Крымские татары. Жизнь в режиме ожидания

29.06.201911:31

Может показаться, что в режим ожидания крымские татары переключились в 2014 году. Но если посмотреть на это в историческом контексте, то становится понятным, что наш народ уже несколько сотен лет чего-то ждет. Чего именно – еще предстоит узнать.

Началось все еще в Крымском ханстве, когда его правители и простые люди ждали независимости от Золотой Орды. Позже – от Османской империи. Еще позже – ожидание возрождения после той разрухи, которая наступила после русско-турецкой войны (1735-1739 гг.), ставшей для Крыма катастрофой.

Далее – ожидание каких-то действий от Российской империи, которая прикарманила полуостров и нарушила прежний уклад жизни местных жителей (1783 г.). Тогда люди ждали смены власти в государстве, которое их завоевало. Надеялись, что на престол взойдет новый правитель и все вернется на круги своя.

Потом была Крымская война (1853-1856 гг.) и следующее за ней ожидание чего-либо от Турции, России и европейских стран-участниц, которые могли сыграть роль в дальнейшей судьбе Крыма.
Так и жили крымские татары в ожидании чуда со времен Екатерины и до свержения Николая II. Немного надежды на это невесомое и эфемерное «чудо» дал Исмаил Гаспринский. От него тоже чего-то ждали. И после него ждали.

Самое сильное ожидание проявлялось во времена депортации в 1944 году. Многие не верили, не понимали, надеялись, что вскоре все вернется на круги своя. И снова ждали. Ждали, пока дети умирали от тифа и малярии, а старики – от голода и ужасных условий для жизни. Шло время, народ (вернее, то, что от него осталось) понемногу обустраивался в чужих местах и продолжал ждать.

Потом долгое и тяжелое возвращение, ожидание стабильности и лучшей жизни.
Позже – события 2014-го года в Украине и Крыму. Крымские татары снова ждут решения их судьбы. Мы и сейчас ждем. Причем ждем то, чего может и не произойти.

Некоторые ожидания связаны с Украиной и новым порядком, который наступает со сменой власти. Ждем выборов, ведь о себе заявило множество новых партий, в которые вступили крымские татары. Может быть, тогда станет возможным каким-то новым образом влиять на принятие решений, от которых зависит судьба народа.

Ждем принятия новой украинской конституции и определения нашего народа в ней. В воздухе витают еле уловимые, едва осязаемые надежды на предоставление Крыму справедливого статуса. А пока впереди – новый уровень борьбы за самосохранение и самоутверждение.

Ждем чего-то от Европы, в политике которой тоже грядут изменения. Идет борьба между сторонниками антироссийских санкций и пророссийскими силами. Чем закончится – неизвестно. Но крымские татары чего-то ждут, думая про себя: «А вдруг итог как-то повлияет на наше положение? Все уладится, нас услышат, не обманут, не станем разменным объектом».

Ждем, в конце концов, и в Крыму. Здесь ведь тоже не за горами выборы. Что они принесут? Очередное показное «пропихивание» в управленческие структуры так называемых представителей народа, чтобы создать иллюзию самоопределения коренного народа? Иллюзию, потому что нужно продемонстрировать всем, а заодно и самим себе, что якобы на полуострове полноценно реализуется норма международного права о самоопределении коренного народа. Как известно, эта норма подразумевает присутствие крымских татар в органах законодательной и исполнительной власти, наличие национальных средств массовой информации, учреждений культуры. Реализация всего этого в Крыму на данный момент далека от той формы, какая устроила бы народ. Поэтому он снова в ожидании чего-то более приемлемого.

Как все вышеизложенные события и процессы повлияют на нас? Что будет в результате? И будет ли вообще какой-то результат? Ответы на эти вопросы дать не так уж просто. Между тем, мы продолжаем жить в режиме ожидания.

Осман ВЕЛИ

Фото: Кримський дiм

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET