Коронавирус: умереть в кругу равнодушия или в родных стенах?

14.02.202114:15

Она уходила в большой, просторной, светлой палате с телевизором, душем и туалетом. Но нужны  ли все эти удобства, когда ты прикован к постели и лишен даже казалось бы самого маленького счастья – дышать самостоятельно. У нее трое детей и девятеро внуков – большая счастливая семья, но какой от этого толк, если в последний раз они виделись две недели назад, когда ее привезли в эту клинику и путем больших связей устроили в эту комфортную палату. Дети хотели лучшего для матери, единственной надеждой была больница, где лечат от этой страшной напасти. Как она ни просила оставить ее дома, они посчитали, что так будет лучше.  Но она-то знала, что путь ее заканчивается, все отмеренное она прошла, была счастлива, никогда надолго не разлучалась с любимыми детьми, а в последний путь отправлялась совершенно одна.

Жуткая несправедливость! Дети собрали последние средства, устроили отца в больницу, большими усилиями нашли нужные лекарства, «дали на руки» персоналу, чтобы как следует следили за больным отцом. Но он умер. Привыкшие видеть его  упитанным дети не узнали в истощенном болезнью трупе своего отца. Говорят, что мужчина умер от недостатка кислорода, вроде бы, маска, снабжающая кислородом, съехала, а поправить ее было некому. Так ли это на самом деле, узнать не суждено. Но муки совести за то, что не послушали отца и все же отвезли его в больницу, где он умер в одиночестве и запущенности.

Три дня казались бесконечными. Три дня отделяли их от страшной новости до возможности забрать тело родного человека из морга и, наконец, придать земле. Боль еще острее и от осознания того, что хоронить придется в черном целлофановом пакете (возникла мысль втайне вынуть тело из него, но не тут-то было: похороны проходили под наблюдением росгвардейца). Ахыр заман….

Дабы не стать героями аналогичных историй, некоторые крымскотатарские семьи, стремясь исполнить последнюю волю стариков, дают им возможность умереть рядом с близкими, в родных стенах. Правильно ли это? Есть немало примеров, когда люди прошли через это и делятся своим опытом.

1. Нужно обязательно заручиться поддержкой врачей и медсестер: дистанционно получать консультации врачей (по поводу того, какие анализы нужно сдать и по их результатам получить компетентное назначение на дальнейшее лечение) и за определенное вознаграждение приглашать медсестер для установки капельниц и введения необходимых инъекций.  Попадая в больницу, человек оказывается за определенной чертой, в кругу равнодушия. Родные не могут быть уверены в том, что с трудом доставаемые лекарства доходят до него, что твой родной человек ухожен, накормлен или ему дали воды, в конце концов. Ведь выгоревшие, равнодушные люди в медицине нередкость. К тому же тела не выдаются родственникам сразу после смерти, они уходят без молитв родных людей, без их любящих глаз и заботливых рук.

Возможность находиться в последние дни рядом с родным человеком – это очередная возможность исполнить свой дочерний и сыновий долг.

Страшный исход – быть похороненным в целлофановом пакете

Самым большим страхом пожилых людей, которым они и объясняют зачастую свое нежелание лечиться в больницах, является вероятность быть захороненными в черных целлофановых пакетах, без соблюдения необходимых, согласно нашей религии, ритуалов. Материал, в котором хоронят людей, умерших вследствие коронавируса, как и любой целлофан не растворяется в земле на протяжении сотен лет. Что происходит с телом человека внутри этого мешка, страшно представить. А ведь, согласно исламу, человек должен раствориться в земле естественным образом. Что и говорить о том, что омыть тело, завернуть его в саван тоже не представляется возможным. Не это ли самый жуткий кошмар наших стариков, которые привыкли заранее готовить себе кефинлик и мирно ждать завершения своего земного пути?

Об этом мы поговорили со служащим религиозного культа – главным имамом Акмесджита (Симферополя) Мухаммедом Исламовым. Он отметил, что практика захоронения умерших одинакова во всем мире. При этом Мухаммед-эфенди отмечает, что, согласно хадису Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветстует), человек, умерший от заразной болезни, причисляется к шахидам, если он верил в Аллаха и соблюдал все исламские каноны.

«Люди могут умереть при разных обстоятельствах (утонул, сгорел или тело не найдено), когда они не омыты, их тело не обернуто в саван и т.д. Это ведь не говорит о том, что человек не попадет в рай. Мы, конечно, хотим проводить своих родных в последний путь в соответствии с нашими обычаями, однако выдвинутые требования призваны обезопасить остальных», – считает имам.

К тому же, по его словам, обстоятельства вынуждают людей искать разные способы все-таки соблюсти ритуалы. Например, в некоторых моргах умерших за определенное вознаграждение омывают и укутывают в переданный родственниками саван. Среди этих работников морга есть и люди нашей национальности.

Подверглись определенным трансформациям и наши обряды, связанные с похоронами и молебнами (дуа). Как известно, у крымских татар принято, узнав о чьей-либо смерти, в обязательном порядке отправиться на дженазе. В большинстве случаев этим обычаем не могут пренебрегать люди преклонного возраста. И наступает как раз тот момент, когда наши плюсы работают против нас. Диляра Якубова рассказала об их практике проведения похорон и молебнов.

«Мы никому специально не сообщали о смерти отца, но все равно люди, услышавшие о нашей потери, не смогли не прийти. Перед дженазе мы подготовили санитайзеры, маски, перчатки для тех, кто забыл, чтобы максимально обезопасить пришедших. На дженазе мы, как и положено, объявили даты проведения дуа 3 дня и 7 дней, однако подчеркнули, что мы не обидимся, если люди не придут, что мы планируем в семейном кругу провести эти дуа», – сообщила она.

Мухаммед Исламов подчеркивает, что не проводить дуа мы не можем, но нужно помнить об истинной сути этого мероприятия – это не пиршество для десятков человек, а чтение Коран-къатыма для умершего человека и обращение к Аллаху с мольбой. «Мы можем собрать и пять человек, и максимум десять, рассадив их, согласно необходимой дистанции. В более теплое время года можно рассадить людей во дворе. Такую практику люди уже опробовали, и большинство вполне адекватно отнеслись к таким требованиям, ведь не принимать во внимание их мы не можем, ведь это вопрос нашей безопасности и здоровья», – уверен имам. 

Мухаммед Исламов, заведуя ритуальными делами на кладбище Абдал, призвал соотечественников соблюдать нормы гигиены на кладбище, приходить на похороны в масках. Кроме этого, он попросил крымских татар обратить внимание на свой внешний вид и правила поведения, поскольку некоторые ведут себя так, будто находятся на встрече односельчан.

Тимур ТАРПАН

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET