Амза Аблаев: Мы отвечаем за судьбу своего народа

10.01.201713:28

Амза Аблаев – яркий лидер, один из волевых и авторитетных руководителей Национального движения крымских татар в 1960-80-ые годы. Начал участвовать в Движении со времени его основания (со второй половины 50-ых годов) и за короткое время из числа соотечественников, проживающих в городе Янгиюле и его окрестностях, организовал большую и сплоченную инициативную группу. Заслуженный учитель Узбекистана, отличник народного образования СССР. Родился 22 мая 1922 года в деревне Корбекуль Алуштинского района.

Его отец Абла за отказ вступить в колхоз был выслан с семьей осенью 1929 года на Урал. Cвязавшись с некоторыми ранее репрессированными соотечественниками на Урале и в Узбекистане, он смог их собрать в узбекском посёлке Кавунчи. Семилетний Амза остался в родном селе на попечении дяди Якуба Тырач, однако его исключили из школы под давлением сельского актива. Поэтому позднее он переезжает в Узбекистан к своим родителям.

В 1942 году, окончив среднюю образовательную школу, Амза был призван на службу и на протяжении трех лет воевал на советско-германском фронте. Командуя артиллерийской батареей, А. Аблаев постоянно находился на передовых позициях, был шесть раз ранен, два раза – контужен. Родители Амзы дважды получали извещение о гибели их сына в тяжёлых боях.

После демобилизации в 1946 году Амза Аблаев возвращается в Узбекистан. Здесь он обнаружил свой обездоленный народ, депортированный из Крыма и находившийся в условиях жестокого комендантского режима. С 1947 года Амза Аблаев стал преподавать в той самой школе, в которой когда-то получил образование. Он стал вести уроки математики, и как способный педагог заслужил уважение своих коллег. В 1948 г. А. Аблаев поступает на физико-математический факультет Ташкентского педагогического института на заочную форму обучения.

В посёлке Кавунчи, расположенном на трассе Ташкент-Самарканд, появилось много индустриальных предприятий. Его численность быстро возросла за счет эвакуированного и депортированного населения, поэтому в начале 50-тых годов поселок был переименован в город Янгиюль. В нем и его окрестностях проживало также много крымских татар, в среде которых после смерти Сталина стали активно обсуждаться пути возвращения на Родину.

Амза Аблаев интересуется проблемой восстановления прав крымскотатарского народа. В конце 1956 года он слышит о Джеппаре Акимове, Бекире Османове, Мустафе Селимове, которые начали работу по развертыванию народного Движения, через некоторое время знакомится с ними, становится их соратником и входит в этот ряд авторитетных лидеров. В г. Янгиюле он вместе соратником Абдураманом Мурадасыловым, которого он очень уважал, провел большую работу по сплочению активистов Движения и создал крепкую инициативную группу. Его дом, в котором часто бывали члены инициативных групп Янгиюля, Чиназа, Акъкургъана и других районов, превращается в региональную «штаб-квартиру» по национальному вопросу.

Амза Аблаев несколько раз выезжал в Москву в качестве представителя народа с обращениями крымских татар в адрес ЦК КПСС. Прекрасно владевший русским, узбекским и крымскотатарским языками, он постоянно участвует в работе редакционных комиссий, в которых составлялись и редактировались общенародные документы, программы и повестки республиканских встреч руководителей инициативных групп в 1960-1970-х гг. А. Аблаев поддерживал связь с соотечественниками и друзьями в Москве, переписывался с общественным деятелем Писаревым и писателем Костериным, посещал редакции партийных и правительственных газет и журналов, сообщая им о положении своего народа. Аблаев организовывал отправку в различные государственные органы, занимающиеся вопросами образования, писем и обращений родительских комитетов с требованиями обучения крымскотатарских детей на родном языке, протесты по поводу глумления над национальными памятниками культуры, оставленными на Родине.

Чувствуя необходимость овладения историческими знаниями, в 1960 году А. Аблаев поступил на исторический факультет Ташкентского пединститута. Однако непрестанные дискуссии и конфликты с преподавателями, возникавшие из-за обсуждения различных аспектов национального вопроса в СССР, привели к тому, что он был вынужден оставить учебу.

Амза Аблаев, совмещая свою преподавательскую работу c общественной деятельностью, довольно часто посещал места проживания крымских татар не только в Узбекистане, но и других регионах страны, где встречался с группами соотечественников, с отдельными соратниками, выступал на массовых митингах. Его человеческое обаяние и демократические воззрения вызывали у представителей других национальностей чувства симпатии и сочувствия, желание помочь крымскотатарскому национальному движению.

В период наивысшего подъема движения одной из массовых акций, организованных янгиюльской инициативной группой под руководством А. Аблаева, стали похороны Феми Алиева, превращенные в политическую демонстрацию. Житель г. Янгиюля Феми Алиев был убит милиционерами выстрелами из пистолета во время проверки ими документов. Об этом преступлении активисты инициативной группы сумели оповестить соотечественников, проживавших далеко за пределами города. 21 мая 1967 года на похороны Феми Алиева пришли более 5000 крымских татар и представителей других национальностей. Похоронная колонна растянулась на протяжении более семи километров. Сюда было стянуто большое количество милиционеров и солдат срочной службы под командованием высших чинов МВД Узбекистана. Этот факт как свидетельство непрекращающейся дискриминации, гонений и даже физического истребления крымских татар крымскотатарская делегация в июле 1967 года сообщила во время приема Ю.В. Андропову.

Амза Аблаев – также активный участник и один из организаторов массовых демонстраций крымских татар в Ташкенте 27 августа и 2 сентября 1967 года. Без его участия не проводилась ни одна встреча представителей инициативных групп районного, областного, республиканского и всесоюзного масштабов.

Власти и КГБ знали Амзу Аблаева как организатора и вдохновителя различных акций, проводимых в районе и в других местах, но опасались его арестовывать из-за неминуемых волнений со стороны крымскотатарского населения, которое только в Янгиюле насчитывало более 25 тысяч, – настолько был велик его авторитет. Аблаева часто вызывали в райком, в КГБ, прокуратуру и другие инстанции, чтобы предупредить о возможном уголовном преследовании за его активную деятельность в Национальном движении крымских татар. Известный участник движения Решат Джемилев вспоминает, что в 1968 году в дом Амза Аблаева пришел председатель КГБ Янгиюля Поддубный с несколькими сотрудниками, требуя воздействовать на своих соотечественников и остановить выезд народных делегатов в Москву. Отправка делегатов намечалась согласно принятому решению на республиканской встрече членов инициативных групп, прошедшей после опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР «О татарах, ранее проживавших в Крыму». После того как Амза Аблаев категорически отказался выполнить его требование, разгневанный Поддубный процедил сквозь зубы: «Мы способны прижать вас к ногтю, и вы пискнуть не посмели бы, но из-за политики нам приходится считаться с вами и тратить на вас время».

Через некоторое время Амзу Аблаева исключили из рядов КПСС. А.Аблаев не стал писать апелляцию, доказывать свою приверженность к КПСС и после исключения продолжил свою деятельность в Национальном движении. Его порицали, отчитывали и запугивали увольнением с работы, но Аблаев не поддавался шантажу. По распоряжению оперуполномоченного Ташкентского областного управления КГБ Свалова Амзу Аблаева доставили в Ташкент на допрос. Не получив от него ожидаемой информации, гебисты продержали его несколько суток, но все же вынуждены были отпустить.

Его дом с 1959 года по 1987 годы много раз подвергался обыску. Очередной обыск у Амзы Аблаева состоялся 12 июля 1972 года, именно в тот день в Узбекистане прокатилась волна обысков активистов движения. В специально принятом заявлении Крымскотатарского национального движения отмечалось, что целью этих акций было сорвать сбор подписей под обращением к Политбюро и Президиуму Верховного Совета СССР.

Ближайший сподвижник Джеппара Акимова, Амза Аблаев всегда старался сплотить активистов Национального движения. Мустафа Джемилев, председатель Меджлиса крымскотатарского народа отмечал: «Во внутриполитической борьбе Амза-ага не примкнул ни к одному блоку, и предпринимал все усилия, чтобы объединить течения в Национальном движении». Ветеран Национального движения Зампира Асанова подчеркивала, что Амза Аблаев «всегда руководствовался миролюбивыми принципами и говорил, что людям и этносам необходимо стремиться к комплиментарным отношениям».

В 1972-76 годах Амза Аблаев уделяет особое внимание привлечению в Движение молодого поколения в связи с тем, что в Движении начался период спада, и становится по сути воспитателем сотен новых его участников. Авторитет и влияние Амза Аблаева в Национальном движении крымских татар распространяется далеко за пределы Ташкентской области.

В конце 1985 – начале 1986 годов Амза Аблаев вместе с Ибраимом Абибуллаевым, репрессированным за участие в Чирчикских событиях 1968 года, сыграли большую роль в формировании молодежной инициативной группы г. Янгиюля. Как вспоминает один из участников событий тех лет Али Хамзин, представители этой молодежной группы в июне-октябре 1986 года были делегированы в Москву в качестве народных представителей от г. Янгиюля. Амза Аблаев способствовал развитию самостоятельности молодежной группы, результатом чего и стала встреча 29 декабря 1986 г. этой группы в количестве более 30 человек с руководством Янгиюльского горкома партии по национальному вопросу крымских татар.

Он постоянно поддерживал и развивал инициативы молодежной группы и активно помогал ей в организации встречи крымских татар с руководством города и главой идеологического отдела Ташкентского обкома КПУз, состоявшейся 22 марта 1987 года в большом зале Янгиюльского горисполкома, в котором приняло участие около 600 соотечественников. Встреча была посвящена обсуждению требования крымских татар приема высшим руководством страны делегации народных представителей.

В 1987 году начинается новый подъем Национального движения крымских татар. На встрече представителей инициативных групп крымских татар 14 марта 1987 года, где одним из центральных вопросов являлось определение дальнейших путей развития движения, Амза Аблаев включен в список из 21 представителя, выдвинутый для встречи с генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым. Предполагалось добиться такой встречи и на нем поставить вопрос о необходимости решения высшим руководством страны крымскотатарской проблемы.

На первом Всесоюзном совещании представителей инициативных групп Национального движения крымских татар, прошедшем в апреле 1987 г. в г. Ташкенте, в частности, было продолжено обсуждение путей развития Национального движения, принят текст Обращения крымскотатарского народа в адрес Горбачева. Аблаев Амза в своем выступлении акцентировал: «Вопрос о справедливом решении нашего национального вопроса – это вопрос о самом существовании нашего народа как нации. Мы должны активнее добиваться своих законных прав… Мы отвечаем за судьбу своего народа и поэтому мы должны объединиться». Аблаев предложил создать инициативную группу всего движения в составе, примерно, 10 человек для оперативного обсуждения тех или иных проблем движения и принятия согласованных решений. Он отметил, что в последнее время в ряды движения вливается много молодежи, так, например, инициативная группа Янгиюля состоит в основном из молодых крымских татар, поэтому одной основных задач движения должен стать обмен опытом с молодыми участниками движения.

Амза Аблаев также призвал активно выступать в защиту репрессированных участников движения и обращаться к видным писателям и общественным деятелям с призывом содействовать в решении крымскотатарского вопроса. На совещании Амза Аблаев был повторно избран в состав крымскотатарской делегации в количестве 16 человек для встречи с М.С.Горбачевым и он также вошел в состав новой структуры движения – Центральной инициативной группы из 36 человек (ЦИГ), созданной для координации деятельности всех инициативных групп крымских татар в различных регионах СССР. Название «Центральная инициативная группа» состоялось и было принято именно по предложению Амза Аблаева.

Он остается членом ЦИГ и после перевыборов его состава на втором Всесоюзном совещании представителей инициативных групп Национального движения крымских татар, прошедшем 13-14 июня 1987 года в Ташкенте. На совещании была проанализирована кампания по сбору подписей под ранее принятым Обращением, определены время и механизм массовой отправки крымскотатарских делегатов в Москву на конец июня — начало июля 1987 г.

Летом 1987 года на продолжительных демонстрациях крымских татар, проходящих на Красной площади в Москве, 65-летний Амза Аблаев находился в первых рядах вместе с представителями молодого поколения инициативников. 22 июля он в составе 15 крымскотатарских представителей участвует в приеме, который проводили заместители заведующих отделов ЦК КПСС. Он также участвовал 27 июля 1987 г. в составе крымскотатарской делегации, состоявшей из 21 человека, в приеме в Кремле, устроенном Председателем Президиума ВС СССР А.Громыко, где было зачитано всенародное обращение к М. Горбачеву. А.Аблаев в своем аргументированном выступлении говорил о необходимости восстановления законных прав крымских татар.

В 1989 году Амза Аблаев с детьми и внуками вернулся в Крым, продолжал активно участвовать в Национальном движении и общественной жизни своего народа. Был избран членом Президиума общества ветеранов Национального движения. Амза Аблаев скончался 10 сентября 1998 года в с. Заречное (ранее Шумхай) Симферопольского района.

Эльведин ЧУБАРОВ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET