Так о депортации еще не рассказывали

29.05.201923:13

Проработав больше недели, в Киеве закрылся художественный проект «Украденный Крым», посвященный 75-летней годовщине преступной депортации крымских татар. В такой творческой манере о геноциде еще никогда не рассказывали. Такими необычными средствами тот страшный период еще никогда не показывали.

Посмотреть экспозицию в центральном павильоне ВДНХ (главный выставочный комплекс страны) за это время смогли тысячи людей, от которых поступали только положительные отзывы.

Автором и главным куратором проекта выступила Фатима Осман, сокураторами – Анастасия Гайдукевич-Качуро и Андрей Качуро. Поддержку при организации проекта оказало Министерство информационной политики Украины и лично замминистра Эмине Джеппар. Свои работы предоставили художники Антон Логов, Эльзара Сейдаметова, Айдер Хатипов, скульптор Айдер Алиев.

Многие называют «Украденный Крым» привычным для всех словом «выставка». У меня же язык не поворачивается так обобщенно говорить об этом масштабном, очень тонко продуманном творческом проекте. То, что я увидела, переступив порог главного павильона ВДНХ, никак нельзя ассоциировать с таким простым определением, как выставка. Это 11 инсталляций, с помощью которых украинские и крымскотатарские деятели переосмысливают болезненные исторические события через творчество и современные технологии.

Итак, первым делом взору открывается очень яркая и вместе с тем очень трагичная экспозиция, занявшая огромный холл: ядовито-красные доски, соединенные между собой, а на самом верху высечен до боли узнаваемый и такой отстраненно холодный профиль Сталина. Нетрудно понять, что все это символизирует все то плохое, что принес нашему народу советский режим. Поднимая взгляд выше, упираешься в натянутую под потолком сеть с большим количеством разбросанной одежды – это судьбы людей, которые затерялись в водовороте преступной политики.

Эта экспозиция выступает как бы предисловием ко всему тому, что посетители наблюдают далее. Переходя из одного помещения в другое, можно увидеть все этапы геноцида в хронологическом порядке.

Так, в начале люди попадают в опустевшую комнату дома, из которого посреди ночи молниеносно и без объяснений выгнали крымскотатаркую семью. Пустые кровати с разбросанным постельным бельем, в котором, кажется, еще теплится человеческий дух. Не успевшие погаснуть керосиновые лампы. По периметру комнаты расставлены экраны, добавляющие всему происходящему некую мультимедийность. На них заплаканные старики – очевидцы тех событий – рассказывают о страшной ночи.

Далее попадаешь в помещения, стены которых содержат подробную информацию о депортации, всевозможные инфографики и исторические сведения на трех языках – украинском, крымскотатарском и английском. Соответствующее звуковое сопровождение и хорошо продуманное освещение делают свое дело и зритель невольно погружается в атмосферу трагедии. Не проникнуться увиденным невозможно.

Своеобразным фаворитом для многих стала инсталляция «Песочные часы». Она демонстрирует последствия геноцида крымских татар. В нижней части «часов» мечты людей, жернова в середине – безжалостная советская власть. Белая ткань наверху – саван, в котором традиционно хоронят мусульман.

Инсталляция «Обломки» символизирует горный водопад. Вода стала мертвой, она уже не может утолить жажду. Таким стал Крым после депортации: разбитым, сухим, «замороженным». Потому что никто так не любил и не уважал эту землю, как крымские татары. Никто не умел так возделывать поля и сады. Никто так не ухаживал за природой полуострова. Все выполнено в красных тонах – это кровь, боль и страдания.

Тема возвращения начинается с экспозиции «Марама». В одном из мест высылки в Средней Азии будто присел на лавочку два предмета одежды – крымскотатарская марама и азиатская паранджа. А позади композиции четверостишье, раскрывающее суть происходящего:
«Паранджа и марама –
вы подруги двух народов.
Только разная судьба.
«Мне давно домой пора», –
прошептала марама».

В завершающей инсталляции демонстрируется, как возвращающиеся на родину крымские татары с нуля начинают новую жизнь. Обломки шифера, старая черепица, маленькие сараюшки с раскладушками, ковер на голой стене… Там же раскрыта тема трудностей, с которыми столкнулись люди на родной земле: репрессии, борьба, отстаивание прав на жизнь.

Авторы серьезно подошли к каждой детали при организации проекта. Музыкальное сопровождение стало одним из главных и самодостаточных компонентов инсталляций. Чтобы усилить эффект присутствия и углубить ощущения зрителя, композиторы создали уникальные произведения специально для проекта. Композиции состоят не только из звуков музыкальных инструментов, но и шума человеческого окружения, которое ассоциируется с событиями 1944 года.

Кроме того, находясь в залах ВДНХ, можно было услышать примеры этнической музыки, увидеть предметы одежды и быта крымских татар, старинные украшения, фотографии довоенного Крыма с его коренными жителями.

Проект посетили не только рядовые жители столицы или приезжие, но и высокие гости. Среди них Петр Порошенко с женой, которая предпочла надеть на голову фес –крымскотатарский женский головной убор, уполномоченный по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев и лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук. К слову, последний был настолько впечатлен увиденным, что выступая на ВДНХ с концертом решил посвятить одну из своих песен крымским татарам, а также, по традиции, развернул на сцене крымскотатарский национальный флаг.

Ну а я, выходя из стен выставочного комплекса, кроме сильной эмоциональной встряски, испытывала чувство гордости за свой народ. За то, что его яркие представители могут сегодня столь неординарными и современными способами показать общую боль, напомнить всем о трагедии и в очередной раз заявить о своем народе так, чтобы это было интересно не только крымским татарам.

Мелек БАЙ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET