Энвер-Фахри Кутуб-заде. Заново открытый художник

06.02.202011:46

Деятели крымскотатарского искусства довоенного периода, за редким исключением, люди трудной, трагической судьбы. Большинство из простых семей. Получив художественное образование, некоторые заграницей, и будучи отмеченными на первых всекрымских и всесоюзных выставках, они не смогли вести полноценную профессиональную жизнь. Одних репрессировали до войны (А. Абиев, О. Акчокраклы, У. Боданинский), другие погибли на войне (Э. Алимов, Т. Афузов), третьи умерли, когда выселяли или в первые месяцы на чужбине. Время не обошло ни одного.

Оценивая этот пласт крымскотатарского искусства, невольно задаешься вопросом: «А что если..?» Увы, история на вопрос «если» ответа не дает.

Тем не менее корпус произведений, сложившийся благодаря многолетним поискам и атрибуциям, показывает искусство высокой художественной пробы, цельности, содержательности. Это самостоятельное явление, которое обогащает представление об искусстве Крыма первой половины XX века.

Фигурой, вырванной из прошлого, является график, акварелист, художник по тканям Энвер-Фахри Кутуб-заде, родившийся 25 февраля 1911 года.

Заново открыть художника ответственно и грустно. Грустно, потому что догадываешься о той череде несправедливо канувших в истории мастеров, осознаешь инерцию общей неторопливости и даже лености, которые приводят к потере чудом сохранившихся сведений. Ответственно, потому что участвуешь в обогащении представления о крымскотатарском искусстве и восстановлении историко-культурной справедливости.

В семье их было четверо: старшая сестра Шефика и три брата: Веби, Кенан, Энвер-Фахри. Отца звали Абдуреим (родом из Евпатории; фото прилагается), мать – Земине (из Бахчисарая). В 1906 году семья перебралась из Турции в Крым, обосновались в Бахчисарае, затем в Демерджи. Мать умерла, когда Энверу-Фахри было девять месяцев. Отец повторно женился. Мачеху звали Фатьма. В повторном браке родилось двое детей.

Воспоминания Исмета Кутуб-заде, племянника художника:

«Дед Абдуреим обладал «великой памятью» и наизусть знал Коран. Когда деревня осталась без муллы, деревенский сход попросил Абдуреима заменить забранного ЧК муллу. Столь высоко было доверие и уважение односельчан. Абдуреим сотрудничал с Гаспринским в газете «Терджиман» (информация требует уточнения – прим. Ш.К.).

«Терджиман» – газета, которая выходила с 1883 по 1918 годы в Бахчисарае и фактически была печатным органом тюркоязычного населения Российской империи.

Абдуреим Кутуб-заде был сослан в Тамбов (конкретную дату установить не удалось – прим. Ш.К.). Позже Абдуреим, оставив детей второй жене, водным путем перебрался в румынскую Добруджу, где проживала его сестра.

Добруджа – историческая область на севере Балканского полуострова, на территории современных Румынии и Болгарии. В конце XIX – начале XX века Добруджа, стратегически расположенная близ дельты Дуная, стала объектом яростных территориальных споров между Российской империей, Османской империей, Румынией и Болгарией.

В Добрудже сестра держала обувную мастерскую, которую после смерти мужа, предложила возглавить Абдуреиму. Позже из Румынии отец Энвера-Фахри перебрался в Турцию. 

Последние воспоминания об Абдуреиме Кутуб-заде датируются 1942 годом, когда от него в Крым приехал посыльный и предложил дочери Шефике и младшим детям перебраться к нему. Семья отказалась. Дальнейшая судьба Абдуреима Кутуб-заде неизвестна.

До 18 лет Энвер-Фахри живет в детском доме. В 1928 году оканчивает Бахчисарайский художественно-промышленный техникум. Предположительно, одним из его педагогов был выдающийся акварелист того времени Яновский Владимир Константинович. Дочь Кутуб-заде хранит акварельный пейзаж Яновского – подарок Энверу-Фахри, а в семейном альбоме нашелся фотопортрет Владимира Яновского.

1932 г.

Владимир Константинович Яновский (1876 — 1966) – российский и советский акварелист, график. Заслуженный деятель искусств УССР (1957). В 1900 1927 годах жил и работал в Ялте, с 1927 года – в Бахчисарае. Здесь художник прожил 41 год и оставил любимому городу 97 картин, хранящихся ныне в фондах историко-культурного заповедника.

В Бахчисарайском художественно-промышленном техникуме с 1920 по 1925 гг. также учился старший брат – Кенан. По словам Исмета Кутуб-заде, его отец не умел рисовать, хоть и окончил отделение полиграфии. Кенан Кутуб-заде стал всемирно известным оператором. Кадры, снятые Кутуб-заде совместно с фронтовыми кинооператорами – М. Ошурковым, Н. Быковым, Павловым и А. Воронцовым, вошли в документальный фильм «Освенцим» (1945). Также киноматериалы, снятые Кутуб-заде, и другими фронтовыми кинооператорами ЦСДФ, легли в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе. За проявленное мужество и храбрость награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды. За многолетний труд награжден орденом «Знак Почета». Кенан Кутуб-заде скончался 22 февраля 1981 года в городе Ростове-на-Дону. 11 октября 2018 года в Ялте на Ялтинской киностудии открыли мемориальную доску, посвященную Кенану Кутуб-заде. Его сын Исмет пошел по стопам отца и долгие годы работал кинооператором.

После окончания техникума Энвер-Фахри приехал в Москву. Здесь он получил распределение в город Волоколамск.

Волоколамск – город областного подчинения в Московской области России, административный центр Волоколамского городского округа. Население: 19162 человек (2019 г.)

На Волоколамской ткацкой фабрике Энвер-Фахри Абдуреимович проработал всю жизнь: сначала рядовым художником, затем руководителем мастерской, затем главным художником фабрики (фото прилагается).

В 1930 году художник женился на Мироновой Клавдии Васильевне, библиотекарю по профессии. Через четыре года родилась дочка Неля. Затем Валентина (девочка умерла, когда ей исполнился год). В 1948 году родилась еще одна дочь, которую также назвали Валентиной, встреча с которой в 2020 году позволила написать данную статью (фото прилагается).

Валентина Кутуб-заде в 1968 году окончила Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. С 1968 года  работала в области создания эскизов ковров. Член Союза художников (1975). Член Союза дизайнеров (1980). Ее работы использовались как декорации к фильмам режиссеров А. Роу, С. Герасимова, Л. Кулиджанова. Живет в Москве.

Во время Второй мировой войны Энвера-Фахри не призвали на фронт из-за слабого зрения. В военные годы работал на заводе под городом Горький.

По словам родных, Энвер-Фахри всегда носил с собой альбом для рисования, любил пленэрную живопись. Писал акварелью, реже
маслом. Сохранилось около тридцати пейзажных акварелей Кутуб-заде, которые демонстрируют искусность и даже артистизм техники (фото прилагается). Энвер-Фахри выставлялся редко, участвовал только в городских выставках. Считал свое творчество лишь увлечением. Обладал великолепным почерком. Обожал и жил историей Крыма. Выписывал газеты, интересовался происходящим на родине, не демонстрировал обиду за выселение, не любил вспоминать событиях тех лет. Ценил сегодняшний день.

Валентина Кутуб-заде:

«Отец никогда не жаловался на здоровье. Ни пломб, ни седых волос… 20 июля 1974 года вместе с друзьями пошел за ягодой в лес. Не сразу заметили, что Федора Ивановича, так его называли в Волоколамске, нет. Хватились, бросились искать. Нашли около березы. Обширный инфаркт. Мгновенная смерть».

В Волоколамске его до сих пор помнят на фабрике, с теплотой показывают в сторону Дома культуры, где много лет назад Энвер-Фахри высадил целый сад.

Автор выражает благодарность в подготовке материала заслуженному деятелю искусств АРК, искусствоведу Эльмире Черкезовой, заслуженному художнику России Александру Попову, Валентине Кутуб-заде, Исмету Кутуб-заде.

В воспоминаниях Валентины Кутуб-заде мелькнуло имя – Осман Касабов, акварелист. С этим человеком ее отец учился в Бахчисарае. Много лет спустя Энвер-Фахри Кутуб-заде ездил к Осману Касабову в Сухуми (фото прилагается), где тот работал таксистом. Возможно, одна обретенная ниточка приведет к другой.

Шевкет КЕШФИДИНОВ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET