Роль Айше Сеитмуратовой в борьбе за возвращение крымских татар на родину

15.02.202313:00

В истории крымскотатарского национального движения значительную роль сыграла диаспора. Одной из наиболее активных в советский период являлась американская диаспора. Благодаря ее деятельности крымскотатарская проблема становится достоянием мировой общественности, выносится на межправительственный уровень в диалогах: страны Запада и СССР, а затем страны Запада и Украина. Важное место в этом процессе занимает фигура мужественной женщины, не побоявшейся бросить вызов тоталитарному режиму Советского Союза и человеку, внесшему большой вклад в разрешение крымскотатарского вопроса. Имя этой женщины Айше Сеитмуратова.

Айше Сеитмуратова родилась 11 февраля 1937 года в деревне Аджи-Эли (Державино) Маяк-Салынского (Ленинского) района Крымской АССР. Отец, Сеитмурат Бурсеитов, погиб на фронте, защищая советское государство. Мать, Найме, 18 мая 1944 года вместе с детьми была депортирована в Среднюю Азию (Узбекистан).

Депортация, режим спецпоселений, унижения и страдания, пережитые ее семьей и народом, оставили глубокий след в душе Айше. Поэтому, окончив школу, она ставит перед собой цель изучить историю своего народа и выяснить причины преследования и дискриминации людей по национальному признаку. Это стремление побуждает ее поступить в 1958 году на исторический факультет Самаркандского университета.

В 1963 году Айше Сеитмуратова с отличием оканчивает университет, работает в школе и ассистентом на историческом факультете.

С 1964 года пытается поступить в аспирантуру института истории Академии Наук СССР, успешно сдает экзамены, но по той причине, что в этот период она уже принимала активное участие в крымскотатарском национальном движении, туда она зачислена не была.

С 1964 года она является членом инициативной группы Самаркандской области, а позже входит в состав активистов движения со всей республики. Неоднократно в качестве представителя от крымских татар Айше Сеитмуратова ездила в Москву, встречалась с партийными деятелями, пытаясь доказать несправедливость и необоснованность депортации крымскотатарского народа и необходимость возвращения его на родину. Конечно же, активность Айше Сеитмуратовой не оставила советскую власть равнодушной.

В конце 1965 года она была уволена из университета «по собственному желанию», а 14 октября 1966 года арестована и отправлена в Москву, где содержалась в следственном изоляторе Лефортовской тюрьмы. В мае 1967 года состоялся секретный и закрытый суд, на котором рассматривалось дело по статье 74 УК РСФСР «За разжигание расовой и межнациональной розни». По делу проходили журналист Тимур Дагджи, студент Восточного факультета Ташкентского университета Сервер Шамратов и историк Айше Сеитмуратова.

Вследствие оживленных выступлений народа в поддержку своих представителей все трое арестованных были освобождены с условным сроком 3 года каждому. Летом этого же года Айше Сеитмуратова в числе народных представителей совершает свою очередную поездку в Москву. Кроме этого, она принимает активное участие в сборе и тиражировании многочисленных материалов крымскотатарского Самиздата, занимается составлением текстов Протестов и Обращений в высшие государственные инстанции СССР, пишет и распространяет через советские правозащитные организации материалы о крымскотатарском национальном движении.

После неоднократных и безуспешных попыток поступления в аспирантуру осенью 1967 года Айше Сеитмуратова четвертый раз сдает экзамены в аспирантуру Института истории АН СССР и, в конце концов, поступает. Однако оттуда ее документы направляют в АН УзССР. Свою учебу она успешно совмещает с борьбой своего народа за возвращение на родину. По этой причине в июне 1971 года, за несколько месяцев до защиты диссертации, она была снова арестована и осуждена по статье 191 УК УзССР и статье 190 УК РСФСР на срок – 3 года лишения свободы. Отбывала свой срок в мордовских лагерях Барашево и Явас. Выпущена на свободу была в 1974 году. После освобождения она была лишена возможности заниматься научной и преподавательской деятельностью. Ни тюрьма, ни лишения и унижения не сломали эту хрупкую, но сильную женщину, и она продолжает свою неустанную борьбу в национальном деле [1, c. 4; 2, с. 101; 3].

Два года Айше Сеитмуратова добивалась визы, чтобы продолжить образование вне СССР. В 1978 году, когда она узнала об угрозе быть посаженой властями в психбольницу, она заявила: «Тлеть и медленно умирать там я не собираюсь, я пламенем сгорю на Красной площади. Мне терять нечего, но прежде чем это сделать, я обращусь ко всему мусульманскому миру и опишу жизнь мусульманки в СССР». В своем заявлении Андропову она писала: «От всех форм преследования в стране советов меня спасет смерть» [3]. Как известно, незадолго до этого заявления 23 июня 1978 года в Крыму совершил акт самосожжения Муса Мамут, в знак протеста против дискриминационной политики властей, не разрешавшей крымскотатарскому народу в целом и его семье в частности селиться у себя на родине в Крыму. Советские власти, видимо, не хотели иметь еще одну жертву, опасаясь реакции советской и мировой общественности. Поэтому спустя два дня после заявления дают ей разрешение на эмиграцию. Кроме этого, определенное влияние в этом вопросе сыграли ходатайства перед советским правительством известного американского сенатора Дж. Джавитса [4, c. 13].

В ноябре 1978 года Айше Сеитмуратова по еврейскому приглашению эмигрирует сначала в Вену, а в январе 1979 прибывает в Нью-Йорк. Как писал независимый мусульманский журнал «Impact International»: «Советские власти считали, что они положили конец Айше, но они ошибались. Она рассказывала всем, как маленький мусульманский народ уничтожается в Крыму» [5]. Действительно, с эмиграцией за пределы «железного занавеса» в США у Айше Сеитмуратовой началась новая страница ее жизни, новый этап в борьбе за национальные и человеческие права ее народа.

Поселившись в свободной Америке (г. Нью-Йорк), она устраивается внештатным корреспондентом радиостанции «Голос Америки», откуда на нескольких языках – русском, узбекском, азербайджанском ведет передачи, которые информируют мировую и советскую общественность о национальном вопросе крымских татар. Ее выступления также были слышны на радиоволнах «Свобода», «Би-Би-Си», «Немецкая волна».

Анализируя тексты выступлений на радиостанции «Свобода», находившиеся в архиве Айше Сеитмуратовой, мы находим, что в своих передачах она поднимала самые разнообразные проблемы истории, культуры, языка, а также современного положения народа. К примеру: «О национальных языках народов СССР (на примере крымскотатарского языка)», «Ликвидация крымскотатарской письменности», «Уничтожение крымскотатарской интеллигенции (1917–1940 гг.)», «Документы о политике русификации и ассимиляции крымских татар» и т.д.

Помимо своей деятельности на известнейших в мире радиостанциях, Айше Сеитмуратова принимает участие во многих международных конференциях по защите прав человека: в Вашингтоне, Оттаве, Монреале, Лондоне, Стокгольме, Осло, Анкаре, Стамбуле и Риме.

Так, журнал «Impact International», оценивая участие Айше Сеитмуратовой в Пятых международных слушаниях А. Сахарова, которые проходили 10–11 апреля 1985 года в Лондоне, писал: «Ее присутствие на слушании было особенно важным, так как стала общеизвестной жестокая реальность советского обращения к национальным меньшинствам. Это было также напоминанием, что «забытое население» СССР состоит из мусульман. Их более 50 миллионов, хотя их проблемы почти никогда не поднимались на международном форуме. Это значимо, так как очень мало известно о них. Айше, одна из немногих мусульман, эмигрантов из СССР, смогла дать авторитетное описание условий, при которых они живут» [5]. В завершение статьи говорилось, что благодаря Айше Сеитмуратовой и спонсорской помощи Мусульманского Совета, организовавшего ее поездку в Лондон, о советских мусульманах впервые не забыли [6].

С целью оповещения мусульманской общественности о проблемах крымских татар Айше Сейтмуратова участвует на трех мусульманских международных конференциях, организованных Организацией Исламской Конференции (куда входит 43 страны), проходивших в Лондоне (1980 г.), Париже (состоявшейся в ЮНЕСКО в декабре 1980 г.), Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь-декабрь 1981 г.).

На конференции, проведенной в Куала-Лумпуре, посвященной 15-вековой годовщине ислама, Айше Сеитмуратова была единственной женщиной среди участников конференции. Она выступала в национальной крымскотатарской одежде, наглядно демонстрируя собравшимся культуру своего народа.

Айше Сеитмуратова активно лоббирует интересы крымских татар на Совещаниях по Заключительному Акту Хельсинки. В ноябре 1980 года она была приглашена для участия в конференции в Мадрид, а в ноябре 1986 года в Вену.

Выступая на Мадридской конференции в качестве уполномоченного представителя крымских татар на Западе, она обращается к участникам Заключительного Акта Хельсинкских соглашений с просьбой поддержать стремления крымскотатарского народа в возращении на свою родину, в Крым и выступить в защиту осужденных членов крымскотатарского национального движения: Мустафы Джемилева, Сейдамета Меметова, Эльдара Шабанова, Мамеди Чобанова, Решата Джемилева, Ролана Кадыева и др.

«Я надеюсь, – говорила она, – что участники государств с уважением отнесутся к принципам Заключительного Акта Хельсинки, один из которых гласит: «Участники государств уважают равноправие всех народов и их право на самоопределение, действуя во все времена в соответствии с требованиями и принципами устава ООН и допустимыми нормами международного закона, включая отношения к территориальной целостности государств». Уважаемые делегаты Мадридского совещания! Защитите национальные и человеческие права крымских татар!» [7].

К Венской конференции Айше Сеитмуратовой была подготовлена на английском языке брошюра, посвященная защите М. Джемилева, который в этот период находился в заключении в Магадане [8]. Брошюра, содержащая различные факты и фотодокументы о М. Джемилеве, а также обращение с просьбой содействовать его освобождению, была распространенна среди министров иностранных дел всех тридцати пяти государств – участников конференции.

Считается, что Венская конференция дала старт освобождению политических заключенных СССР. После конференции по распоряжению генсека СССР М. Горбачева был возвращен из ссылки в Москву А.Д. Сахаров и освобожден из лагеря М. Джемилев [1, с. 4].

Следует отметить, что Айше Сеитмуратова выступает с крымскотатарским вопросом в парламентах Канады, Англии, Италии, Турции, Франции и Конгрессе США.

Эти выступления вызывали ответную реакцию и желание помочь крымским татарам со стороны правительственных кругов разных стран. Так, в период своего посещения Италии, незадолго до визита в эту страну М. Горбачева, Айше Сеитмуратова сумела заручиться поддержкой итальянских сенаторов, с большим вниманием отнесшихся к проблемам крымских татар. А во время беседы с канадским сенатором Юзиком, сенатор закончил встречу с Айше Сеитмуратовой обращением к журналистам: «Я прошу вас кричать на весь мир, что этот народ нужно спасать» [9].

Чтобы поднять голос мировой общественности в защиту крымскотатарского народа она встречается с лидерами разных стран мира. Дважды была приглашена в Белый дом президентом США Р. Рейганом (1982 и 1988 гг.), виделась и беседовала с президентами Т. Озалом, В. Гавелом, Л. Кравчуком.

С целью привлечения к крымскотатарской проблеме внимания прогрессивной студенческой молодежи и ученых Айше Сеитмуратова читает лекции о борьбе крымскотатарского народа за возвращение на родину в различных университетах и колледжах мира.

Другой стороной правозащитной деятельности Айше было участие в международных общественных организациях, таких как – «Международная амнистии» (Лондон), «Международная лига по правам человека» (Нью-Йорк), «Американская Хельсинкская группа» (Нью-Йорк), «Центр за демократию в СССР» (Нью-Йорк) и т.д. В 1986 году она в двенадцати странах организовала «Комитеты в защиту Мустафы Джемилева». Активно выступала за освобождение Юрия Османова, Решата Аблаева, Синавера Кадырова и других участников крымскотатарского национального движения. Как справедливо заметил всемирный мусульманский журнал «Arabia»: «[…] с приездом на Запад А. Сеитмуратовой набирает силу компания по возвращению крымских татар на родину, освобождения Джемилева и его друзей диссидентов» [10, c. 48].

Большое значение в оповещении мировой общественности о крымскотатарской проблеме имели выступления и статьи А. Сеитмуратовой в мировых СМИ. Некоторые из них были опубликованы на различных языках в таких известных изданиях, как «Kontinent», «Le Nouvel Espoir», «The Journal Rabitat Al-Alam Al-Islami», «Новое русское слово и других» [11; 12, c. 24–27]. Кроме этого, в прессе, она также поднимает проблемы других народов, угнетаемых коммунистическим режимом. К примеру, в журнале «RCDA» ею (в соавторстве с Ибрагимом Туна) была опубликована статья под названием «Геноцид по-болгарски», посвященная насильственной болгаризации тюрко-мусульманского населения Болгарии [13]. Ее статьи были включены в сборники, издаваемые Колумбийским, Гарвардским и другими университетами. А в 1997 году в свет выходит брошюра под названием «Национальное движение крымских татар» [14]. В конце 1980-х – начале 1990-х годов большое внимание в деятельности Айше Сеитмуратовой уделяется вопросам предоставления гуманитарной помощи возвращающемся на родину соотечественникам, которые сталкиваются с жилищной проблемой, безработицей, экономическим кризисом.

В 1992 году она создает и возглавляет благотворительный фонд «Мерхамет эви», целью которого является оказание материальной, медицинской и правовой помощи одиноким и престарелым, инвалидам, а также многодетным семьям.

Безусловно, вклад Айше Сеитмуратовой в национальное дело крымскотатарского народа имел большое значение. Она была единственным крымскотатарским правозащитником, которому удалось пробиться за стенки «железного занавеса» Советского Союза в последепортационный период и в общем потоке крымскотатарского и демократического движений в мире сумела донести до мировой общественности вести о положении и демократической борьбе крымских татар за возвращение на родину. Ее обеспокоенность проблемами народа имеет место и сегодня.

Жизненный путь Айше Сеитмуратовой, ее самоотверженная борьба за восстановление национальных и гражданских прав крымских татар являются ярким примером борьбы самого крымскотатарского народа за свое существование, возрождение и развитие на своей родине – Крым. Выражаясь словами, ставшими заголовком одной из статей, опубликованной в международном мусульманском журнале «Impact International», можно сказать, что «История Айше – это история народа, который отказывается умирать» [5, c. 6].

Источники и литература

  1. Фазыл Р. Жизненный путь и правозащитная деятельность // Айше Сеитмуратова 1937–1997. В честь 60-летия со дня рождения и 35-летия участия в общенародной борьбе за права крымскотатарского народа, за возвращение на свою историческую родину – Крым и активную правозащитную деятельность.– Симферополь, 1997. – С. 2–5.
  2. Женщина, бросившая вызов империи зла // Qırımnın sadıq qızları. Верные дочери Крыма. – Aqmescit: Ocaq, 2004. – S. 95–101.
  3. Сеитмуратова А. Интервью, 5.04.2006 г.: [Электронный ресурс] / проводил Э. Сейдаметов. – Архив Э. Сейдаметова. – Видеозапись.
  4. Айше Сеитмуратова 1937–1997. В честь 60-летия со дня рождения и 35-летия участия в общенародной борьбе за права крымскотатарского народа, за возвращение на свою историческую родину – Крым и активную правозащитную деятельность. – Симферополь, 1997. – 32 с.
  5. Story of Ayshe, story of a People who refuse to die // Impact International. – 1980. – Vol. 10:13, 11–24 July. – P. 5–7.
  6. The Fifth Sakharov Hearing: The ache of Crimean Tatars // Impact International. – 1985. – Vol. 15:10, 24 May–13 June. – P. 5.
  7. Seytmuratova A. The Plight of the Crimean Tatars // The Journal Rabitat Al-Alam Al-Islami. – 1981. – № 4. – P. 24–27.
  8. Mustafa Dzhemilev and the Crimean Tatars: Story of a Man and His People. Facts, Documents, How to Help. – New York: The Center for Democracy, 1986.
  9. «Меня превратили в живую мишень» // Комсомолец Татарии. – 1990, 28 янв.: [Електронний ресурс] // www.kazved.ru/index.php.
  10. Tatar Freedom Fighter // Arabia: The Islamic World Review. – 1981. – February.– P. 47–48.
  11. Seytmuratowa A. Die Verfolgung der Krimtataren in der UdSSR // Kontinent. – 1986. – № 2. – P. 92–96.
  12. Le Sort des Tatars de Crimée : Exposé de Mme Aishe Seytmuratova à la Conférence Islamique // Le Nouvel Espoir. – 1981. – № 70. – P. 28–31, 38.
  13. Seytmuratova A., Tuna I. Genocide Bulgarian–Style // RCDA.– 1984.– № 7, 8, 9.– P. 125, 127.
  14. Сеитмуратова А. Национальное движение крымских татар. – Симферополь, 1997.– 40 с.

Эльдар СЕЙДАМЕТОВ, канд. ист. наук

 

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET