. Соседи Ибрагимовы женили своего сына и поселок просто стонал от нехватки подробностей. Дело в том, что свадьба была общей и многие соседи не прошли жесткий кастинг. Даже близкое кровное родство не давало сто процентной гарантии. Выбор гостей проходил по какой-то закрытой тайной системе отбора, и, говорят, наличие своего личного бизнеса играло в этом всем не последнюю роль.

Шевкие Илимдаровна, аккуратно прощупывая ступени, заблаговременно заготовленными летом калошами, ступила на тропу ясности и гласности. Путь ей преграждала хлипкая самодельная междворовая калитка из осб-листа, за которой ярким светом наливалась прихожая соседского дома, еле сдерживая глухие звуки разговоров и тонкие нотки аромата свежеприготовленного плова. За годы походов обоняние нашей знакомой развилось до такой степени, что она могла легко угадать состав каждого блюда.

В прихожей устало скрипнула дверь и в образовавшееся пространство протиснулась голова улыбающейся соседки. Шумная компания за столом прекратила всяческое общение, устремив взоры на ситуацию. Глаза их налились вселенской печалью. Вечер падал в пропасть, на плите кипел чайник. Хозяин стола не растерялся и выкатился из-за стола, приветствуя гостью.

– Селям алейкум, – опередила его Шевкие-та. Знаете, сегодня так рано стемнело, что начинать готовить ужин уже было просто бессмысленно, – сказала она, складывая свои калоши возле баллона привозной воды, шагнула в дом. – И вот я здесь, решила вас поздравить. Жаль, что не получилось побывать на вашей свадьбе!

– Ну и правильно, что зашли, – вежливым голосом выдавил хозяин дома, деликатно улыбаясь, – свадьба прошла хорошо, – заскромничал он, – но без вас все, конечно, не то!

Шевкие-тата умело стала пробираться сквозь стулья с целью занять центрально место за столом, как буквально столкнулась с детской коляской. Профессионально заглянув, она обнаружила в нем тихо спящего младенца и розовощекую молодую маму рядом. Вмиг повисла неловкая пауза, что стало слышно лай собаки тракториста Мемета с соседней улицы. Архивариус мягко села на стул и ловко набрала знакомый номер:

– Ало, Мидат! Это я, быстро неси спортивный костюм, который мы брали Фахрию в первый класс и бегом к Асану! У них за неделю родился внук, такими темпами он через месяц в школу пойдет!

В доме Мустафаевых повисла пауза, способное остановить бег времени. Чайник продолжал бесшумно разливать пар по комнате, и только рыжий кот, аккуратно уместившись в теплые калоши, смотрел на все вокруг слегка прищуренными глазами.

Дилявер АЛИМОВ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET