Объединяйся или умри

23.11.201615:15

В ответ на блог Асана Эмирсале о маркетинге молодежных организаций, который способен убить их.

Иногда я чувствую себя… нет, не старой, а древней – вот правильное слово. Подумать только: я помню нынешних солидных чиновников, респектабельных бизнесменов, общественных деятелей, многодетных мамочек, перспективных ученых и писателей молодыми юношами и девушками с прекрасными порывами и горящими глазами.

Я ходила на собрания такой молодежи и любовалась ими. Воздух был заряжен позитивом и созиданием. «Мы хотим делать что-то для народа», – говорила молодежь. И делала. Как могла, как умела, как чувствовала, не всегда даже отдавая себе отчет, что такое это «что-то для народа». Концерты, акции, флешмобы, автопробеги, логотипы, сайты, собственные пресс-центры, журналы, международные филиалы.

Была ли между этими организациями соревновательность? Да. В маленьком мирке трех-четырех крымскотатарских молодежных организаций кипели страсти. Наблюдать за этим со стороны было интересно и даже отрадно, потому что в итоге конкуренция шла на пользу и позволяла держать организации в тонусе.

Увы, но я помню не только расцвет этих организаций, но и их, скажем, стагнацию. Хоронить эти прекрасные начинания мне не хочется, я оптимист. Причины подобного подъема и спада я вижу, прежде всего, в организационной модели таких организаций. Постараюсь объяснить: все молодежные организации в той или иной мере были построены вокруг яркой и харизматичной личности лидера. Что, казалось бы, в этом плохого?

Для начала отмечу, что  все авторитарные модели, построенные на культе одной личности, похожи на секты. Другой аспект: пока лидер организации увлечен и горит проектом, все идет хорошо. Но молодежные лидеры становятся старше, их социальные роли меняются. И как только у них появляются а) бизнес, б) семья, в) должность/партийная или общественная деятельность более высокого порядка, это незамедлительно отражается на самой организации – ее активность заметно идет на спад и затухает.

В моем представлении молодежная организация сегодня должна иметь горизонтальную структуру, без четко выраженного лидера и подчинения его воле. По моим ощущениям, это должен быть «улей», в котором будут роиться и генерироваться миллионы идей, далеко не все будут реализованы и далеко не все из реализованных будут успешными. Главным в этом процессе должен стать принцип синергии – объединения ради общих целей, навыки совместной работы и достижения целей. У каждого молодого человека должна быть возможность прийти в такую организацию, иногда для того, чтобы просто посидеть на краешке стула и послушать. Уверена, такая модель выявит со временем и новых лидеров, и новых менеджеров, и новых генераторов идей.

В словах председателя молодежной организации Qardaşlıq Асана Эмирсале я почувствовала боль и досаду от того, что новые формы молодежной активности, которые мы наблюдаем в последние месяцы, по его мнению, поверхностны и используют насущные и всем известные проблемы для саморекламы и продвижения.

Скажу так: не вижу ничего плохого в использовании маркетинговых инструментов. Маркетинг сам по себе не может погубить. Маркетинг – всего лишь инструмент, как нож или сковорода. Более того, хорошее продвижение считаю скорее плюсом для молодежной организации. Уметь заявить о себе, рассказать и поддерживать интерес к себе – это большой труд и мастерство, которым у нас далеко не все умеют заниматься. В эту работу надо вкладывать смысл и частичку души, иначе все рискует скатиться в банальное «давайте, баллар, поддерживайте, мы же свои», а потом, когда это не сработает – в обвинение «у нас культур-мультур нету, народ ничего не понимает».

Хорошие и глубокие проекты тоже приходят с опытом и годами общественной работы. Сам Qardaşlıq тому наглядный пример, если сравнить идеи и проекты в первый год существования этой организации и сейчас. К счастью ли, к сожалению, но крымскотатарская культура сегодня представляет собой поле, где вспахана только крохотная его часть. Огромные пласты ждут своего часа, а развитие современных технологий эту задачу еще более усложняет. Главное сегодня, на мой взгляд, не забывать переходить от слов к делу. Время покажет, кто на этом поле случайно оказался, а кто нет.

Как мне кажется, в прошлое будут уходить не организации, использующие маркетинг, а организации, не способные к синергии, к сотрудничеству в широком понимании, организации, построенные по вертикали и на чьем-либо непререкаемом авторитете. Выживут и будут развиваться те, кто использует горизонтальные связи внутри организации, те, кто умеет договариваться и работать с другими, привлекать к себе людей.