Акъяр Джами – уникальный памятник архитектуры Крымского полуострова

16.06.202116:56

В статье рассмотрены основные этапы строительства и дальнейшего  эксплуатирования единственной в Крыму мечети – Акъяр Джами, построенной в египетско-мамлюкском стиле. Впервые проведён детальный анализ экстерьера и интерьера «жемчужины»  мусульманской архитектуры города Севастополя. Особое внимание уделено росписи изразцов,  которыми украшены внутренние стены культового сооружения. Акъяр Джами – «голубая мечеть» Крыма. 

В становлении и развитии культуры народов Крыма на протяжении многих веков  существенную и даже определяющую роль играла религия. Исторически Крым характеризуется  полиэтническим и многоконфессиональным составом. Ни одна из мировых религий не обходится  без культовых архитектурных сооружений, предназначенных для совершения молитвенных  ритуалов и проведения сопутствующих обрядов. Мусульманское молитвенное сооружение  называется мечеть. 

Мечеть Акъяр Джами является единственным образцом мусульманской культовой  архитектуры в г. Севастополь. В 1783 году императрицей Екатериной II был издан указ  «Устроить крепость Севастополь» на месте крымскотатарского поселения Акъяр (с крымскотат. – «белый берег», «обрыв»). Чтобы сохранить память о первоначальном названии города, мечети  дали название «Акъяр», а слово «Джами» (от араб. djama) – «собирать». 

Мечеть возводилась не только на средства, взятые из вакуфного капитала (14 тысяч  рублей), но также собиралась путём добровольных пожертвований мусульман города. Акъяр  Джами также строилась на средства семьи Романовых. 

Надпись над порталом мечети, как утверждает исследователь В. Гуркович, гласит о том,  что мечеть строилась с 1909 по 1912 гг. (видимо написанная заранее, т.к. строительство  завершилось в 1914 г.) в память императора Александра III по проекту городского архитектора  Севастополя – Александра Михайловича Вейзена – выпускника Императорской Академии  художеств. Караимская кенаса, первая всероссийская биологическая станция (ныне институт  биологии южных морей) и другие общественные и некоторые жилые здания в городе также  строились по проектам А.М. Вейзена [1]. 

20 апреля 1914 года первый намаз в севастопольской мечети был проведён  крымскотатарским просветителем Исмаилом Гаспринским. Мечеть имела двойной статус:  гражданский (муллой стал Рахимов Юсуф Исмаилович, который приехал в Севастополь по  приглашению И. Гаспринского) и военный (анухом (военным священником) Черноморского  флота был выбран Мухаммад-Захир Замалетдинов) [3]. При мечети было открыто Общество  пособия бедным мусульманам, действовала мусульманская школа – мектеп. 

В 1920 году, после установления власти СССР и проведения в жизнь Декрета СНК РСФСР  от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», меняется отношение к  верующим. К концу 1930 года все мечети в пригородных деревнях были закрыты. По праздникам  и пятницам мусульмане из сел вынуждены были приезжать на богослужение в город. В  праздничные дни соборную мечеть посещало немалое количество верующих людей (от 600 до  1000 человек). Следует отметить, что по проекту мусульманское культовое сооружение рассчитывалось для 500 человек и по этой причине Акъяр Джами не закрыли, хотя властью  предпринимались неоднократные попытки. В 1938 году мечеть закрыли, здание использовалось  как склад, затем был размещён кинотеатр, а впоследствии — архив Черноморского флота [6]. 

В годы Великой Отечественной войны Акъяр Джами значительно пострадала. В 1942  авиабомбой были разрушены центральный купол и крыша здания, выгорели внутренние  деревянные конструкции, не пострадал только минарет, однако в 1948 году двумя танками и  канатом был и он срезан, стёрты все надписи на арабском и русском языках, а также зубчики, что  были по периметру, были уничтожены. Как утверждали современники, это произошло после  посещения Сталиным Севастополя в 1947 году. С распадом Советского Союза, мечеть вернули мусульманской общине города, которая с июля 1992 года на втором этаже здания архива, по согласованию с командованием Черноморского  флота, возобновила проведение пятничных служб. В 1994 году мечеть была полностью  освобождена и передана верующим. В 1995 году началось проведение реставрационных работ, в  2000 году заново строился минарет. Его высота от земли – 40 м, а от крыши мечети – 26. Вскоре  в Севастополе было открыто мусульманское кладбище, с 2003 по 2014 гг. при мечети работала  медресе [4].

Акъяр джами – это единственная мечеть в Крыму, построенная в египетско-мамлюкском  стиле. Для него характерны стройные пропорции, богатство и пышность декоративных  украшений. Здание мечети в Севастополе построено из мраморного известняка и ориентировано на юго-восток. Изначально под огромным медным куполом располагался двухэтажный квадрат  периметра, к которому с западной части примыкал прямоугольный притвор. В южном помещении притвора расположена каменная двумаршевая лестница. Фасады здания, ныне украшенные  двухсветными ланцетовидными арочными окнами (с северной и южной стороны) в богатой резной  паутине, ризалитами и розетками растительного орнамента как акцент аскетичной глади стен,  ранее были оплетены вязью изречений из Корана. Под аркой парадного входа имелась надпись: «В  память Александра III». По обеим сторонам мечети расположены величественные колонны, но  главное отличие от османской, то есть турецкой архитектуры, заключалось в ажурном двух  балконном минарете, который ступенчато сужался кверху.  

Новый минарет, занявший место разрушенного раннее, нынче представляет собой  восьмигранную колонну с гладким конусом крыши и резным балконом. Он отстраивался  турецкими мастерами из белого камня, взятого из карьера под Бахчисараем, который изначально  прошёл специальные испытания на прочность в Стамбуле.  

Необычен также и интерьер мечети. Внутренние стены постройки покрыты изразцами.  Создавался резкий контраст между внешними строгими, ничем не украшенными стенами с  яркими, светящимися изразцами, которыми украшалось внутреннее убранство сооружения. Таким  образом, достигался определенный эффект, рассчитанный на то, чтобы поразить воображение  зрителей. 

На глянцевой керамической плитке орнамент построен таким образом, что он  располагается по всей поверхности и обхватывает большое пространство. Воспринимается  одинаково как с близкого, так и с дальнего расстояния. Рисунок на изразцах подчинён  равномерной статической (элементы повторяются через одинаковый интервал) ритмичности,  который собран в простой ряд (основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же  интервалом). 

Стены украшены квадратными изразцами, размерами 20 см х 20 см. Рисунок на плитке не  однообразный. Религией запрещено изображать живые существа, поэтому в орнаменте  преобладают растительные мотивы, что является заимствованием из классической античности.  Присутствует также линейно-геометрический орнамент – арабеска, которая выстроена из  цветочных композиций. 

Изразцы для Акъяр Джами были привезены из турецкого города Кютахья, но сложно  сказать, что роспись на плитках исключительно кютахийская, ведь палитра цветов должна быть  гораздо шире, ярче и насыщеннее, нежели в изникской росписи. Кроме используемого голубого,  красного, лилового, должны преобладать оттенки жёлтого и травяного зелёного. Существовал  особый зеленый тон, получивший название «кютахийский зеленый». Например, на одной из  плиток, украшающей стены севастопольской мечети, роспись производилась синей кобальтовой  краской по белому фону, под прозрачной глазурью. Использовались светлый и тёмный оттенок  кобальта. В орнаментике основное место занимают цветы с закругленными лепестками – это,  скорее всего, стилизованный цветок лотоса, по-турецки называемый «хатаи». Данное техническое  исполнение росписи присуще для ранней изникской керамики, а вот изображения сине голубых ваз, символизирующих семейный род и его продолжение, из которых на тонких зеленых  стеблях тянутся вверх синие мелкие цветочки – обычный декоративный мотив изникской  керамики второй половины XVII века [2]. 

Орнаментика несёт на себе не только декоративную, но и смысловую нагрузку. Тюльпан,  пришедший из Турции, а не из Голландии как это принято считать, являлся любимым мотивом  при росписи керамики. Данный цветок символизирует жизнь, вечную любовь, совершенство.  Написанное по-арабски слово Аллах в переводе означает тюльпан (турецкое слово «Lâle»), если  читать слово справа–налево. Идеальные цветки должны были быть красными и кинжалообразной  формы, с двумя или тремя заостренными лепестками, с пятнышками, полосками. 

В крымскотатарской орнаментике изображения данных символов трактуются чуть иначе,  но по смыслу очень похоже. Например, роза – символ человека в расцвете сил в своем  жизненном и духовном воплощении – символ женщины-матери, как источника тепла и любви,  добра и милосердия. Тюльпан – символизирует «объяснение в любви» в орнаментики крымских  татар обозначают молодого юношу [5]. 

Фото: Мавиле Харахады

Выводы. Мусульманская архитектура признана самой заметной, оригинальной и  впечатляющей частью культуры ислама. Акъяр Джами — жемчужина мусульманского искусства в  городе Севастополь и Крыма в целом. Уникальное культовое сооружение, в котором гармонично  сочетается несколько крупных архитектурных школ: в экстерьере прослеживаются характерные особенности сирийско-египетской, а в интерьере – османской стили. Отразилось влияние также и  местных, крымских, традиций. Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует  столица Египта, Каир – «центр Вселенной и сад мира», «город тысячи минаретов». Период  правления в Египте Мамлюков (1250-1798) – это расцвет исламского искусства, они обогатили  исламскую архитектуру своими изысками и окончательно определили легко узнаваемый  Восточный стиль. Каирская мечеть Аксункур, более известная под наименованием «Голубая  мечеть», является одним из примеров, в котором отражены характерные особенности египетско-мамлюкского стиля. Названа она так из-за оформления восточной стены молитвенного зала  цветной майоликой с растительным орнаментом, в котором преобладают оттенки голубого и  синего цветов.  

Керамические изразцы активно применялись в декорировании дворцов и мечетей также и в  османской Турции. Изобилие и разнообразие растительных мотивов на изразцах,  использовавшихся для облицовки, можно проследить на таких примерах, как Голубая мечеть  (мечеть Султана Ахмета) и дворец Топкапы. Акъяр джами можно назвать ещё одной «голубой  мечетью», которая дополняет список достопримечательностей Крымского полуострова.  

Список литературы 

1. Исторические улицы и памятники Севастополя: учебное пособие для учащихся средних  школ / сост. В.В. Крестьянников. – Симферополь: Таврия, 1996. – 152 с. 

2. Миллер Ю. Художественная керамика Турции / Ю. Миллер. – Ленинград: Аврора, 1972.  – 184 c. 

3. Фесенко А. Мулла севастопольской мечети. Юсуф Рахимов — представитель духовной  элиты / А. Фесенко // Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы. – 2016. – С.122-127. 4. Шавшин В.Г. Каменная летопись Севастополя / В.Г. Шавшин. – Киев–Севастополь:  ДС-СТРИМ, 2003. – 320 с. 

5. Селеметова А. Т. Значение символики в крымско-татарском орнаменте // Молодой  ученый. — 2016. — №6. – С. 883-887.

6. Севастопольская соборная мечеть (Акъяр Джами). – URL. – http://bibliodvorik12.blogspot.ru/2016/09/blog-post_4.html?m=1 (дата обращения: 12. 02.2018). 

Е.С. КУЗНЕЦОВА-БОНДАРЕНКО, М.А. ХАРАХАДЫ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET