Депортация – это самая трагическая страница в истории крымскотатарского народа.
При выселении погибло около 46,2 % человек, но и это не сломило наш народ, который спустя десять лет, стал настойчиво добиваться восстановления своих прав и возвращение на Родину.
После XX съезда, особенно с момента опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года, крымские татары начали петиционную кампанию за восстановление своего национального равноправия.
Этот Указ облегчал жизнь народа в местах его высылки, так как снимал с учета спецпоселения и освобождал из-под административного надзора, но не снимал с него обвинения в измене и ничего не давал ему как нации: снятие указанных ограничений не влекло за собой возвращения конфискованного при выселении имущества и не давало права возвращение в места, откуда они были выселены. Такой Указ, естественно, не мог удовлетворить народ. Ему нужна была Родина, этническая территория, родной язык, материальная и духовная культура. Поэтому в ЦК и правительство сначала подписывали десятки и сотни, затем – тысячи и десятки тысяч человек. Одно из писем с требованием отменить все дискриминационные законодательные акты и возвратить народ в Крым подписали 126 тысяч человек. Всего за шестидесятые годы было собрано более 3 миллионов подписей! Иными словами, каждый взрослый подписался 6-7 раз. Но все это встречало холодное равнодушие в Кремле…
18 мая 1944 года – началась депортация крымских татар, на основании постановления ГКО от 11 мая 1944 года. Из Крыма было выслано: в Узбекистан 37046 семей (151086 человек), Казахстан – 2426 семей (1666 человек), Башкирию – 284 семьи, Якутию – 93 семьи, Горьковскую область России – 679 семьи (2376 человек), Моловскую – 2342 семьи (10002 человека), Свердловскую – 902 семьи (3591 человек), Ивановскую – 157 семей (548 человек), Костромскую – 1957 семей (6338 человек), и Марийскую республику – 2291 семьи (9178 человек). После завершения боевых действий к ним присоединились демобилизованные крымские татары. Большая часть крымскотатарского народа была отправлена в Узбекистан.
8 июня 1944 года – в Узбекскую ССР прибыл последний вагон со спецпереселенцами. Численность крымских татар, сосланных в эту республику, составила 151 529 человек.
Лето 1944 года – демобилизация крымских татар из рядов Красной Армии и отправка их на спецпоселения. У всех бывших военнослужащих были изъяты военные билеты. Им запрещалось носить пагоны, огнестрельное и холодное оружие.
Май – ноябрь 1944 года – из-за болезней, голода, климатических условий в Узбекистане по официальным данным погибло 10105 спецпереселенцев из Крыма, то есть 7 % от числа прибывших. Смертность крымских татар в эти годы превышала рождаемость.
8 января 1945 года – Постановление СНК СССР, определяющее правовой статус спецпоселенцев. Согласно постановлению, «спецпереселенцы не имеют права без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД отлучаться за пределы района расселения, обслуживаемого данной спецкомендатурой. Самовольная отлучка за пределы района расселения, обслуживаемого спецкомендатурой, рассматривается как побег и влечет за собой ответственность в уголовном порядке». Спецпереселенцы – главы семей или лица, их заменявшие, обязаны были в 3-дневный срок сообщать в спецкомендатуру обо всех изменениях, происшедших в семье (рождение ребенка, смерть одного из членов семьи, побег и т. п.)
21 ноября 1948 года – Совет Министров СССР в своем постановлении указал на слабое осуществление надзора за спецконтингентом, в результате чего было допущено большое количество побегов со спецпоселений. С 1944 по 1948 года бежали 8 692 спецпоселенца. Ответственность за участившиеся побеги была возложена на МВД и Прокуратуру СССР.
26 ноября 1948 года – Указ Президиума ВС СССР об уголовной ответственности за побег со спецпоселений. Отныне беглецы «награждались» 20 годами каторжных работ, а лица, виновные в их укрывательстве, приговаривались к лишению свободы на 5 лет. В результате принятых мер к 1 октября 1949 года в розыске числилось 1 306 человек. В постановлении подчеркивалось, что высылка осуществлена «навечно, без права возврата к прежним местам жительства».
Январь 1953 года – на учете в спецкомендатурах состояло 165 259 крымских татар, из которых числилось в розыске 207 человек, было арестовано 4 318 человек.
Июль 1954 года — по постановлению Совета Министров СССР с учета были сняты дети до 16 лет. Взрослые оставались спецпереселенцами, но теперь они отмечались в спецкомендатурах раз в год и получили свободу передвижения в пределах республики.
28 апреля 1956 года – в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР № 135/42 крымские татары было освобождены отспецподразделения, то есть из-под гласного административоного надзора органов МВД, без возвращения конфискованного при выселении имущества и без права возвращения в Крым.
15 декабря 1956 года постановлением Совета Министров УССР под № 1501-050 «О расселении татар, немцев, греков, болгар, армян и др. лиц, ранее проживаемых в Крымской области, которые возвращаются из мест спецпоселения» запрещалось проживание в Запорожской, Одесской, Херсонской, Николаевской, Крымской и Запорожской областях. Но в связи с указанными выше ограничениями в Крыму по различным мотивам, в порядке исключения, до конца 1967 года было прописано только 27 человек крымских татар.
1957 год 17 человек: бывший комиссар Южного соединения крымских партизан Мустафа Селимов, разведчик партизанского соединения Бекир Османов, писатель Шамиль Алядин, капитан Вели Муртазаев, генералы Исмаил Булатов и Аляким Гафаров, Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан, Герой Советского Союза Узеир Абдураманов, Сеитнафе Сеитвелиев и другие в Москве, составили в ЦК КПСС письмо-обращение о чаяниях и стремлениях крымскотатарского народа. Однако высшие органы власти отвергли письмо.
5 сентября 1967 года после многотысячных народных демонстраций в Ташкенте были опубликованы постановления и Указ Президиума Верховного Совета СССР за № 1861-УЛ «О гражданах татарской национальности проживавших в Крыму», где говорилось о праве крымских татар отныне проживать на всей территории Советского Союза. Крымские татары восприняли это буквально, сотни семей начали выезжать в Крым. Однако власти Крыма, получившие соответствующие «разъяснения» о том, что указ опубликован исключительно в целях нейтрализации «империалистической пропаганды» и что право проживать на всей территории страны вовсе не означает право переселяться в Крым, начали предпринимать энергичные меры по выдворению возвращавшихся крымских татар обратно. Отказы в нотариальном оформлении купленных домов, прописке и трудоустройстве, а затем после нескольких штрафов за проживание без прописки судебные процессы по обвинению в нарушении правил паспортного режима, и наконец, насильственное выдворение за пределы Крыма стали нормой поведения властей в отношении крымских татар.
15 ноября 1969 года в Крыму было прописано и проживало 2365 человек, из них 1124 детей. Спустя два года в Крыму было прописано еще 867 человек, из которых 512 человек прибыло по плановому переселению. Но в тоже время за этот же период 1670 человек в прописке было отказано, якобы из-за отсутствия жилой площади по установленной решением Крымского облисполкома № 269 от 25 апреля 1968 года санитарной норме (13,65 кв. м на человека).
Июль 1969 года, группа из 5-ти крымских татар провела приуроченную к открытию совещания лидеров коммунистических партий демонстрацию на одной из центральных площадей города Москвы, где основным лозунгом было требование немедленно освободить известного правозащитника, выступившего в защиту крымских татар, генерала Петра Григоренко. Им удалось продержаться на площади всего шесть минут. Но и за это время они успели разбросать десятки листовок с изложением проблемы крымских татар и информацией о Григоренко. В этот день присутствующие на демонстрации многочисленные зарубежные корреспонденты получили повод дать своим изданиям и радиостанциям еще раз материал о крымскотатарском вопросе. А между тем, демонстранты были избиты и увезены сотрудниками госбезопасности и милиции.
Март 1977 года было направлено очередное письмо в ЦК КПСС, в котором говорилось: «Среди высланных оказались все, вплоть до семей погибших бойцов, партизан и подпольщиков. Лишенные кормильцев, эти семьи впервые же годы ссылки в основном и погибли. По окончании войны после демобилизации под комендантским надзором оказались также солдаты и офицеры, сражавшиеся в рядах Советской Армии против фашистских захватчиков, Герои Советского Союза многие коммунисты и беспартийные, до последнего дня принимавшие участие в освобождении оккупированных территорий, в том числе и Крыма».
23 июня 1978 года в селе Беш-Терек (Донское) Симферопольского района Мусса Мамут, отец троих детей, в знак протеста повторного выселения из Крыма во дворе своего дома, в присутствии представителей власти облил одежду бензином и поджег себя, в тот же день в 6-й-горбольнице Симферополя он скончался от полученных ожогов.
11-12 апрель 1987 года в городе Ташкенте было созвано первое Всесоюзное совещание представителей инициативных групп крымскотатарского национального движения. На совещании был принят текст общенационального обращения на имя Михаила Горбачева, где были сформулированы основные требования крымских татар и указаны имена 16-ти представителей для ведения переговоров. Это же Всесоюзное совещание впервые избрало высший руководящий орган национального движения – Центральную инициативную группу. Но ни какого ответа на это не последовало.
13-14 июня 1987 года на втором Всесоюзном совещании представители инициативных групп было принято решение направить в Москву максимально многолюдную делегацию для совершения мирных акций с целью привлечения внимания руководства страны и общественности к проблеме крымских татар.
Конец мая – июль 1987 года сотни прибывших в Москву крымских татар, несмотря на угрозу применения против них силы, впервые в истории советского режима провели открытые демонстрации на Красной площади. О этих демонстрациях и их разгроме силами милиции и отрядов специального назначения сообщили ведущие мировые издания, радио и телевидение. На следующий же день советское руководство ответило на это мероприятие сообщением ТАСС, где содержались грубые измышления и оскорбление в адрес всего крымскотатарского народа и извещалось о создании государственной комиссии по проблемам крымских татар под руководством председателя Верховного Совета СССР Громыко. Сообщение ТАСС вызвало взрыв возмущения крымских татар и небывалый подъем национального движения. Во всех местах проживания крымских татар прокатилась волна митингов и демонстраций.
Апрель 1989 года общая численность крымских татар в Крыму составляла около сорока тысяч человек.
29 апреля – 2 мая 1989 года, в городе Янгиюле, состоялся последний в Узбекистане крупный форум активистов национального движения – пятое Всесоюзное совещание представителей инициативных групп. На совещании было принято решение учредить на базе существующих инициативных групп общественно-политическую Организацию крымскотатарского национального движения (ОКНД) с фиксированным членством, со своим уставом и четкой программой. Центральный Совет организации и председатель организации были избраны тайным голосованием сроком на одни год. Все последующие крупные форумы, съезды и заседания Центрального Совета ОКНД в дальнейшем стали проводиться в Крыму.
10 июня 1989 года Центральный Совет ОКНД, в связи с тем, что крымским татарам не желали выделять земельные участки под строительство жилья, аргументируя, что свободных земель нет, между тем активно выдавали и даже навязывали земельные участки под дачи, принял решение «оказать всемерную помощь в поддержку» соотечественникам, которые будут самовольно занимать земельные участки для строительства жилья в Крыму.
Август 1989 года в бахчисарайском районе произошло первое самовольное занятие пустующих земельных участков. После этого подобная акция распространилась по всей территории крымского полуострова. Власти ответили разгромом палаточных городков, возбуждением уголовных дел и арестами.
26 июня 1991 года в Симферополе открылся Курултай – съезд крымскотатарского народа, делегаты которого избирались во всех местах проживания крымских татар на территории СССР. Курултай заявил о незаконности учрежденной вопреки воли крымскотатарского народа территориальной автономии в Крыму, принял «Декларацию о национальном суверенитете крымскотатарского народа» и на основе тайного голосования избрал единый высший представительный орган крымскотатарского народа – Меджлис.