Женщина за рулем не к беде, а к удаче

30.07.201921:39

На учебном автодроме одной из крымских автошкол отовсюду слышен скрип рулей (если его выкрутить до упора, он издает характерный звук, поэтому инструктора учат, услышав его, чуть-чуть ослабить рулевое колесо), лица начинающих водителей выглядят так, будто они пытаются решить тригонометрическое уравнение или разгадать мировой заговор.

Невооружённым глазом можно заметить, что абсолютное большинство учащихся автошкол сегодня – это представительницы прекрасной половины человечества. Если ещё лет пять-десять назад женщина-водитель была непривычным явлением на дороге, а собственный автомобиль для нее – роскошью, то сегодня это скорее необходимость и даже требование бешеного ритма жизни.

Может быть, следующая фраза будет с налетом феминизма, но уметь водить автомобиль  – это в очередной раз поравняться в правах с мужчинами. Это значит не зависеть от них, быть самостоятельной. Не все мужчины готовы уступать один из своих последних форпостов. Наверное, поэтому и возникает такой распространенный сегодня стереотип о женщинах за рулем, а вслед за ним и туча шуток на эту тему, которые, в частности, могут быть психологическим барьером для многих представительниц прекрасной половины, чтобы стать полноправными водителями. Мы постараемся с помощью профессионалов и опытных водителей-женщин этот стереотип разрушить.

Завуч одной из автошкол Акмесджита и инструктор с десятилетним стажем Лемар Османов отмечает, что в последние пару лет количество женщин-курсанток постоянно увеличивается, и в последнее время соотношение женщин и мужчин составляет 70 на 30 процентов. По его мнению, возможностей приобрести автомобиль сейчас больше, одна семья может позволить себе несколько автомобилей (хотя это и не лучшая перспектива для городского движения, количество машин на дорогах зашкаливает). Да и обучение стало доступнее.

Лемар-бей скептически относится к мнению, которое бытует среди некоторых мужчин, о том, что, мол, женщинам нереально научиться водить. Он уверен, что в обучении вождению большее значение имеет не столько половая принадлежность, сколько возраст. Например, курсантов в возрасте от 18 до 28 лет обучить легче: они схватывают быстрее, быстрее усваивают, реакция у них совсем другая. А вот разницы в обучении девушек и парней, по словам инструктора, нет никакой. Наоборот, частенько в автошколу приходят ребята, заявляющие, что за рулем с 10 лет, переучить их бывает сложнее, чем девушек, которые пришли учиться с нуля. Они и экзамены сдают легче и лучше. Но удивительный факт: несмотря на то, что в автошколе, где работает Лемар-бей, есть инструктора-девушки, чаще всего учащиеся женского пола отказываются от них, прося, чтобы их учили мужчины. Неужели сами женщины поддерживают бытующий в обществе стереотип и считают, что мужчины их научат лучше?

«Приходя в автошколу, большинство учащихся стесняются своего неумения водить, говорят об этом, как бы извиняясь. Во время обучения вы проходите сложную программу, по завершении которой будете знать азы вождения и как минимум сможете двигаться самостоятельно. Я всегда говорю своим ученикам перед экзаменом: 50% вам дает школа, остальная половина – это ваше внутреннее состояние, которое зачастую и тормозит многих. Если вам удастся погасить свои эмоции, страхи, неуверенность в себе, на экзамене, не увидев ничего нового, вы выполните все задания», – советует будущим ученицам автошкол наш собеседник.

Сервер Мустафаев инструктор с многолетним опытом работы тоже считает, что умение водить автомобиль не зависит от пола.По его мнению, этот навык обусловлен индивидуальными особенностями человека, его способностью анализировать ситуацию, умением быстро реагировать и принимать решения в критических ситуациях.Кроме этого, Сервер-бей уверен, что вождению покорны любые возрасты. Например, недавно в автошколу, где он работает, пришел учиться мужчина 1949 года рождения. По его мнению, существует множество заблуждений: девушки считают, что ребятам проще, пожилые – что молодым легче. Вождение автомобиля, считает Сервер-бей, для тех, кто не имел с этим дело, кажется чем-то сложным и опасным. А на самом деле, по его словам, это несложно и не очень-то опасно и посильно любому. Крымские татарки тоже следуют веяниям времени и действуют под диктовку требований современного мира. «Наши женщины никогда не были забиты, всегда были общественно активны. Одно дело, когда женщина ждет, что ее муж куда-то отвезет, другое – когда она ведет активный образ жизни, хочет сама куда-то съездить, по работе», – говорит инструктор автошколы.

Он рассказал нам замечательный пример, который может послужить хорошей мотивацией для женщин, которые, возможно, считают, что им поздно учиться вождению. «Зимой у меня училась крымская татарка, у которой уже дети имели права – и дочь, и сын. У каждого из них был свой автомобиль. Я поинтересовался, что ее заставило пойти учиться. Она ответила, что дети не всегда имеют возможность возить ее по делам (у нее небольшой бизнес), и она от них зависит. Так, имея цель и мотивацию, она отучилась и городской этап экзамена сдала с первого раза. Это большое личное достижение, потому что эту часть экзамена с первого раза сдает меньшинство»,рассказал Сервер-бей.

Похожий пример железной мотивации, граничащей с инстинктом самосохранения, продемонстрировала известная в Крыму женщина, издатель, главный редактор детского журнала «Арманчыкъ» Эдие Муслимова. Сесть за руль после пятидесяти лет ее заставили семейные обстоятельства. «В силу трагических обстоятельств в нашей семье остались одни женщины. Автомобиль был, а ездить на нем было некому. У меня престарелая мама, и я несу ответственность за всю семью. После известных событий 2014 года, когда было неизвестно, что нас ждет, когда стали предсказывать различные страшные вещи, я задумалась, как я смогу вывести своих женщин в случае чего? Поэтому, в том числе и с этой целью, я пошла учиться», – вспоминает свой водительский путь она.

Практическая часть обучения, признается она, давалась очень сложно. «Одиннадцать занятий я ездила только по автодрому. И когда мы выехали с инструктором на трассу, помню такой момент, когда мимо проезжала фура. Я от страха зажмурила глаза, и мне показалась, что ее фургонам не будет конца», – рассказывает наша собеседница. Но природная целеустремленность, упорство взяли свое: Эдие-ханум блестяще сдала все экзамены, в том числе и благодаря хорошему инструктору. 

С сексизмом на дорогах сталкиваться Эдие-ханум тоже приходилось. «Когда у меня был установлен знак в виде каблука, ездить было невозможно. «Подрезали» постоянно», – утверждает Эдие-ханум. Но грубость за рулем встречается, по ее словам, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. Водительский стаж Эдие-ханум сейчас составляет чуть больше двух лет. Они призывает всех женщин решаться на возможность водить автомобиль, верить в себя, не бояться трудностей и не ссылаться на возраст. «Машина для меня – это один из способов делать свою работу!» – утверждает она.

Накануне нашего общения с Эдие-ханум она отметила свой День рождения. От имени редакции мы ее поздравляем и желаем оставаться такой же решительной и целеустремленной! Зеленого света на протяжении всего вашего пути!

Они получили права до того, как это стало мэйнстримом

Известная журналистка Арзы Селим за рулем 14 лет. Получить права вынудила необходимость: двое детей,  работа и непреодолимое желание везде успевать. Первый опыт вождения получила на стареньком «Москвиче», что стало, по ее словам, отличной школой. А на «девятке», подаренной отцом (классиком крымскотатарской литературы Шакиром Селимом), Арзы-ханум проездила девять лет. «Пять лет езжу на автоматике и получаю удовольствие. Считаю, что старые советские марки авто просто категорически надо запретить. Машина должна быть максимально защищена, ведь это безопасность твоих детей и родных в первую очередь», – считает наша собеседница. Арзы-ханум уверена, что девушки – аккуратные и ответственные водители: «По телефону не говорим, губы не красим, печенье не едим».

Домохозяйка из Турции Эльвира Муса получила права в 2008 году, поскольку этого требовала работа и желание продвигаться по карьерной лестнице,  и сразу же стала ими пользоваться, то есть активно водить, купив с братом на двоих легендарную вишневую «девятку». Она рассказывает, что тогда еще вождение у женщин было не так популярно, как сейчас, да и автомобилей было не так много, как сейчас. «В группе, где я училась, были одни мальчишки (категория ВС)», – вспоминает Эльвира-ханум.

Сейчас в Конии, где живет наша собеседница, также частенько сталкивается с предвзятым отношением к женщинам за рулем. Но главным сторонником этого стереотипа был отец Эльвиры-ханум. «Со временем благодаря своему упорству, я показала, что девушка может водить. И сейчас, бывает, слышу фразы kadından şöför olmaz (из женщины водителя не будет, – прим. ред.). Причем, когда я жила и ездила за рулем в Стамбуле, ничего подобного не слышала. Но как бы там ни было самое главное – это соблюдать правила (даже если их никто не соблюдает) и понимать, что машина – это ответственность», – считает она.

Помните прекрасную девушку на зеленом кабриолете, которая едет по серпантину крымских дорог в видео-работе режиссера Ахмеда-Эрнеса Сарыхалила, который в 2013 году участвовал в конкурсе клипов? Не помните? Фото должно освежить память и заставить в очередной раз посмотреть талантливую работу. Но мы отвлеклись.

Так вот, за рулем – журналистка Заррина Ваапова. Она водитель с 11-летним стажем. В автошколу Заррина пришла уже умея водить. Ее первым инструктором был отец, методы обучения которого не только не потушили пыл и желание девушки научиться водить (как это зачастую случается, если имеешь дело с родителем или супругом), но и вселили дополнительной уверенности.

«С 15 или 16 лет при малейшей возможности папа сажал меня за руль своей тогда еще «копейки». Помню, как сорвала сцепление автомобиля, пытаясь научиться заезжать задом в гараж. Спасибо ему за терпение и настойчивость. Он ни разу не повысил на меня голос и абсолютно доверял. Чувствуя эту поддержку, я старалась вдвойне», – вспоминает Заррина. Уже тогда водительское удостоверение нужно было для того, чтобы семья из пяти человек не подстраивалась под работающего отца. Поэтому, считает наша собеседница, права – это уже давно не мода, а необходимость. Она вспоминает, что первые километры, конечно, давались не просто.

«Первая проблема была тронуться и не заглохнуть (сейчас меня поймут все, кто учился ездить на механике). После того, как тронулся, было сложно плавно переключить передачу и «не дернуть» при этом машину. Но снова на помощь пришли терпение и настойчивость папы и мое дикое желание научиться. Он даже заставлял меня самостоятельно менять колесо на случае, если оно пробьется», – вспоминает Заррина-ханум. Логично, что после такого «курса молодого бойца» Заррина не верит, что женщины обделены умением водить автомобиль. Более того, она считает, что в большинстве своем представительницы прекрасного пола более осторожны в этом деле. «Где-то едут не так быстро, где-то думают, стоит ли совершать тот или иной маневр. А вообще, самое важное – желание и отсутствие страха на дороге. Пол не имеет значения. Сегодня такое время, когда ты в автошколе учишься ездить по правилам, а на деле должен овладевать искусством водить машину среди тех, кто в большинстве эти правила не соблюдает или даже не знает», – считает она.

В различного рода рейтингах самых стрессовых профессий всегда присутствуют водители. Добавим к этому, что если этот водитель – женщина, что уровень стресса и нервозности и у нее, и у других участников движения повышается в разы. И это не удивительно: мало того, что нужно осваивать сложный механизм и методику вождения, задействовать все органы чувств  и части тела, так еще и выслушивать ругательства в свой адрес со стороны. Но упорство, внимательность, быстрота принятия решений, молниеносная реакция, стрессоустойчивость, целеустремленность – все эти качества, которые воспитывает в наших женщинах вождение, не могут не сказаться на пассионарности крымских татар. Поэтому, кто знает, может вождение призвано не только облегчить жизнь и подстроиться под бешеный ритм жизни?

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET