Красота национального стиля

10.03.202018:12

Али Бекиров – потомственный мастер по художественной обработке дерева. Его прадед Мурад, деды Бекир и Мурадосил были «агъач усталары» мастера по обработке дерева, точнее «копчекчи», т. е. в этом ремесле в Крыму были мастера широкого профиля: «копчекчи», «сандыкъчы» (сундучники), «бешикчи» (колыбельщики), «къопкъаджы»(ведерщики), «дюльгер» (мастера, изготавливающие «хона» круглые низкие столики и семигранные столы для игры в шахматы, для кофе и трапез).

Дальние предки Али-ага были родом из с. Биюк Озенбаш (Счастливое), переселившиеся со временем в Байдарскую долину, где в каждом селе были потомственные мастера по художественной обработке дерева «кесме усул». В течение многих веков предки Али-уста «агъач копчекчилер» изготовливали деревянные колеса для фаэтонов, маджар, арб, карет – «избаш» и т. д.

Художественная обработка дерева – один из самых древних и распространенных видов крымскотатарского народного искусства. Этот вид декоративно-прикладного искусства, как и все самобытные ремесла крымских татар, имеет богатые традиции. Его высокий уровень подтверждает демонстрация изделий из дерева, часть которых была выполнена из ореха и инкрустирована липой, в экспозиции традиционных крымскотатарских промыслов – ткачества, вышивки, ювелирных украшений, медной посуды и национальной одежды – на Международной выставке в Париже в 1925 году. Изысканностью орнаментальной обработки поверхности отличались шкатулки, ларцы, столики, стулья, пепельницы, рамки для зеркал, детские кроватки («бешик») и перламутровые туфельки.

В течение столетий руки народного мастера «уста» художественно преображали практически полезные вещи, предметы в произведения искусства.

Мастера «эв усталары» выполняли разнообразные изделия из местных пород дерева: орешник (джевиз тереги), бук (бик агъач), сосна (чам тереги), дуб (пелит агъач эмен), шелковица (дут тереги) и др.

В настоящее время традиционная резьба по дереву (художественная обработка дерева) в Крыму находится на грани исчезновения. Из 50 описанных в первоисточниках крымскотатарских ремесел после массового возвращения коренного депортированного народа на историческую родину с 90-х годов XX столетия удалось возродить пока только пять.

С целью привлечь к этой проблеме внимание современных мастеров – плотников, столяров, строителей и студентов специальных средних и высших учебных заведений усилиями Всеукраинского информационно-культурного центра (ВИКЦ) и Крымского инженерно-педагогического университета в этом году был проведен семинар на тему «Резьба по дереву. Пути возрождения».

На семинаре были заслушаны выступления специалистов и преподавателей кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Я. Кадырова, художника, потомственного мастера по дереву А. Бекирова, художника М. Чурлу, кандидата наук по архитектуре Т. Меметовой, краеведа Э. Байрам-Али и других о своеобразии этого ремесленного производства и возможности использования отдельных разновидностей традиционного ремесла, искусства в быту, интерьере и экстерьере современного жилого дома, кофеен, кафе, ресторанов и т. д.

Имеем ли мы право предать забвению то, что формировалось веками и в свое время в золотой, ханский период, нашей истории достигло своего расцвета, и многие изделия традиционного декоративно-прикладного искусства пользовались большим спросом за пределами Крыма – ювелирные изделия, художественно оформленные ружья, вышивка, ткачество и многое другое.

Так чем же мы, крымские татары, в настоящее время обставляем свои с таким трудом построенные дома? В основном в домах звучит полурусская, полуузбекская речь, готовим узбекские блюда, на свадьбах исполняются не крымскотатарские мелодии, а песни «Мухаббат», «Каро», «Черные глаза», «Самарканд», во дворе устраиваем чайхану, в кафе, открытых нашими соотечественниками, в основном готовят блюда узбекской кухни. Среда, в которой формируется подрастающее поколение, какая угодно, только не традиционно крымскотатарская. Неоходимо прежде всего вернуться к своим истокам, восстановить традиционную культуру.

По свидетельству единственного, во всяком случае известного мне, потомственного мастера по художественной обработке дерева, художника Али Бекирова, у нас в Крыму не культивировались «чайхана», «сери» (узбекские тахты) и т . п.

Издавна народные мастера изготавливали из дерева мебель: сет, сандыкъ, бешик, татар ханеси, аш тахтасы, еди кошели хона, курсюлер; посуду: чанакъ-чольмек, къашыкъ, чомуч, окълав, къыргъыч (хабахны сыдырыджы); подставки для Корана (китаплыкъ). Из можжевельника изготавливали курительные трубки чубукъ, которые можно было разбирать и чистить шомполом, узорчатые трости.

Красиво, с большой изящностью, оформлялась деревянная рукоятка ножа следующих разновидностей: къара къулакъ, тарпан, йылан, которые заказывали мастерам состоятельные люди. Основное отличие этих ножей заключалось в том, что они были тонкие, изящные, лезвия изготавливались из прочной стали.

По всему Крыму большим спросом пользовались разнообразные шлепанцы или башмаки, выполненные из дерева, – налын на тонкой подошве и высокой, с инкрустацией из бронзы и отделанные перламутровой насечкой для зажиточных людей. На сундуках использовались геометрический орнамент и инкрустация из слоновой кости и различных пород дерева.

Музыкальные инструменты – «музыка алетлери», такие как «къавал» (флейта), «дудук», «тулуп-зурна», «даре», «давул», «думбелек», «кеманче» и др., изготавливали также мастера из местных пород дерева.

Большой художественной выразительностью архитектурной композиции, отражающей устойчивые строительные традиции, отличалось оформление жилого дома. Интересными акцентами снаружи домов являлось оформление кровли. Веранда была центром архитектурной композиции, фронтона, и многие дома были украшены выступающими частями кровли, ажурными карнизами (сачакъ), а также своеобразными колоннами. Внутри городских домов распространены были резные потолки из прочных пород дерева.

Цель мастеров этого вида декоративно-прикладного искусства, художников, архитекторов – возродить и развивать свойственную Крыму орнаментальную обработку поверхности дерева со сложной ритмикой и симметричной гармонией, чтобы изготовленные их руками изделия не только выполняли свое функциональное, бытовое назначение, но и привносили эстетическое удовлетворение.

Крымскотатарская пословица гласит: «Уста уста дегильдир, яптыргъан устадыр».

Истинная любовь к своей родине выражается в том, что, вернувшись на землю предков с большими трудностями, стремиться воссоздать ту среду, в которой было больше гармонии.

Крымскотатарские резные бешики (колыбель), шахматные столики, сеты думаю, должны быть востребованы при оформлении интерьеров построенных домов соотечественников. К примеру, наши соотечественники заказали мастеру Али Бекирову «бешик» (колыбель), в которой внук чувствует себя комфортно, и, естественно, она доставляет окружающим эстетическое удовольствие.

После проведения первого семинара по возрождению резьбы по дереву художник Мамут Чурлу обсудил с мастерами практические стороны этой проблемы.

Здесь необходимы знания характерных особенностей в пропорциях и орнаменте, для каждого изделия они не должны сильно видоизменяться.

Али-уста мечтает построить мастерскую, в которой будет обучать подрастающее поколение традиционному виду ремесла. Надеемся, изделия, выполненные мастером с любовью, украсят интерьеры любого дома, а дома крымских татар обретут уют и красоту национального стиля.

Родился Али Бекиров 3 августа 1945 года. Окончил Республиканское художественное училище им. П. Бенькова в г. Ташкенте, позже Московский полиграфический институт. В течение нескольких лет работал в системе художественного фонда г. Намангана (Узбекистан). В настоящее время художник-постановщик Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра. Участник многочисленных художественных выставок. Заслуженный работник культуры Узбекистана.

Эльмира ЧЕРКЕЗОВА, искусствовед

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET