Жажда жизни. Судьба рода Абдулгафаровых

14.08.202014:39

Стоят в центре: Зера Измайлова. Слева – дочь Анжела.
Справа – сын Руслан. Сидят: отец Зеры Рефат Абдулгафаров, сестра супруга Зеры Надие, дочь Анжелы Гульсум.

Родился Рефат Абдулгафаров в 1917 г. в дер. Опук Маяк-Салынского р-на под Керчью. Его отец был зажиточным крестьянином. Имел большое домашнее хозяйство. В 1937 г. его раскулачили и выслали из Крыма. Когда героиня нашего рассказа Зера-ханым спрашивала у родителей, какова же судьба картбаба, они неохотно отвечали, с грустью говоря: «Зачем тебе,  доченька, это знать?».

В семье было четверо детей: Рефат, Саид и две сестры Фериде и Фатиме. После того, как деда выслали с Родины, Рефат попал в детдом. До войны его призвали в армию. Он служил водителем. После демобилизации стал работать личным шофером секретаря Керченского горкома ВКП(б) Н.А. Сироты.

Мать Зеры-ханым, Абдулгафарова Шевкие, родилась в дер. Ходжанки Маяк-Салынского р-на в 1920 г. Школу окончила в дер. Сараймен. До войны работала в Керчи на табачной фабрике счетоводом.

Началась Великая Отечественная война. Рефат продолжал работать водителем, а младшего брата Саида призвали на фронт. Он прошел всю войну, дошел до Берлина, дослужился до звания офицера.

Враг стремительно наступал, и в конце года партийные органы Крыма вынуждены были эвакуироваться в Краснодарский край. В семейном архиве Зеры-апте имеются две справки, выданные отцу. В первой подтверждается, что он действительно работал шофером первого секретаря, а во второй говорится  об эвакуации Керченского руководства ВКП(б) в Краснодарский край.

Старшая сестра Рефата Фериде (1915 г.р.) во время оккупации Крыма примкнула к подпольной организации Керчи. О дальнейшей ее судьбе ничего неизвестно. Она считается без вести пропавшей.

На войне наступил долгожданный перелом. Советские войска перешли в наступление. В апреле 1944 года был освобожден Крым. За несколько дней до выселения нашего народа Рефат заболел брюшным тифом и был госпитализирован. Благодаря первому секретарю Н.А. Сироте семью временно оставили до выздоровления отца. Отец пошел на поправку. Но наступил час “Х”, а именно,  27 июня началось выселение греков, болгар и армян из Крыма. В этот же день выселили и семью Абдулгафаровых.

Надо сказать, что ко времени выселения мать Зеры была в положении и семья готовилась к пополнению. И такое событие произошло в пути в поезде. Зера родилась в товарном вагоне. Как рассказывали взрослые, условия были невыносимые. Не было ни простынь, ни пеленок и всего того, что необходимо при приеме родов. Женщины делились с роженицей, чем могли. Кто-то принес кусок материи, кто-то отдал свой фартук, а кто-то оторвал лоскут от своего платья. Ребенок родился слабеньким и почти не подавал признаков жизни. А то, что в таких нечеловеческих условиях у роженицы практически отсутствовало материнское молоко, и говорить не приходится. Были такие моменты, когда старики начинали читать молитву за упокой души ребенка… Но произошло чудо! Ребенок выжил и прошел все испытания ада вместе со всеми. Семья всегда помнит и благодарна отзывчивым людям, ставшим для нее родными в эту трудную минуту. Мама всегда была благодарна этим людям, делившимся последним лоскутком и  куском хлеба.

Их привезли в Кемеровскую область, Анжеро-Судженский р-н. Зера родилась в вагоне 1 июля. Прибыли они на место поселения 5 июля. Этим же числом зарегистрировали день ее рождения.

Младший брат отца Саид, как писалось выше, дошел до Берлина. После окончания войны, его, как и других наших участников войны, послали в места выселения основных родственников. Он прибыл в пос. Лянгар Самаркандской области. Из Германии Саид привез с собой “трофейный” немецкий аккордеон серебристого цвета. Этому инструменту в дальнейшем нашлось достойное применение. Об этом будет сказано ниже.

Воссоединившись со своими родными, Саид, разумеется, стал выяснять, куда же попала семья брата Рефата. Выяснив, что они оказались в Кемеровской области, Саид приложил все усилия для воссоединения семьи брата с остальными родственниками. Через некоторое время они прибыли в Лянгар. Рефат стал работать шофером, а супруга – бухгалтером. Надо сказать, что отец Зеры-ханым по природе был талантливым человеком. Он пел, играл на мандалине и быстро освоил игру на немецком аккордеоне. Домочадцы вспоминают, как он  в 50-х годах часто играл и пел на свадьбах.

В Лянгаре Саид устроился на работу на вольфрамовый рудник. Здесь он сблизился с главным инженером предприятия Дубровским Семеном Константиновичем. Оценив способности Саида, главный инженер послал его на учебу в Свердловский горный техникум. Через некоторое время С. К. Дубровского назначили директором рудоуправления в п. Ингички, и он взял к себе работать Саида главным механиком шахты “Капитальная”.

Зера-ханым в 1962 году окончила Институт физкультуры в г. Фрунзе и была направлена на работу в п. Хайдаркан в школу. В 1968 году она вышла замуж за Измайлова Рушди. Супруг в свое время окончил институт ТИИИМСХ в Ташкенте. В этом институте учились многие наши соотечественники. Этот период ознаменован бурным ростом протестного движения нашего народа за несправедливость и возможность вернуться на свою Родину. Естественно, Рушди принимал в этом активное участие. По направлению он попал на работу в пос. Ингички. Практически еженедельно ему приходилось ездить в Самарканд на собрания активистов национального движения. Ему постоянно приходилось общаться с одним из лидеров национального движения Ролланом Кадыевым. Многие собрания Рушди проводил у себя дома. Зера-ханым вспоминает любопытный эпизод того времени. Перед организацией очередного митинга супруг обратился к председателю поссовета Абдушукурову разрешить проведение митинга в пос. Ингички. Тот, в свою очередь, задал ему вопрос: “ А вы не боитесь потерять партбилет”? На это Рушди Измайлов ответил, что готов сдать билет незамедлительно. Партийный функционер явно запаздывал со своим мировоззрением. Время на дворе было совсем другое. Бурный водоворот перестроечных процессов в стране сметал на своем пути все архаичные догмы прошлой системы. Примерно в это же время сдал свой партбилет будущий президент России Б.Н. Ельцин.

На Родину герои нашего рассказа возвращались поэтапно в первой половине 90-х годов. Обосновались они в основном в пос. Горностаевка Ленинского р-на, а потом переехали в Симферополь. Здесь же обосновались две сестры и брат  Зеры-ханым. Младшая сестра Фериде 25 лет преподавала в школе историю. Сестра Эльвира занималась домашним хозяйством. Брат Риза в молодости 4 года прослужил в морфлоте подводником на Камчатке. Зера- ханым с супругом вырастили двух детей. Дочь Анжела работает преподавателем математики в школе. Сын Руслан окончил Московский авиационный институт и обосновался в столице. Он регулярно участвует в мероприятиях крымскотатарской диаспоры в Москве. В начале года он принял активное участие в похоронах чтимого нашим народом выдающегося историка В.Е. Возгрина.

Вот и закончен рассказ о роде Абдулгафаровых, любезно переданный нам Зерой-ханым. Это типичные представители нашего народа, борца, созидателя, труженика. Никакие препятствия, встречавшиеся на их пути, не сумели остановить их ради достижения своей цели в жизни. В конце нашей беседы я задаю вопрос Зере-ханым, что бы она пожелала читателям нашей газеты? Она, призадумавшись, ответила: “Чтобы никогда нынешнему поколению нашего народа не довелось пережить то, что пережили мы…”. Что ж, здесь, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Эта рана останется в душе народа навсегда…

Энвер МУРАТ