Заявление группы крымскотатарских общественных активистов

23.10.202021:33

по случаю годовщины провозглашения в Крыму национально-территориальной автономии – Крымской АССР

Через год исполняется 100 лет учреждённой в Крыму и просуществовавшей фактически два десятилетия «автономной советской социалистической республики».

Однако даже высокая значимость этой даты вряд ли позволит остановить весьма агрессивное действие пропагандистского механизма, который десятилетиями обеспечивает начавшиеся 18 мая 1944 года планомерные попытки физически и духовно стереть коренной народ Крыма с этнической карты полуострова.

Категоричное отрицание национального характера (содержания) крымской автономии стало неотъемлемой частью этой жёстко организованной и массированной пропагандистской кампании.

И это несмотря на то, что провозглашение в октябре 1921 года автономной республики в Крыму осуществлялось исключительно в русле инициированной, прежде всего, «сверху», политики коренизации, призванной укрепить новую власть в национальных регионах бывшей российской империи, где в результате революционных событий начала ХХ в. произошел значительный рост национального самосознания коренных народов.

Также очевидно, что решение о создании национально-территориальных автономий, в том числе и КрАССР, на гигантской территории формировавшегося большевистского государства базировалось на факте наличия коренного народа.

В то же время коренизация, несмотря на громкие идеологические заявления большевиков, не являлась проявлением сочувствия центральной власти к вековым чаяниям крымских татар (крымцев), и уж тем более стремлением к позитивной правовой регуляции колониального статуса бывшей национальной окраины.

Поэтому когда утверждают об определённых достижениях  крымских татар (крымцев) в сфере культуры, языка, образования, которые стали проявляться и наращиваться с середины 20-х годов, надо иметь ввиду следующее:

— во-первых, развитие гуманитарной сферы опиралось на мощные местные, а не привнесенные извне корни, в том числе на основанное И. Гаспринским идейно-политическое и научно-просветительское движение, продолженное сотнями его соратников и последователей: самостоятельно мыслящих публицистов, поэтов, писателей, просветителей и политических лидеров, возглавивших социальное-политическое переустройство в Крыму в начале ХХ в.;

— во-вторых, действительно заметное развитие национальных институтов, изначально оказавшихся в специфической идеологической скорлупе, сопровождалось беспримерными в своей массовости и трагичности репрессиями, осуществлёнными сталинским режимом в Крыму в 1927-1940-х годах, и приведших к истреблению наиболее образованной и социально активной части коренного народа Крыма.

Возвращение из мест депортации на Родину и восстановление – именно в Крыму, на родине предков – исторической государственности крымских татар (крымцев) стали двуединой наиважнейшей задачей общенародного национального движения.

Созданная в 1921 году в Крыму автономия – даже будучи частью тоталитарной властной вертикали, даже когда её предназначение и возможности реализовались под жёстким контролем – всё же стала хоть какой-то формой национально-территориального самоуправления коренного народа, вехой в истории национальной государственности крымских татар (крымцев).

Мы, крымскотатарские общественные активисты, исходя из глубокого осознания своей ответственности перед соотечественниками, перед прошлыми и будущими поколениями, заявляем:

— подлинная, в определении и интерпретации международного права, национально-территориальная автономия есть гарант сохранения и развития не только традиционных социально-политических институтов нашего народа, но и его самого как самобытного этноса, сформировавшегося в Крыму, как субъекта равноправных и справедливых межнациональных отношений;

— установление подлинной национально-территориальной автономии в Крыму – согласно задач национального движения, решений Курултая крымскотатарского народа, в общечеловеческом контексте, и в соответствии с международным правом – есть дело чести и достоинства каждого крымского татарина (крымца);

— административно-силовое препятствование в установлении подлинной национально-территориальной автономии есть не что иное, как неправомерное, абсолютно несправедливое, а в XXI веке выглядящее и вовсе диким, изъятие у коренного народа его коллективных прав вопреки его воле;

— никто не вправе лишать крымскотатарский народ естественного, элементарного права управлять на своей исторической родине своей судьбой.

Фото: Ilham_peri

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET