Сусанна Энвер-къызы «Серебряная иголка»

07.05.201719:39

Рубрика «Сказочные истории о Крыме» / 10

Давно это было. Так давно, что древние старцы скажут, что слышали эту историю от своих дедов, а их деды от своих, а те, в свою очередь, от своих. История эта передавалась от старшего поколения к младшему, от села – к городу, от гор – степям и продолжала жить среди крымскотатарского народа, не умирая. Послушаем ее и мы.

В горной деревушке, где-то недалеко от города Судака, жила-была бедная вышивальщица Асие-апте. Она была вдовой и одна растила маленькую дочь Зекие. Когда Зекие исполнилось восемь лет, Асие-апте смертельно заболела. Она позвала дочь к своей постели и сказала ей:

– Къызым, доченька моя, мое сердце разрывается от боли, потому что я скоро покину тебя. Когда меня не станет, ты будешь жить с моей сестрой – Гульфидан-тизе. Не смотри, что ее в деревне считают ведьмой. Гульфидан-тизе позаботится о тебе. В память о себе я оставлю тебе мою шкатулку с нитками для вышивания и мою серебряную иголочку.

Несколько месяцев просидела Зекие у постели больной матери и училась вышивать. Пальцы ее были исколоты до крови, спина ныла, но вскоре она стала почти такой же искусной вышивальщицей, как ее матушка.

Когда матушка умерла, малышка Зекие стала жить со своей теткой – Гульфидан-тизе. Жизнь ее сильно изменилась. Домик тетки стоял поодаль от всех домов в деревне и был так укрыт деревьями и густым кустарником, что не каждый прохожий мог его увидеть. Гульфидан-тизе была нелюдимым человеком, она не принимала гостей и сама не ходила в гости. Зекие тоже было запрещено выходить из дома в деревню. Девочка проводила все время в работе по дому, а также помогала тете выращивать овощи на небольшом огороде. По вечерам Зекие садилась за полюбившееся занятие – вышивку. Вышивая, она пела песни, которым научила ее мама, и ей казалось, что в такие минуты матушка все еще жива.

Заметив талант своей племянницы, Гульфидан-тизе решила однажды продать вышитый ею шарф – марама. Она заперла девочку на все замки в доме, а сама отправилась на базар.

2

Жители деревни побаивались Гульфидан-тизе и считали ее ведьмой. Но когда она достала марама, то женщины на базаре сбежались посмотреть на необычную вышивку. Гульфидан-тизе солгала, что расшила шарф сама. Тут же нашлась богатая покупательница, которая заплатила за него высокую цену.

Через несколько дней женщина, которая купила марама, неожиданно постучала в двери к ведьме Гульфидан-тизе. Зекие было велено запереться в своей комнате и не показываться на глаза редкой гостье. Войдя в дом, богатая дама начала нахваливать необычную вышивку на шарфе. Оказалось, что ее некрасивая дочь, надев марама на недавнюю свадьбу к дальним родственникам, вдруг преобразилась и привлекла внимание самых завидных женихов, один из которых уже заслал сватов. Богатая дама была так благодарна за случившееся чудо, что заказала у Гульфидан-тизе полный свадебный комплект вышитой одежды для жениха своей дочери и даже заплатила всю сумму за работу вперед. Слухи о волшебной мастерице Гульфидан-тизе начали разлетаться по деревне и за ее пределы.

С тех пор жизнь Зекие стала еще тяжелее. Теперь она целыми днями вышивала по заказу многочисленных клиентов своей тетки. Гульфидан-тизе оказалась жадной и мечтала о деньгах все больше и больше, несмотря на то, что сундук уже был почти заполнен до краев серебряными монетами. Вещи, которые Зекие украшала необычными орнаментами с помощью серебряной иголочки ее покойной матушки, приносили добро людям – у кого-то родился долгожданный ребенок, кто-то излечился от болезни, а кто-то находил свою любовь. Только вот жители деревни верили, что чудесные узоры дело рук ведьмы  Гульфидан, а о Зекие вскоре и вовсе позабыли.

Прошло несколько лет. Зекие подросла и превратилась в милую девушку. Как-то она работала на огороде и вдруг услышала блеяние овцы из соседнего леса. Девушка освободила запутавшуюся в густом кустарнике овечку и не заметила появившегося из лесной чащи чабана по имени Кемаль. Зекие поспешила в дом, боясь гнева тетушки, а Кемаль, очарованный ее красотой, стал приходить каждый день к окраине леса и, прячась в кустах, наблюдал, как Зекие работает в огороде.

1

Однажды девушки не было видно во дворе, и тогда Кемаль решил посмотреть, чем же она занята в доме. Подкравшись к окошку и заглянув в него, молодой чабан увидел склонившуюся над вышивкой фигуру Зекие.

Ее тонкие пальцы держали серебряную иглу. На следующий день Кемаль принес небольшой лоскут белой материи и, набравшись смелости, подошел к Зекие. Девушка уже решила бежать и прятаться в дом, когда молодой чабан остановил ее и протянул материю со словами: «Юная красавица, расшей для меня этот платок. В дождливые дни, когда я со своими овцами далеко в горах, он будет напоминать мне о блеске твоих глаз». Зекие быстро подхватила материю и, опустив глаза, убежала в дом, с пылающими от смущения щеками.

По ночам, когда тетушка уже спала, Зекие доставала платок Кемаля и садилась за работу. Ее воображение рисовало расцветший по весне миндаль, с розовыми лепестками, похожими на нежные щеки самой Зекие. Стройные кипарисы напоминали своими силуэтами фигуру Кемаля. Тихо напевая, Зекие вышивала на материи свои фантазии и, улыбаясь, вспоминала слова чабана. Скоро платок был готов. Зекие ждала с нетерпением, когда же Кемаль придет за своим заказом. И этот день наступил. Пока тетка спала своим послеобеденным сном, в окно Зекие постучался Кемаль. Как же она была рада его видеть! Приоткрыв створку, девушка протянула вышитый платок молодому человеку. Кемаль поцеловал край платка и сказал Зекие, чтобы она ждала сватов.

С того дня девушку было не узнать. Она весело и непринужденно делала всю работу по дому и успевала с многочисленными заказами для клиентов жадной тетки. Через неделю в дом постучали, это были сваты от Кемаля. Но Гульфидан-тизе была совершенно не готова отказаться от богатства, которое для нее добывали золотые руки Зекие и ее серебряная иголочка. Она солгала сватам, что в доме нет никакой девушки на выданье, и проводила гостей из дома.

Затем она запретила Зекие выходить из дома даже на задний двор и огород. Зекие казалось, что ее надежды на счастье с Кемалем разрушены, теперь она никогда не вырвется из плена своей тетки и проведет всю свою жизнь, зарабатывая богатства для нее. Однако Кемаль не собирался расставаться со своей возлюбленной. Вскоре, когда Зекие работала ночью над очередным заказом, послышался его тихий голос у окна. Молодые люди пошептались о чем-то, и чабан скрылся в лесу.

На утро Зекие сказалась больной, как ее научил Кемаль. Какими только отварами не лечила ее Гульфидан-тизе, но племянница лежала с полузакрытыми глазами и не могла работать. Испугавшись потерять богатых клиентов Гульфидан-тизе сама села за вышивку. И хотя заказы были выполнены в срок, одна клиентка потребовала вернуть ей деньги, так как почему-то не случилось чуда, и вышитая ведьмой Гульфидан одежда не принесла ожидаемого счастья. Вскоре появились и другие разгневанные клиенты, которые решили, что Гульфидан их обманула. Когда вокруг дома ее стали собираться люди, она заперла все двери и отказалась возвращать деньги, разгневанным жителям деревни. Пришел к дому и Кемаль. Он показал всем платок, вышитый Зекие и рассказал, что именно его возлюбленная вышивала чудесные узоры серебряной иголкой. И тогда жители стали вспоминать, что действительно в деревне жила когда-то вышивальщица Асие-апте и у нее была маленькая дочка.

Кемаль обратился к жителям деревни уговорить жадную тетку дать согласие на его брак с Зекие, и тогда его невеста исправит все заказы. Старейшины деревни согласились. Испугавшись позора и гнева жителей деревни, Гульфидан-тизе согласилась на брак чабана и своей племянницы.

Так, Зекие и Кемаль нашли свое счастье. На веселой свадьбе молодых гуляли сорок дней.

4

Зекие стала учить девочек из деревни мастерству и тайнам вышивки. Вскоре это искусство распространилось по всему Крыму, и девушки стали вышивать платки для юношей в знак своего согласия на брак, как это когда-то сделала Зекие для Кемаля.

Сусанна ЭНВЕР-КЪЫЗЫ

Иллюстрации Заремы ДЖЕМИЛЕВОЙ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET