Судьбы людские. Решат Ахтемов

14.02.202022:48

Часть I

Родился Решат Ахтемов в деревне Улусала (ныне Синапное) Бахчисарайского района 30 марта 1937 года. Отец – Абдурефи Ахтем, 1883 г. р. Мать – Шефика Осман, 1915 г. р. В детстве она рано осталась без родителей. Работала прислугой в Бахчисарае у муллы Шевкета. У отца это был второй брак. От первого брака у него было 4 детей: Ахтемовы Эмине, 1916 г. р., Сайде, 1922 г. р., Шевкет, 1925 г. р., Нияра, 1928 г. р.

Его первая супруга тяжело заболела и скончалась. Он женился во второй раз на Шефике Осман. Молодая супруга заменила детям мать.
Старшая дочь Эмине поступила в севастопольское профтехучилище. После окончания работала на морзаводе. Вышла замуж за главного инженера завода Лятифа Гафурова. Он в свое время окончил Московское училище имени Н.Э. Баумана. Жили они на улице Гоголя д. 5.

Время было трудное. Старшая сестра Эмине решила взять маленького Решата к себе в Ак-Яр (Севастополь) и начала устраивать в детский сад. Внезапно началась война. Враг начал бомбить Севастополь. Решат-агъа помнит, как во время воздушной тревоги Эмине кричала ему «Ложись!» и сверху накрывала его собой.

Лятифа Гафура назначили руководителем эвакуации завода на Большую землю. Он с заводом эвакуировался. Эмине ради того, чтобы следить за младшими братьями и сестрами, решила остаться в Севастополе и в дальнейшем переехала с Решатом в Улусала к родителям.

Наступил роковой день 18 мая 1944 г. Рано утром появились военные подразделения, и было объявлено о депортации. Собрали всех на ж/д вокзале Бахчисарая. Через 18-20 дней оказались в совхозе «Нарпай» Бухарской области Узбекистана. Через некоторое время из-за невыносимых условий отец тайно уехал в поселок Джума Самаркандской обл. к своему знакомому Абдураману. Вслед за ним туда же переехала мать Решата, чтобы подготовить почву для переезда всей семьи. В “Нарпае” Решат заболел малярией, страшно похудел. Взрослые думали, что он не выживет. Когда Решат поправился, сестра Сайде увезла его к родителям в пос. Джума. Жить было негде. И семья ютилась на сцене клуба, в котором отец работал охранником.

Отец неожиданно заболевает малярией и умирает. Это был 1945 год.

Решат-агъа вспоминает, как они втроем с матерью и сестрой собирали тутовник, чтобы не умереть с голоду. Кроме того, они собирали арбузные и дынные корки для скота и обменивали это на молоко у жителей. Их положение было очень тяжелым. В конце концов мать сказала, чтобы Сайде взяла Решата и уехала в пос. Вревский (Алмазар) к родственникам отца. Жили в бараках. В одной комнате 4 семьи расположились по 4 углам. Четвертая семья ютилась у самой двери и обретала покой только ночью, когда уже все засыпали и двери закрывались. Потом к ним приехали две сестры Эмине и Нияр. Условия невыносимые, антисанитария. Все заразились вшами. Решат ложился головой на колени к сестре, и она, расчесывая ему волосы, сбрасывала вши на расстеленную на полу газету.

Наступило время идти Решату в школу. Он три года учился в 1 классе, так как пропускал занятия из-за элементарного отсутствия одежды и обуви. Как-то в поселок по направлению приехала из Ташкента молодая русская учительница преподавать в классе, в котором учился Решат. Ознакомившись с бедственным положением, в котором находился юный Решат, она предложила домочадцам отправить мальчика к ее родителям в Ташкент, чтобы он жил у них в семье. Однако сестры не согласились.

Тем временем мать Решата переехала из поселка Джума в Самарканд и устроилась на завод “Красный двигатель”. Через некоторое время наступило послабление со стороны властей, и Решат мог ездить к матери в Самарканд и видеться с ней.

Жизнь во Вревском (Алмазаре) по-прежнему была тяжелой. Сестры решили отдать Решата в детдом. Там было голодно. Старшие дети отнимали продукты у младших. Решат вынужден был бежать из детдома к сестрам.

К этому времени им выделили одну комнату на втором этаже жилого дома рядом с вокзалом. Из-за крайней нужды Решат ездил в вагонах поездов и продавал воду и этим зарабатывал на жизнь. В начале 1950-х годов государство начало выделять участки под строительство домов. Решат-агъа вспоминает, как сестры месили глину с саманом, формовали кирпичи, а он переворачивал их и подсушивал. Уже тогда, в юном возрасте, ему пришлось осваивать элементарные азы строительства дома. Таким образом они построили маленький домик из двух комнат и переехали туда. Так же построили дома и многие наши соотечественники в округе, получившие участки. Казалось бы можно передохнуть и пожить по-человечески после стольких лет мытарств… Но судьба распорядилась иначе… В 1951 году летом рано утром в микрорайон подъехали военные машины с вооруженными солдатами и овчарками. Жителям было приказано собрать вещи, грузиться в машины и переезжать на новое место жительства. Перевезли их в Аккурганский р-н совхоз “Семеновод” № 9.

Понаслышке народ узнал, что в их дома привезли курдов, ранее проживавших на границе с Ираном. Также выяснилось, что переселяли только часть наших соотечественников, чтобы освободить места для прибывающих курдов. Постепенно в этом районе стали появляться интернациональные семьи курдов и крымских татар. Но через несколько лет курды стали возвращаться на прежнее место жительства. Решат-агъа вспоминает, как один курд кричал жене, что он вернется к ней назад. И действительно где-то по пути он сошел с поезда и вернулся назад. Звали его Мустафа.

После того, как курдов увезли, одна из сестер Сайде вернулась в Алмазар, устроилась на прежнюю работу, чтобы вернуть свой дом. Государство предлагало ей 5 тыс. рублей за дом, но она не согласилась. В дальнейшем дом им вернули.

Брат Шевкет вернулся с трудармии и обосновался в поселке Новая жизнь. Устроился на лубзавод. В дальнейшем переехал в Ферганскую долину в г. Ташлак, создал семью, а в 1990-х годах вернулся в Крым.

Мать Решата-агъа продолжала жить в Самарканде. Он с ней встречался. Скончалась она в 1984 году.

Сестры Решата-агъа в начале девяностых годов вернулись в Крым. Поначалу обосновались под Джанкоем. А в дальнейшем взяли участки в с. Пионерское под Акмесджитом (Симферополем). И, постепенно отстроившись, переехали жить туда.

Интересна судьба Лятифа Гафура. Он эвакуировал завод на Большую землю и продолжал работать там. У него появилась новая семья. Он так же был депортирован в Узбекистан с семьей и проживал в Коканде. Преподавал в техникуме. Лятиф Гафур узнал, что его первая супруга Эмине живет в пос. Новая жизнь и работает на лубзаводе и пытался встретиться с ней, но она не захотела. Предположительно Лятиф Гафур вернулся с семьей в Крым. Его видел один знакомый Решата-агъа, проживающий в массиве Ак-Мечеть.

Решата-агъа всегда интересовала судьба Лятифа Гафура. Если кто-то из читателей газеты знает что-либо о судьбе этого человека, то он хотел бы получить информацию о нем. Связаться можно через редакцию нашей газеты.

Часть II

Дальнейшая жизнь Решата-агъа в Узбекистане была связана с старшей сестрой Эмине. Она заменила ему мать. Он всегда старался согласовывать свои действия с ней.

Первый ряд. Крайняя справа сестра Нияра. Слева крайняя ее дочь Зение. Между ними внучки Нияры. Верхний ряд. Дочери Нияры, крайняя слева Лиля, четвертая слева Шазие. Вторая слева супруга Решата Ахтемова Нияра, рядом сын Арсен, крайняя справа дочь Ленара.
Первый ряд. Крайняя справа сестра Нияра. Слева крайняя ее дочь Зение. Между ними внучки Нияры. Верхний ряд. Дочери Нияры, крайняя слева Лиля, четвертая слева Шазие. Вторая слева супруга Решата Ахтемова Нияра, рядом сын Арсен, крайняя справа дочь Ленара.

По окончании школы неоднократно пытался поступить в Ташкентский пединститут на исторический факультет, но тщетно. Он вынужден был поступить на курсы водителя и курсы киномеханика. Окончив, стал киномехаником 1-й категории и далее окончил кинотехникум в Ташкенте. Но его не покидала мысль получить высшее образование. Он едет в Ленинград и поступает в институт культуры.

Проучившись несколько лет в Ленинграде, он из-за финансовых затруднений возвращается в Ташкент, досдает несколько предметов и поступает заочно в пединститут на столь желанный исторический факультет. В это время он уже работал в Облсовпрофе в качестве инспектора по кино (по области). Пединститут окончил в 1975 году.
В середине 1960-х годов Решат-агъа познакомился со своей будущей супругой Ниярой Ибраимовой. Она окончила кокандское медучилище и работала фельдшером. В 1967 году они поженились.

В их семье двое детей – Арсен и Ленара.

Семейное фото с супругой Ниярой и детьми Арсеном и Ленарой

Организаторские способности Решата-агъа были замечены руководством Республики по кинопрокату, и директор республиканской конторы по прокату кинофильмов Мумтоз Мухаммедов предложил ему участвовать в конкурсе на должность главного инженера Республики по прокату кинофильмов. Из трех конкурентов на эту должность был выбран Решат Ахтемов.

В дальнейшем Мумтоз Мухаммедов сыграл большую роль в судьбе Решата Ахтемова. Однажды в кинопрокат поступил фильм “В небе только ЯКи”. Но в Узбекистане этот фильм был запрещен к просмотру и особенно там, где проживали крымские татары. Дело в том, что этот фильм посвящен судьбе легендарного летчика Амет-Хана Султана.
Решат-агъа на свой страх и риск пригласил всех членов редакции газеты “Ленин байрагъы” и несколько человек из числа нашей передовой интеллигенции и устроил просмотр фильма в узком кругу. На следующий день Мумтоз Мухаммедов вызвал его в свой кабинет и жестко отчитал за это нарушение, добавив, что за это его должны снять с должности. Но в дальнейшем добавил, что постарается отстоять его при разборе этого нарушения.

Узбекистан. 1978 г. Руководство республиканской конторы Кинопроката.
Третий слева директор конторы по прокату кинофильмов Мумтоз Мухаммедов. Крайний справа Решат Ахтемов.

Запомнился Решату-агъа еще один эпизод в жизни. Как-то, когда он работал в Узсовпрофе, к ним на прием пришла женщина, на вид из интеллигентной семьи. Ее интересовал вопрос надбавок к пенсии. Сотрудница поинтересовалась послужным списком посетительницы. Та ответила, что она имела звание заслуженной артистки Крымской автономной республики до войны. Ей объяснили, что в связи с тем, что этой республики на данный момент не существует, надбавка не положена. Посетительницей оказалась всенародно любимая певица Сабрие Эреджепова… Вот такими были объективные реалии той жизни…

Через некоторое время Мумтоз Мухаммедов рекомендует Решата Ахтемова на должность директора Ташкентской городской конторы кинопроката. Он проработал несколько лет на этой должности. Работа на таком высоком посту имеет свою специфику. Но Решат Ахтемов всегда стремился работать с полной отдачей и не поступаться своими жизненными принципами.
В дальнейшем ему довелось поработать замдиректором театра кукол. Это было в конце 1980-х годов. Наш народ начал массовое возвращение на свою Родину. И Решат-агъа переводом был назначен замдиректором вновь создававшегося Крымскотатарского драматического театра. Крымский период жизни героя нашего повествования не менее насыщен и требует, конечно же, отдельного рассмотрения. И мы надеемся, что рассказ Решат-агъа об этом периоде его жизни будет не менее увлекательным и полезным.

Энвер МУРАТ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET