Депортация: воспоминания Шефики Ахтем-кызы

18.05.202310:33

Ветан севгиси – имандыр.
Народная мудрость

Время летит быстро. Как говорил Пушкин: «Бегут за днями дни и каждый час уносят». Многое в памяти человеческой стирается. Но есть и такие события, которые не забыть никогда. Прошло уже 73 года со дня депортации нашего народа с родных мест, но в памяти тех, кто это пережил, эта трагедия осталась навсегда.

Недавно наша семья ездила навестить близкую пожилую родственницу по отцовской линии Шефику-ала. Степенный разговор, естественно, перешел к теме депортации. Вот что она нам рассказала.

Шефика Ахтем-кызы родилась в 1931 году в деревне Коккоз в семье среднего достатка. Ее брат Эбазер родился в 1926 году. Отец, Ахтем Заретдин-оглу, работал извозчиком на арабе. Мать, Айше Умер-кызы, была домохозяйкой.

img018

С началом войны отца призвали в армию. Шефика-ала помнит, как из сельсовета позвонили и сказали, чтобы приехали в Акмесджит проститься с отцом. В районе Перекопа формировались войска обороны. Но они были плохо вооружены. Туда и был послан отец. Враг был вооружен до зубов и наступал быстрыми темпами. Естественно, войска обороны были смяты. Вскоре в окрестностях деревни стали раздаваться взрывы. Как вспоминает тетя, вначале в нескольких километрах от деревни, в ущельях, организовали места с укрытием, куда вывезли детей. Дети из-за несвоевременного питания, других многих неудобств, зловещих звуков баражирующих самолетов и взрывов снарядов плакали. Старики стали раздражаться и предложили всем возвращаться в свои дома. У всех на устах было выражение: «Лучше умереть у себя дома, чем быть вдали от него».

В детской памяти остался эпизод, когда принесли похоронную на дядю по линии матери Хайбуллу Умера. Вспомнила тетя и эпизоды с оккупантами, расположившимися в деревне. Немцы часто спрашивали, нет ли у кого в доме меда. И в замен предлагали какие-либо предметы быта, портсигары, шоколад. Вели себя более или менее терпимо. А вот от румынских солдат не было никакого прохода. Они показали себя настоящими мародерами. А любимым их занятием было воровать кур в хозяйстве. Запомнились слова шуточной песни: «Мамалыга, молоко, Румыния далеко!».

День выселения запомнился на всю жизнь. В 4 часа утра в дом постучали, зачитали приказ и приказали быстро собираться. Некоторые совестливые солдаты мимикой показывали, чтобы брали с собой побольше еды и что будут увозить далеко. Из деревни повезли на грузовых машинах на станцию Сюйрен. Загрузили в вагоны, и поезд тронулся. В дороге кормили жидкой похлебкой. Тетя с грустью вспоминает, как в дороге скончался Хайбулла-картбаба. На первой же станции его тело выгрузили из вагона. Эта трагедия для любой семьи стала повседневной обыденностью. В пути умирали десятки людей. Никто не знал, куда везут народ. Привезли в Костромскую область, Кологривский район, поселок Ужуга. Расселили в сараях и подсобках местных жителей. Мужчин сразу распределили на лесоповал. Работа была каторжная. Зимой температура доходила до -40°. Много переселенцев умерло от непосильной работы, морозов и тяжелых бытовых условий. В данной местности протекает река Унжа. По ней сплавляли лес до места назначения. Тетя запомнила фамилию начальника леспромхоза Бабыкин.

img004

img017

Шефика-ала после школы окончила курсы поваров и стала работать в столовой. Помимо этого, приходилось по 16 часов перебирать прогнившую картошку. В 1955 году вышла замуж за Суфьяна Джеляла, 1917 г.р.

img016

Он родом из деревни Керменчик. Интересна и его судьба. Из-за неразберихи, царившей во многих местах, он не был призван в армию и остался в оккупации. Работал в деревне извозчиком. После освобождения Крыма кто-то из деревенских «настучал» на него, что, мол, он при немцах работал извозчиком. Хотя это было естественным способом выживания в оккупации. В итоге ему присудили 10 лет. Отбывал срок в Воркуте и работал на шахте. Ввиду хорошей работы попал под статью УДО (условное досрочное освобождение) и был освобожден через 7,5 лет. Прибыл в Костромскую область, куда выслали родственников. В 1956 году после известного указа людям дали возможность переселяться в Среднюю Азию, куда был выселен в основном народ. Переехали к родным в Андижанскую область. А потом переехали в г. Андижан. Работали на заводе «Ирмаш». В начале 90-х годов встал вопрос о возвращении на родину. Обосновались в Курманском районе. Испытали все трудности, которые выпали на долю нашего народа, но ни о чем не жалеют. Я спрашиваю сына тети, не жалеет ли он о переезде. Жил в центре Андижана, рядом с кинотеатром «Нодира». Шумный восточный город со многими удобствами. А теперь – сельская глубинка Крыма. На что он мне ответил, что надо жить там, где живет твой народ. И действительно. Наш трудолюбивый народ выживал в трудных условиях и сам создавал себе достойную жизнь!

img019

img014

У Шефики-ала четверо детей, 10 внуков, 8 правнуков. Вот ее настоящее богатство! И хотя не все живут сейчас рядом, но постоянно навещают ее. Она считает, что у нее счастливая старость.

Я рассказал об одном роде из числа наших соотечественников. А таких тысячи. И все верят, что в конце концов наш народ обретет покой на своей многострадальной земле.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Присылайте свои истории на avdetgazeta@gmail.com

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Instagram, а также на канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и интересных новостей.