Неудобный юбилей. Страница истории

20.11.201810:52

В молодости мы зачитывались мемуарами людей старшего поколения, переживших время революции, Вторую мировую войну, смерть Сталина… Но время неумолимо идет вперед. И, оглядываясь назад, мы понимаем, что и наше поколение пережило целую эпоху бурных событий, перипетий борьбы хотя бы за последние 40 лет.

А началом этих событий можно считать конец 1982 г. Уже тогда с кончиной Л.И. Брежнева чувствовалось, что назревают какие-то перемены. Страна по-прежнему пыталась какое-то время жить по-старому. Но мать-природа подсказывает свое. За короткий промежуток времени пришлось испытать еще два потрясения, смену двух руководителей государства, после которых у руля встал молодой, энергичный лидер страны.

Стране необходимы были преобразования, и он их начал. Все ждали этого. Не все у М.С. Горбачева получалось, но народ с воодушевлением воспринял его начинания. Как это бывает в период резких перемен, в государстве появилось новое поколение политиков со своими взглядами на дальнейшее развитие страны. Упор делался на инициативу на местах. В итоге руководители союзных республик, вкусив прелести самостоятельности, стали требовать от центра еще больших свобод. А примером этому были действия энергичных молодых политиков новой формации во главе с Б.Н. Ельциным, который был избран президентом РСФСР еще до распада СССР (12 июня 1991 г.).

В течение полугода произошли масштабные катаклизмы, после которых большая страна распалась на 15 самостоятельных государств. Казалось бы, вкусив прелести свободы и самостоятельности, бывшие страны одного государства, помогая друг другу, начнут строить новую жизнь, перейдя на рельсы рыночной экономики, но, как говорится, “легко сказка сказывается, да нелегко дело делается”. На глобальные изменения в государстве влияют тысячи факторов, которые невозможно учесть одновременно. И один из главных факторов, конечно же, человеческий.

Возглавив огромную страну, Б.Н. Ельцин с присущей ему энергией взялся за новые преобразования. Но все новое всегда таит в себе непредвиденные проблемы. Постепенно в руководстве страны начали назревать разногласия. И основное из них это различный взгляд на экономические преобразования. Ельцин был ярым сторонником радикальных экономических преобразований путем шоковой терапии, которую разработали для страны Е. Гайдар, А. Чубайс и ряд других экономистов. В то же время в Верховном Совете, который возглавлял тоже амбициозный политик нового поколения экономист Р. Хасбулатов, преобладало мнение о постепенной, поэтапной форме экономических преобразований. Такого же мнения придерживался и вице-президент А. Рудской. Это противостояние между двумя ветвями власти стремительно нарастало и достигло своего апогея в сентябре 1993 года.

Бывшие соратники по борьбе превратились в ярых противников. 21 сентября президент издает указ о роспуске парламента страны. В то же время непрерывно заседавшие в здании Белого дома парламентарии на основании выводов Конституционного суда издают указ об отстранении президента от должности. Но Ельцин не был бы Ельциным, если бы пошел на уступки. По его указу в столицу были введены войска, и рано утром 4 октября начался обстрел здания парламента. К вечеру парламентарии вынуждены были сдаться.

В силу своего крутого нрава президент требовал от вновь назначенного генерального прокурора А. Казанника самого сурового наказания для своих противников, но тот ответил, что на то нет оснований. Кстати, это тот самый бывший депутат А. Казанник, несколькими годами раньше уступивший свой депутатский мандат Б.Н. Ельцину, позволивший продолжить ему головокружительную карьеру до главы государства. В дальнейшем после бурных октябрьских событий 1993 г. все же разум возобладал, страсти поутихли, и в начале 1994 года заговорщики были амнистированы.

Оглядываясь назад, хочется сказать, что эти события 25-летней давности, конечно же, потрясли всех. Трудно было поверить в то, что происходит на экранах телевизоров.

Этим событиям посвящено много научных работ и исследований. Но никто не может сказать, кто же был прав в той обстановке. Спустя год один из главных участников этих событий, спикер парламента Руслан Хасбулатов написал книгу, в которой подверг действия президента резкой критике.

Здесь уместно привести отрывок из книги начальника охраны президента генерала А. Коржакова, «Борис Ельцин: От расцвета и до заката», характеризующий личные качества Б.Н. Ельцина: “Многие сходятся во мнении, что Ельцин не использовал своего шанса. После августовского путча мне казалось, что России выпал счастливый лотерейный билет. Такие выигрыши бывают в истории раз в 1000 лет. Власть почти бескровно перешла в руки демократов, вся страна ждала перемен. И Ельцин действительно мог использовать свой “золотой” шанс. У него было все, чтобы грамотно провести реформы, предотвратить коррупцию, улучшить жизнь миллионов россиян. Но Борис Николаевич поразительно быстро был сломлен всем тем, что сопутствует неограниченной власти: лестью, материальными благами, полной бесконтрольностью…

Ельцин все чаще при принятии решений исходил из потребностей семейного клана, а не государства”. Еще более откровенен в своей книге “Ельцин. Кремль. История болезни” исследователь А.Е. Хинштейн: “История болезни Ельцина – это история болезни всей России. Сначала было опьянение конца 80-х годов хмельным воздухом прозрачной свободы. Потом – один сплошной не прекращающийся запой: приватизация, Чечня, расстрел парламента, дефолт, олигархия. И, наконец, горькое похмелье. Если бы в 1991 г. кто-то сказал нам, тогдашним, что пройдет пяток лет, и в Кремле воцарится геронтократия почище брежневской, мы бы лишь рассмеялись в ответ. Не было в России человека популярнее Ельцина. Он был истинным мессией: последней нашей надеждой и любовью “. Ну что тут сказать после приведенных цитат? А ведь мы были свидетелями всего этого в повседневной жизни. Как говорится, ни убавить и ни прибавить.

А вообще, конечно, интересно было бы проанализировать, чего добились бывшие союзные республики на постсоветском пространстве. Ведь все они были полны решимости провести преобразования в своих странах и хоть как-то приблизиться к высокоразвитым государствам… В начале мне казалось, что лучших результатов добился Казахстан соразмерно масштабам страны и своим возможностям. Но, увы, в дальнейшем оттуда стали доноситься туркменские мотивы… И поэтому появились сомнения.

Примерно то же происходит в среднеазиатских республиках. И лишь мятежный Кыргызстан не дает покоя любителям почивать на лаврах, напоминая лермонтовский белый парус, ищущий бури: «Как будто в бурях есть покой».

Энвер МУРАТ