Мазхабы в Крыму

09.09.201712:22

Имам Аъзам Абу Ханифа Ан-Ну`ман – великий ученый, основатель ханафитского мазхаба, приверженцами которого являются крымские татары.

Необходимо следование определенному мазхабу

Имам Аъзам Абу Ханифа (Ханифе) – основатель религиозно-правовой школы, или учения, мазхаба (мезхеб), согласно которому крымскотатарский народ исповедует ислам.

Это мазхаб подавляющего большинства мусульман стран бывшего СССР. Эта школа является доминирующей в среднеазиатских странах, а также в Пакистане, Индии, Бангладеш, Афганистане и Турции. У нее есть немало последователей в Ираке, Сирии, Иордании и Палестине. Ханафитская школа получила широкое распространение, потому что ее последователями стали очень многие ученые последующих поколений.

Известны четыре основные религиозно-правовые школы (мазхабы) суннитов: имама Абу Ханифы (ханафиты), имама Малика ибн Анаса (маликиты), Мухаммада ибн Идриса Аш-Шафии (шафииты) и Ахмада ибн Ханбаля (ханбалиты). Все четыре мазхаба истинны.

Сегодня в Крыму существует мнение, что в результате влияния миссионеров в среде наших соотечественников появились приверженцы других школ. В частности, это ханбалиты и шафиты. Как правило, это «новые мусульмане» – молодежь, которая, не имея никаких религиозных знаний, пришла в ислам после возвращения из депортации в Крым. Они выросли во времена советского атеизма, родители не смогли им дать мусульманского воспитания. Они обучались исламу при помощи миссионеров или просто мусульман, проживающих в Крыму, или студентов-иностранцев, исповедующих ислам.

Из бесед с соблюдающими религию мусульманами, становится ясным, что, к примеру, согласно ханбалитской школе, способы поклонения Аллаху более упрощены. Например, чтение обязательных молитв (фарз-намаз) и игнорирование суннет-молитв, то есть необязательных, но необходимых намазов; упрощения омовения (абдест) и многое другое. По ханафитскому мазхабу это непреемлемо, ведь сунет-намазы – это молитвы в честь пророка Мухаммеда (с.а.в.), а мыться, простите, всегда надо хорошо, ведь хадис «Чистота – половина веры» тому подтверждение.

В мечетях иногда возникают разногласия по этому поводу, но, в общем, это большой проблемой назвать нельзя, потому что многие последователи других школ, толком не знакомы с истинными постулатами своей школы. Просто их привлекает эта упрощенность в поклонении и несколько других взглядах на жизнь. Молодежь ведь всегда любит отличаться. А учиться мазхебу предков, то есть мазхабу ханафи, которому подчиняется большинство крымских татар, для них, наверное, очень трудно. Понятно, что учеба дается не всем. Имеющий в сердце иман (веру) рано или поздно пойдет правильным путем.

Многие молодые люди, исполненные благими намерениями и искренними желаниями, полагают, что следование определенному мазхабу не является обязательным. Однако это мнение ошибочно. Ведь указания к совершению актов поклонения (ибадет) рассредоточены по всему тексту Корана и сборникам хадисов, и лишь человек, обладающий достаточными знаниями в этом вопросе, может разъяснить, как правильно совершать ибадет. Поэтому как ранние, так и современные исламские ученые утверждают, что каждому недостаточно осведомленному мусульманину нужно следовать одному определенному мазхабу.

Кто же такой имам Аъзам Абу Ханифа и в чем заключается его мазхаб?

Обратимся к достоверным источникам. Согласно сведениям, изложенным в книге «Фикх. Необходимое упрощение вопросов Аль-Кудурия. По фикху имама Абу Ханифы» (Мухаммад Ашик Иляхий Аль-Бараний, Киев «Ансар Фаундейшн», 2004 г.) имам Аль-Хаммам Абу Ханифа Ан-Ну`ман родился в 80 г. от хиджры (700 г. н.э.) в г. Куфе на юге Ирака. Его полное имя Ан- Ну`ман ибн Сабит Аль-Куфий. Его семья занималась торговлей. Абу Ханифа рос богобоязненным юношей, выучившим Коран наизусть в очень раннем возрасте. Он также изучал хадисы и знал, как жить и вести торговые дела в соответствии с исламскими нормами.

Он изучал фикх у Хаммада ибн Абу Суляймана, а также у многих других ученых. Он получил знания от 4000 шейхов из числа табиун. Он сам принадлежал к поколению табиун – статус, следующий за сподвижниками пророка, то есть те, кто общался со сподвижниками пророка Мухаммеда (с.а.в.).

Его принадлежность к табиун возвышает его, ведь этого нельзя сказать ни об одном ученом из числа его современников.

Число его учеников невероятно велико. Количество его преемников было таковым, каковым оно не было ни у одного имама после него. О них также сказано: «И они – семь тысяч тридцать человек из числа шейхов того времени, которые были выходцами из разных стран, почерпнули у него знания и брагодаря их стараниям и усердию эти знания дошли до нас».

Имам Абу Ханифа передал четыре тысячи хадисов: две тысячи – от Хаммада, а две оставшиеся – от других шейхов.

Абу Ханифа был первым, кто записал фикх и распределил его по разделам, а после него это дело продолжил Малик ибн Анас при упорядочении по разделам своей книги «Аль-муууатта», однако Абу Ханифа был первопроходцем в этом деле.

Имам Абу Ханифа установил свой мазхаб по принципу «совет меж ними», при этом он не действовал по своему произвольному усмотрению избегая подобного в своих умозаключениях (иджтихад) по религиозным делам и будучи безмерным в проявлении искренности к Аллаху и Его Посланнику (с.а.в.) и к мусульманам вообще. Он выносил на всеобщее рассмотрение тот или иной вопрос, затем спрашивал, что у них имеется по этому поводу, затем высказывал свое мнение и дискутировал с ними по каждому вопросу месяц или дольше. Он приводил доводы более яркие, нежели горящее светило, затем имам Абу Юсуф закреплял их в основах (аль-усуль), и после этого они принимались авторитетными людьми. Коль это так, то в таком случае мазхаб, который установлен по принципу совета между имамами, более совершенен и правомерен, более близок к полноте, прямоте и здравости; он более располагает, успокаивает и очищает сердца, нежели мазхаб того, кто установил его только лично для себя и при этом прислушивается только к своему мнению (См. Аль-Кярдарий «Манакыб Абу Ханифа», с. 57).

Абу Ханифой, да пребудет над ним милость и угода Аллаха, записывались тысячи вопросов, и переписчики разошлись во мнениях относительно их точного количества. Оно как минимум равно восьмидесяти трем тысячам: из них тридцать восемь тысяч вопросов касаются ибадат (актов поклонения), а остальные относятся к разделу о муамалят (гражданских отношениях) (см. Аль-Кярдарий «Манакыб Абу Ханифа», с. 162).

Абу Ханифа был крайне непопулярен в кругу приверженцев различных отступлений от веры, поскольку он разработал четкую методику построения логических умозаключений в исламской юриспруденции.

Свой метод работы с религиозными текстами он ясно изложил в следующих словах: «Я ссылаюсь на Книгу Аллаха, а если не нахожу в ней подходящего текста, то ссылаюсь на хадисы Пророка (с.а.в.). А если я и в них не нахожу ничего подходящего, то принимаю слова сподвижников Пророка (с.а.в.). Но я принимаю любую их точку зрения, если располагаю не менее чем двумя ее подтверждениями. Я не отказываюсь от их слов ради того, чтобы принять точку зрения кого-либо другого. Когда Ибрахиму, Аш-Шааби и Аль-Хасану (ученым табиун) задают вопросы, они стараются найти правило, которое они выводят на основе собственных умозаключений (иджтихад), поскольку они – обычные люди. И я тоже поступаю подобным образом».

Эта его методика наряду с его подходом к текстам, в которых отсутствовали прямые доказательства, положила начало системе ученых исследований, состоящей из семи основных элементов:

  • Коран – основа всех религиозных взглядов и норм и источник всех религиозных предписаний.
  • Сунна (хадисы) является истолкованием Книги Аллаха. В ней отображены усилия Пророка (с.а.в.), которые он прилагал, чтобы передать людям Послание Аллаха.
  • Свидетельства сподвижников Пророка (с.а.в.), поскольку у них были точные сведения о событиях, предшествовавших Откровению, и о том, как это Откровение осуществлялось Пророком (с.а.в.) на практике. Этими-то сведениями они и поделились с последующими поколениями.
  • Аналогия, или кияс, – это использование конкретных текстов применительно к иным случаям, нежели те, что в них описаны, поскольку обоим этим случаям в основном присуще общее причинное сходство.
  • Обратная аналогия, или истихсан, которая означает отказ от прямой аналогии с целью установления нормы, которая, расходится с общими правилами. Это делают потому, что при использовании принципа кияс возможны погрешности в некоторых деталях. В этом случае ученым необходимо найти иное причинное сходство (ильля), не имеющее прямого сходства с рассматриваемым вопросом. Применение подобного метода называют «скрытой аналогией». Обратная аналогия применяется также в том случае, когда кияс расходится с конкретным текстом, единодушным решением ученых или наследием (асор).
  • Единогласие ученых, или иджма.
  • Общественная традиция, имеющая отношение к практическим действиям мусульманской общины, правомочна в тех случаях, когда не применим ни один текст из Корана, хадисов или устных изречений Пророка (с.а.в.). Если же традиция расходится с ясным текстом, то она не имеет никакой ценности.

Абу Ханифа не оставил после себя книг, но все же ему приписывают авторство некоторых трактатов. Его мысли были записаны и собраны в нескольких книгах его учениками Абу Юсуфом, Мухаммад ибн Аль-Хасаном и другими.

Халиф Аль-Мансур из династии Аббасидов вызвал Абу Ханифу из Куфы в Багдад и предложил ему должность главного судьи. Но имам Абу Ханифа отказался, так как богобоязненный человек не мог выносить смертные приговоры и заточать людей в темницу. Кроме того, он осуждал политику правления халифа. И тогда Аль-Мансур велел посадить его в тюрьму, истязать на площади ударами кнута и ограничивать в еде и питье. После этого он скончался.

Это был благочестивый, богобоязненный, щедрый к нуждающимся, образованный, молчаливый и терпеливый, чистый и искренний человек.

Великий ученый имам Абу Ханифа умер в 150 году от хиджры в возрасте семидесяти лет. Да вознаградит и помилует Аллах Абу Ханифу.

Севиль РЕШИД

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях FacebookВконтакте, Одноклассники, а также на канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и интересных новостей.

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET