Изобразительное искусство как образ жизни Сулеймана Гезлевли

26.10.201810:32

Молодой крымский художник Сулейман Гезлевли рассказал в интервью о своем творческом пути, учебе в Киеве, планах на будущее, о том, какие проблемы испытывает эта сфера в Крыму, Украине и России, а также объяснил, почему очень критично относится к современному искусству.

  • Сулейман, расскажите о том моменте или периоде, когда вы поняли, что хотите связать жизнь с изобразительным искусством? С чего и когда началось ваше увлечение?

С самого раннего детства рисовал, срисовывал разные картинки. Очень много свободного времени вместо того, чтобы бегать и играть на улице, проводил за рисованием, и меня решили отдать в художественную школу имени Волкова в Евпатории. Мне тогда лет 10 было.

  • Это основная деятельность или занимаетесь чем-то еще параллельно?

Да, это моя и основная сфера деятельности, и целый образ жизни.

  • Почему решили учиться именно в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА) в Киеве? Крымские вузы не рассматривали?

После окончания общеобразовательной и художественной школы я поступил в Симферопольское художественное училище имени Самокиша и хотел для начала закончить именно его, так как по уровню оно было самое сильное из всех, даже высших учебных заведений, в Крыму. Я отучился там год и из-за резких геополитических изменений 2014 года я не захотел продолжать учебу. Решил попробовать поступить в НАОМА. Шансов было мало, так как это – академия и уровень абитуриентов уже должен быть как по окончании училища, а я окончил лишь первый курс. Но мне повезло – я подготовился к экзаменам со своим преподавателем из училища Ридваном Баличем в его мастерской и поступил на бюджет.

  • Были ли какие-то сомнения перед поступлением? Не было желания получить более традиционное и прикладное образование, как многие молодые люди, которые стремятся обучиться, например, менеджменту, экономике или медицине?

Нет, я не рассматривал абсолютно ничего, кроме изобразительного искусства, так как не видел себя больше никем. И люди искусства, настоящие люди искусства, не думают первостепенно о материальном, потому что это что-то возвышенное, что-то вечное, то, что останется после тебя на века.

  • После окончания академии планируете творить в Крыму или останетесь в Киеве?

Я не знаю и не планирую еще ничего. Жизнь в Крыму в моей сфере просто невозможна, очень много факторов, не дающих развиваться там. В Украине, к сожалению, при нынешней власти тоже находиться, жить и развиваться очень сложно опять же в этой сфере. В стране, где огромнейшие проблемы в экономическом плане, никому дела нет до искусства. Но здесь двери открыты в мир, в отличие от сегодняшнего Крыма. Поэтому один Бог знает, что будет. В Крым я буду приезжать в любом случае, даже если там будет Северная Корея, так как не могу представить себе, что не буду видеть эти чудесные места и не творить там.

  • Как вы думаете, может в нашей стране молодой художник прожить только искусством? Не придется ли рано или поздно начать зарабатывать чем-то другим?

Многие талантливые ребята, лично которых я знаю, бросают заниматься живописью, закрывают свои этюдники и не открывают уже много лет. Сегодня многие переходят на 3D, 2D и так далее компьютерную графику. Почему? Потому что это прибыльно, но опять же, как я говорил выше, лично я не хочу изменять самому себе, своим убеждениям. И я уже жертвую многим материальным, занимаясь исключительно живописью и рисунком. Не начинаю изучать что-то другое или заниматься чем-то другим, где можно больше зарабатывать. И мне очень больно и обидно, что в нашей стране все обстоит именно так. Есть огромный ряд трудностей и проблем, которые всегда встают перед вами. Если коротко, то выжить почти нереально. Многое, что происходит в жизни, состоит из кучи случайностей и везений, которые ты даже не планируешь себе. Лично я выбрал этот путь осознанно и понимаю, на что иду, и через что еще предстоит пройти.
Так же сейчас, как и ранее в Украине, популярно современное искусство, всякого вида абстракции, инсталляции и непонятно что. Лично мне обидно, что это вообще называют «искусством», так как это слово я понимаю, наверное, по-другому: как что-то такое, что не сможет выполнить каждый, такое, что должно быть дано или просто не дано. А современное искусство, если проанализировать, как оно выполнено, что из себя представляет, что при этом всем человек затрачивал и использовал… Сходите в музей и посмотрите картины классиков и сходите в галерею современного искусства. Разница очевидна.

  • Что оказало самое большое влияние на ваше творчество? Родная Евпатория? Наставники?

Наверное, все вместе, понемногу – начиная с Евпатории, преподавателей в художественной школе, затем в училище. Когда нагрузка очень большая и требования, в плане объема работ, перед тобой открыт весь Крым, остается только ездить и творить, но самое большое влияние оказало поступление в академию. Уровень в академии, как и практически везде, не очень высокий, не то, что я ожидал, когда поступал. Работы как пример везде висят классиков-реалистов, а поощряется по сей день всякое такое, как современное искусство.

Происходит страшная деградация во всех сферах, в музыке, в театре, в кино, в изобразительном искусстве и так далее. Очень сложно самому, когда вокруг такой хаос, не деградировать. Мне помог тот ничтожно малый процент людей, которые сами развиваются в нужном, правильном направлении, в вечном. Мне посчастливилось подружиться со студентом кафедры реставрации, очень талантливым художником, который, наверное, 80% того, что сейчас я умею, меня и научил. Это мой нынешний друг, с кем мы вместе сейчас работаем, пишем и развиваемся, Ренат Беркуца. Именно благодаря ему я понял, где черное, а где белое раз и навсегда.

  • Чем вдохновляетесь при создании картин? Что больше всего любите изображать?

Вдохновляюсь я работами старых мастеров. Как сказал Ямамото Цунетомо (японский философ и писатель, – ред.): «Беспринципно считать, что ты не можешь достичь всего, чего достигали великие мастера. Мастера – это люди, и ты, тоже человек. Если ты знаешь, что можешь стать таким же, как они, ты уже на пути к этому».

Работаю я в основном в жанре пейзажа, портрета и жанровых сюжетных, фигурных композиций. Конечно, у меня в основном это все на тему Крыма. Интересно изображать крымскотатарскую культуру в своих картинах. Культура крымских татар сейчас никак не развивается, она остановилась и не двигается с места вообще, к сожалению. Хотелось бы, конечно, возрождать все заново, в моем случае изобразительное искусство.

  • Где можно увидеть ваши работы? Уже проводили свои выставки? Имело ли успех у публики?

Часть работ можно увидеть в изданном альбоме-каталоге «Молодые крымскотатарские художники», часть – в салоне крымскотатарской культуры «Сандык» в Киеве. Ну, и в соцсетях, конечно.

Персональную традиционную выставку, к сожалению, еще не имел возможности провести, но часто принимал участие в отдельных мероприятиях, посвященных Крыму и культуре, делали совместные выставки и участвовал во всеукраинских. Что касается успеха у публики, это смотря, что вы имеете в виду… Устные комплименты, конечно, звучат всегда, это приятно, но в нашей стране, к сожалению, на них все и заканчивается. Для меня важны мнения профессиональных сильных художников, так как это говорит о росте твоего уровня, это по-настоящему приятно.

  • Частные коллекционеры приобретают ваши картины?

Да, приобретают. Но если быть честным, любому настоящему художнику, искренне ценящему свой труд, свою работу, воспоминания, эмоции при создании той или иной работы, если она получилась, не хочется расставаться с ней ни за какие гонорары. Зарабатывать только отдельными заказами, но не продажей своих работ, в которые ты вкладываешь всю свою душу.

  • Что в целом можете сказать о крымскотатарском изобразительном искусстве. Что сегодня может способствовать сохранению и, в особенности, развитию крымскотатарского искусства?

Его нет. Просто нет. Пальцев одной ладони будет много пересчитать тех, кто как-то представляет настоящую классическую живопись. Не хочу никого обидеть, но не вижу смысла говорить об абстракциях или современном искусстве, оно никак не развивается, потому что, во-первых, ни в Крыму, ни в Украине нет вузов, в которых можно было бы учиться этому сегодня. К сожалению, каждый брошен на саморазвитие. В тренде современное искусство. При всей моей нелюбви к современной России, я смело могу сказать, что изобразительное искусство там развивалось и развивается, и они делают все для этого, как материальной поддержкой, так и здоровым пониманием искусства. Я не могу ничего сказать о крымскотатарском искусстве в целом, я только художник. Крымские татары никогда не славились живописью, как и тюркские народы в целом, из-за влияния ислама, когда как оно развивалось в Европе. Но на данный момент при желании, при поддержке и здоровом понимании самих крымских татар, его можно развивать.

  • Как популяризировать национальную культуру и искусство среди подрастающего поколения, которое родилось в эпоху глобализации, социальных сетей и прочего?

Во-первых, начать инвестировать не в излишества и показушную роскошь для удовлетворения своих примитивных желаний, а вкладывать в развитие. Опять же, смотря что и какие сферы мы хотим развивать. Это действительно большая проблема на сегодня. Нужно создавать интересные платформы для искусства, языка, спорта и т.д. И, наверное, со стороны родителей и семей нужно ограничивать подрастающее поколение от соцсетей. Но то нереально, когда родители сами зависимы от всего подобного.
В заключение хочу сказать, что людей, представляющих сферы культуры, изобразительного искусства, танцев, музыки, спорта, тех, кто занимается образованием и т.д., нужно всегда поддерживать. Ни в коем случае не оставлять их, иначе можно потерять все, что имеем, так как многие жертвуют всем, чтобы заниматься развитием всего этого. Конечно, находятся люди, которые просто хотят заработать на людях данных сфер, но никак не помочь им в развитии. Без культуры нет нации.

Беседовала Мелек БАЙ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET