Зоре Кадыева: Мой главный мотиватор – народ

26.01.201911:11

Фото: Ильдар Ибрагимов

Любимица публики, желанная гостья на многих национальных мероприятиях, талантливая певица, композитор и просто любящая мать поделилась с Avdet сокровенными желаниями и мечтами, рассказала о своей сегодняшней деятельности и дала полезные советы подрастающему поколению крымских татар и их родителям.

– Зоре-ханым, последнее интервью с Вами печаталось на страницах нашей газеты пару лет назад. Чем же сейчас живет популярная певица и композитор? Где и как часто выступаете? Для кого пишете?

– Воспитываю детей и занимаюсь любимым делом – пишу песни. К сожалению, сейчас очень мало заказов. Хотя ещё в прошлом году приходила молодежь. Например, в прошлом году я написала две песни для Алие Бекировой. В позапрошлом году тоже было несколько песен: для Эльнары Сейдаметовой «Эй, гузель яшлар», которая стала своеобразным гимном молодежи, для Адиле Абсаитовой, которая заняла второе место в конкурсе Tatli ses. Также написала детскую песенку «Aile» для одноименного детского центра. Она стала их своеобразным гимном, фирменной песней.

И для себя пишу сейчас. У меня очень много написанных песен, в том числе и такие, которые писала 10-15 лет назад. К сожалению, они сейчас не совсем актуальны, потому что сейчас люди любят более развлекательные композиции. Когда пишу, стараюсь совместить приятное с полезным, чтобы заработать на жизнь. Кормят нас, к сожалению, только свадьбы. Поэтому стараешься придерживаться свадебной тематики: про любовь, про женихов, про невест. И, конечно, самая актуальная для меня тематика – это любовь к родине, патриотические песни.

– Не секрет, что в последнее время в Крыму наблюдается дефицит национальных концертов и других мероприятий, на которых наши артисты могли бы выступать и демонстрировать плоды своего труда. На Ваш взгляд, почему так происходит?

– Раньше были благотворительные концерты, которые организовывались достаточно часто. Для меня было очень важно помочь своим творчеством больным или нуждающимся людям. Сейчас почему-то их почти нет. Может, стало сложно организовывать такие мероприятия или некому организовывать. Хочется вернуть все это. И, конечно, хочется давать и свои концерты. Последний такой концерт я дала в мае позапрошлого года. Он был юбилейным, в честь 50-летия. Но творческому человеку сложно совмещать организационные вопросы с искусством. Для этого нужны отдельные организаторы. В принципе сейчас много креативной молодежи, я с ними разговаривала, и они готовы сотрудничать. Нужно просто заняться этим вопросом, чтобы больше было таких концертов. Но еще и отдача от народа нужна. Я не знаю, чем это объясняется. Наверное, стечением обстоятельств, ситуацией, в которой мы оказались не по нашему желанию. И ещё, к сожалению, это всё сводится к финансовому вопросу.

– В таких условиях у Вас, как у любимицы публики, не пропадает желание творить? Такая ситуация как-то влияет на интенсивность написания песен?

– Конечно, влияет! Очень! Но вот эта мотивация от народа меня спасает. Свадьбы, звонки, сообщения в соцсетях – всё это меня очень радует и мотивирует. Был момент, когда вообще пропало желание что-то делать. Этот переходный момент, когда мы все очень переживали. Тогда у меня вообще опустились руки, и ничего не хотелось. Но я знаю, что не смогу без этого жить. Я впадаю в депрессию, когда не пишу. Я без этого пропаду. Поэтому в такие моменты я буквально заставляю себя что-то делать. Например, стараюсь выехать куда-то с детьми, к морю, подышать свежим морским воздухом, найти для себя новую тему. Потому что нам нужно жить, кормить свои семьи. В любом случае нам всегда есть, к чему стремиться ради будущего своих детей. И не просто будущего, а хорошего будущего на своей родине.

– На какие темы и для какой аудитории предпочитаете писать песни? Какое место в Вашем творчестве занимает лирика?

– Больше всего востребованы песни на свадебную тематику. Например, о женихе, о невесте или вообще о самом торжестве. Стараешься писать со смыслом и душой, чтобы людям нравилось. Когда люди приглашают меня выступить на свадьбе и говорят, что я пою с душой, мне еще больше хочется творить, стараться, такие отклики очень приятны. Это очень большая мотивация – слышать такие отзывы от народа.

А лирическая тематика, например, песни о неразделенной любви, сейчас не востребована. У меня очень много таких песен. На целый концерт хватит. Но мне самой исполнять такие песни уже неактуально. Если кто-то захочет их петь – пожалуйста. Молодежи лирика больше подойдет. Я бы могла зрителю преподнести эти песни, но не в массовом формате, а в такой интимной обстановке: рояль и я. Чтобы пришли понимающие люди и наслаждались лирическими песнями в уединенной обстановке. Я бы очень хотела сделать вот такой камерный концерт в формате творческой встречи. Просто поговорить, ответить на вопросы зрителей и спеть им то, что ещё никто не слышал.

– В Вашей копилке есть композиции о старинных крымскотатарских деревнях и городах. Как думаете, какое значение они имеют для сохранения истории и культуры нашего народа, для просвещения подрастающего поколения?

– На такие темы я пишу преднамеренно, чтобы наше будущее поколение знало свои корни, не забывало хотя бы названия этих поселений, потому что очень часто, когда встречаешься с молодежью и спрашиваешь, откуда их корни, многие даже представления не имеют, откуда их предки. Это тот слой нашей молодежи, который мало интересуется своим языком и не старается узнать свои корни. Конечно, процентов 60-70 могут сказать о том, где родились и жили их дедушки и бабушки. А процентов 30, к сожалению, не знают об этом ничего. Поэтому в такие песни я закладываю и такую цель, чтобы сохранилась память об этих местах, чтобы на родном языке молодежь слышала эти композиции и в будущем передавала своим детям. Изначально я начала писать именно для этого. А уже впоследствии люди стали мне заказывать песни про сёла.

– На что должна сегодня ориентироваться молодежь, чтобы способствовать сохранению и, в особенности, развитию крымскотатарской культуры?

– Основная наша задача – самосохранение себя как нации. И сейчас это в первую очередь касается нашей молодежи, от которой зависит наше будущее. Было бы хорошо, если бы все они это понимали. У нас очень хорошая и креативная молодежь, которая думает о будущем и к чему-то стремится. Но есть и такие, кто очень далёк от этого. Мы выступаем на свадьбах и всё это видим, весь негатив, который влияет извне… Влияет не на всех, понимающая и умная молодежь держит свои позиции. Также нужно создавать крепкие и чисто крымскотатарские семьи. Наша самая важная задача – увеличиваться в количестве.

Немаловажно и развитие с музыкальной стороны. Родители должны с пеленок прививать своему ребенку любовь к родным мотивам, к родному искусству. Чтобы потом, когда эти дети вырастают, они не популяризировали инородную музыку на тех же свадьбах, а включали своё, танцевали под своё, потому что сейчас получается уже какое-то поклонение инородной музыке и эстраде, которая сейчас присутствует в Крыму, к сожалению. Да, мы такой народ, который уважает все нации, знает их танцы и песни. Конечно, мы должны развиваться, расширять свой кругозор и знать не только своё. Но не до такой степени.  Нам надо самосохраниться, продвигать свой фольклор, свою музыку, свой язык. Сейчас молодежь от этого немножко откланяется. Может быть, я чересчур строга к молодежи, но я описываю то, что вижу на свадьбах, где сама выступаю. Я задумываюсь и пытаюсь понять, что привлекает молодых людей в этой инородной музыке. Может быть, от недостаточного уровня знания родного языка и самосознания.

– Вы воспитываете талантливую дочь, которая тоже проявляет любовь к музыкальному. Хотели бы, чтобы она пошла по вашим стопам, учитывая сложившуюся в творческой среде ситуацию?

– Я знаю, что она этого очень хочет. Она, как говорится, переняла с молоком матери любовь к творчеству. Она очень любит петь, очень любит музыку. Но внутренние мои чувства это почему-то отвергают. Я в замешательстве. На данный момент особой перспективы в этом направлении нет. И все эти нюансы, которые появились у нас в Крыму в последние несколько лет… Надеюсь, в будущем что-то поменяется. Я как мать всё-таки хочу лучшего для своего ребенка, хочется, чтобы она приобрела более земную профессию. Но я понимаю и то, что в любом случае это её выбор. Я пока не знаю, на чём она остановится. Сейчас она учится в 8 классе, у нас ещё есть время.

– Сможет ли на Ваш взгляд современное поколение крымских татар, родившихся и выросших в Крыму, поддержать и продолжить развитие исконной крымскотатарской культуры, когда мир захватила глобализация и массовые формы культуры?

– Мне кажется, что всё зависит от уровня образованности. Если они будут самосовершенствоваться, учиться, то смогут и сохранить и даже продолжить развитие нашей культуры. Только тогда мы будем идти вперед. Ну и многое здесь зависит от воспитания, от атмосферы, в которой растет ребенок. На детей сейчас очень сильно влияет и школа, и соцсети, и телевидение. Это всё формирует личность ребенка. Поэтому должно присутствовать чувство патриотизма, любви к родине, к своему языку. Если в ребенке с детства это заложено, то оно в нём останется. А если не заложено, то очень трудно будет потом что-то сделать. И здесь я призываю молодых родителей приобщать своих детей к культуре, прививать любовь к ней.

– Какие задумки планируете реализовать в ближайшем будущем?

– У меня очень много новых песен в блокнотах и на диктофоне. Я хочу их выпустить. Это всё связано с аранжировкой, нужно делать запись голоса, музыки. Къысмет олса, до весны я хочу выпустить эти песни. Кроме этого, я очень хочу записать сборник детских песен. Например, как уже говорила выше, не так давно написала детскую песенку «Aile» для одноименного детского центра.

Ещё одна моя мечта – делать побольше концертов. Когда закончился мой последний юбилейный концерт, у меня было такое ощущение, что я недосказала. Вроде бы я выразила все свои мысли, спела, выступила перед зрителями. Но всё равно хотелось ещё продолжать и продолжать… Очень хотелось спеть остальные песни, которые ещё не звучали. Ведь концертов настолько мало, что просто не успеваешь сделать всё, что задумывалось. Поэтому моя мечта – чтобы было много концертов по всему Крыму. В те года я выступала и в Керчи, и в Белогорске, и в Бахчисарае. Для творческого человека очень важно общение с народом не только посредством свадеб, а именно в больших концертных залах или во время камерных концертов. К сожалению, мы сейчас не можем развернуться в Крыму, нет востребованности. Поэтому очень бы хотелось, чтобы эта ситуация исправилась в лучшую сторону.

Также моё заветное желание – выпустить сборник всех моих написанных песен, которых уже около 150. Это те, которые исполнялись молодыми певцами и лично мной. Хочется записать это всё, чтобы осталось на будущее.

– Хотели бы попробовать себя в роли наставника и начать обучать детей или молодых людей своему искусству?

– Я думаю об этом уже 6-7 лет. Очень хочу ставить детские мюзиклы. Но делать это одной очень сложно, нужна команда, нужны единомышленники: писатели, режиссёры, аранжировщики. Если было бы побольше наших крымскотатарских писателей, если бы создавалось больше тех же сказок… Естественно, нужны условия. А всё это сводится к финансам.

Сейчас мне страшновато это всё начинать. В 2011-2012 году я ходила, обращалась с этой инициативой в разные инстанции. Там говорили, что пока на это нет финансов, что не могут ничем помочь, но поставят себе на заметку. И всё это осталось на словах. У меня внутри тогда кипела инициатива, я хотела что-то делать. А сейчас я не знаю… Сейчас это сложно…

Мелек БАЙ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET