Бескорыстная любовь крымских татар

15.11.20238:39

Восхищен абсолютно иррациональной любовью крымских татар к своей Родине. Сегодня у меня больше причин гордиться ими, чем когда-либо.

С 1944 года они никогда не прекращали попыток вернуться домой. Все эти годы они ехали домой, их выселяли опять, они снова возвращались. Смогли бы так вы? Я, наверное, не смог бы.

Среди моих братьев по крови, славян популярен лозунг: “Мы пришли домой!” Пришли домой? Что они сделали, чтобы прийти домой? 23 года сидели на печи, как сказочный Иванушка-Дурачок, прежде чем пришла российская армия и привела их “домой”. Сколько из них кинули все, чтобы вернуться домой в какой-нибудь Нижний Новгород, где похоронены их деды?

Разве им знакомы чувства крымских татар, которые дважды потеряли все нажитое поколениями прежде чем вернуться в Крым? Разве им понять зачем продавать большой обжитый дом в Узбекистане, чтобы купить тесную двушку в Крыму?

Слабо братьям-славянам продать трехкомнатную квартиру в Крыму и поехать жить в родной русский Магадан или Калугу? Им невдомек, как можно обменять все материальные блага на право жить босяком на родной земле.

Пусть хоть без света и газа во времянке, вырытой чуть ли не голыми руками в холодной февральской земле. Но дома. Где веют родные ветры. Где с ними на одном языке говорит земля. Где даже воздух пахнет иначе. Где им шепчет колыбельную Черное Море.

У индейцев из племени Пьюаллап, в том регионе США, где я сейчас живу, тотемом является рыба форель. Индейцы считают, что произошли от нее. Каждый год форель возвращается вверх по течению для нереста. Большинство форелей гибнет, пытаясь плыть против течения, но они все равно каждый год идут вверх. Это генетика.

И подобное алогичное, претящее всякому здравому смыслу желание крымских татар возвращаться к истокам заложено где-что глубоко в генетике крымских татар. Их бьют, убивают, депортируют, дискриминируют, гоняют, но они с завидным упорством возвращаются назад. Пусть против течения. Но назад. Домой, в Крым.

Только Господу известно, сколько нервов им стоит пережить эту вспышку внезапной межэтнической ненависти в Крыму. Экономика сыпется как карточный домик. На работе, в школе, вузах, ну улице, на рынке им вслед шипят: “скоро уже вас депортируют”. Но они терпят и верят в лучшие времена. “Сабыр” (терпение) – тот краеугольный концепт крымскотатарской культуры, который им позволял вытерпеть самые тяжелые испытания.

В отличие от других жителей Крыма, они родились с сознанием того, что это ИХ родина и другой у них не будет. И потому они, в конце концов, обречены победить.

Максим МИРЕЕВ