Когда нечего стыдиться, приходится стыдиться национальности

25.12.201620:20

Крымскотатарское сообщество в социальных сетях раскололось на два оппозиционных лагеря после поста Мавиле Халил о том, что когда нечем гордиться, приходится гордиться национальностью, опубликованного на ее странице в Facebook и блоге на сайте Avdet. После прочтения этого текста появились противоречивые чувства, мысли и некая оскомина. Но противоречия вызваны не смыслом написанного, а той тонкой психологической дефиницией, которой автор оперирует, – гордость.

Автор Мавиле Халил, избирая слово «гордость» в сочетании с национальностью, бросила вызов обществу. В принципе такой мастерски яркий подход и привлек массу читателей, заставив многих задуматься о себе и своем месте в новейшей крымскотатарской истории.

К сожалению, кто-то, примерив на себя описанную в статье ситуацию, посчитал ее адресованной лично и крайне оскорбительной из-за психолого-лингвистической уловки. Антонимы к слову гордость? – смирение и стыдливость. Заменим в авторском названии «гордость» на «стыд» и получим противоположный результат. Читатель, не восприняв точку зрения автора, подсознательно задается вопросом: «Если не гордиться, тогда стыдиться своей национальности? Стыдно быть крымским татарином?». Не будем обижаться, а разберемся не только в слове «гордость», но и в том, как ее воспринимают разные социальные группы.

Гордость во всех религиях мира коримое качество человека, которое разрушает душу и заставляет сердце черстветь. Укоряя в гордости, вера призывает к смирению и стыдливости. Отрекаясь от гордости, человек воспитывает в себе добродетель, самоотверженность, альтруизм, милосердие.

Однако впервые о гордости как о положительной черте характера стали упоминать вместе с развитием социологии и психологии в ХХ веке. «Я замечу, что понимаю под гордостью то приятное впечатление, которое возникает в нашем  духе, когда сознание нашей добродетели, красоты, нашего богатства и власти вызывает в нас самоудовлетворение» (Дэвид Юм). Так «гордость» стала не грехом, а формой проявления самосознания человеческой личности, чувство, выражающее уважение человека к себе.

Тот диссонанс, который был вызван постом Мавиле Халил, заключается в различном понимании и восприятии «гордости» с точки зрения религии и науки, философии. Это можно проследить по реакции в социальных сетях со стороны соблюдающих и светских пользователей. Предлагаю перечитать статью Мавиле Халил «Когда нечем гордиться, приходится гордиться национальностью» вновь и заменить слово «гордость» на «слепую гордыню» либо «мнимую гордыню» тогда перед вами откроется иной смысл и многие согласятся с позицией автора. Ведь именно безосновательная и неполноценная гордыня вызывает неприятие и отвращение к человеку.

Учитывая данный факт, призываю всех читателей унять пыл негодования и прекратить всяческие упреки в адрес автора статьи. Мавиле Халил великолепнейший человек, с уникальным мировоззрением и миропониманием, крайне тактична в своей деятельности, а что самое главное – болеет душою за наш народ и обидеть нас не было ее умыслом.

Порою такие статьи необходимы нашему обществу, чтобы через упрек и укор принудить читателя взглянуть на себя иначе и заставить себя порефлексировать над личными ценностям и коллективными шаблонами.

Гордиться своей национальностью – это осознание и проявление себя как части уникальной крымскотатарской культуры, языка, ментальности и истории с ее трагедиями и победами.

Макс МАРШМЕЛЛОВ 

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET