Пандемия суицида среди крымских татар

16.08.202117:23

Ему 42. У него двое взрослых детей, но конфликты с супругой, как следствие увлечение наркотическими веществами и алкоголем привели к страшному решению всех проблем.

*****

Ему 68. Он в таком возрасте, когда подобное решение на склоне лет не практикуется. К тому же его знали и уважали в селе, где он исполнял обязанности местного муллы. Но его супруга скончалась, сыновья страдали от пагубных привычек…

*****

Ей 32. У нее муж, с которым они недавно достроили свой уютный и просторный дом, но самое главное – рядом любимые родители и, самое главное, маленькие дети.

*****

Ему 19. Его искали больше месяца. Тяжелее всех бабушке, которая  воспитывала его с 3-х лет. Надежда найти его живым теплилась до последнего.

*****

Ему 23. Недавно семья потеряла отца, но беда не приходит одна. В конце июля он уехал на своем автомобиле, а спустя какое-то время пришла страшная весть.

*****

У них разный возраст, социальный статус, образование, место проживания. Но общее одно – все они свели счеты с жизнью, все были найдены повешенными. И еще: все они крымские татары, и, наверное, в том числе и поэтому каждый представитель нашего народа вместе с их семьями разделяет горечь утраты.

Наряду со всем известной пандемией, в среде крымских татар, кажется, свирепствует еще одна – суицид. Учитывая малочисленность нашего народа, сведения о подобном уходе из жизни распространяется быстро: у кого-то покончил с собой родственник, у кого-то – сосед или знакомый. На фоне двух случаев, потрясших весь крымскотатарский народ, когда были найдены повешенными двое совсем молодых людей, Avdet решил выяснить, в чем причина, к сожалению, участившихся случаев суицида среди крымских татар, и каковы их последствия.

Суицид как побег от проблемы

В поисках (к слову, безуспешных) красивых и убедительных цитат в интернете о самоубийстве, наткнулись на интересную мысль польского сатирика Веслава Брудзиньского, согласно которой самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от самого себя. Зачастую так и случается, что, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, человек считает, что единственным выходом является сведение счетов с жизнью. Наверное, многие в порыве слабости малодушно помышляют о смерти и о том, как бы пожалели те, кто нас обидел, если нас вдруг не станет. Но, во-первых, их вряд ли долго будет мучить совесть, а во-вторых, лучше подумать в  эти моменты о тех, кто останется и всю жизнь будет испытывать боль, вспоминая вас. К тому же, сбежать от проблемы решение далеко не сильного человека. Подумайте об этом, если вдруг вас посещают такие непотребные мысли.

Кстати, совет взрослым: старайтесь при детях или подростках не обсуждать чье-то самоубийство. Наверное, суицид – это именно та тема, от которой нужно оберегать несозревшие умы подрастающего поколения. Эта информация распространяется как вирус и надолго заседает в головах людей.

Психотерапевт Эрисмаль Исмаилова отмечает, что подавляющее большинство суицидентов не хотят самой смерти, а хотят избавления от невыносимой психической боли, которая служит стимулом к совершению суицида. При этом самоубийства, по ее словам, совершают не всегда люди с психическими расстройствами, ведь цель суицида – это найти решение.

«Беспомощность и безнадёжность могут испытывать абсолютно все: как те, кто имеют психические расстройства, так и те, у кого их нет. Мысли о самоубийстве закрадываются у большинства людей, и за этим далеко не всегда нужно искать патологию», – сказала в комментарии Avdet Эрисмаль Исмаилова.

Специалист подчеркивает, что в группе риска находятся подростки и пожилые люди. «Я не понаслышке знаю, что родители подростков не всегда даже в курсе о том, что у их детей есть такие намерения. Также стоит упомянуть, что подростки нередко справляются с неприятными эмоциями через самоповреждения, а родители  даже не видят порезов или каких-то других следов на теле своего ребенка, потому что они их умело скрывают под одеждой», – рассказывает специалист.

При этом, по словам психотерапевта, зачастую проблемы психического характеры из-за стереотипов и мифов остаются нерешенными. А ведь если переступить через необоснованные страхи, уверена доктор Исмаилова, можно было бы сохранить жизни многих людей.

«Все боятся учёта, которого уже давно не существует, или госпитализации в психстационар. Также крымчане боятся обратиться за психиатрической помощью, потому что в маленьких городах и посёлках все друг друга знают, и стыд очень часто мешает вовремя обратиться за крайне необходимой специализированной помощью», – делится опытом наша собеседница.

Однако внимания требуют не только те, кто находится в группе, но и родные тех, кто все же решился на этот отчаянный шаг. Эрисмаль Исмаилова отмечает, что люди, пережившие самоубийство своих близких, часто испытывают чувство стыда и вины за то, что они якобы ответственны за случившееся и не смогли предотвратить трагедию.

«Но это только ещё больше усиливает их боль. Их горе и стыд не позволяют им это обсуждать с другими, чтобы получить столь необходимую поддержку. Родственники однозначно  нуждаются в поддержке. Разделить свой опыт с другими требует от них мужества, но это важнейший шаг, который поможет справиться с этим горем», – считает она.

Самоубийство в исламе

В исламе, как и в других мировых религиях, самоубийство – это не просто неодобряемое, но и запрещенное действие. В комментарии Avdet имам Акмесджитского района Раим Гафаров, ссылаясь на исламских теологов, подчеркнул, что самоубийство входит в число самых больших грехов, следуя сразу за ширком (многобожие). По его словам, раньше в Крыму существовала практика не хоронить самоубийц на кладбищах. Однако, согласно ханафитскому мазхабу, которому следуют крымские татары, деяния (а к ним относится и суицид) и вера – хоть и взаимосвязанные, но разные вещи.

«То есть человек, совершивший плохое деяние, не выходит из религии до тех пор, пока не считает это деяние разрешенным», – говорит Раим-оджа.

Самоубийц хоронят согласно всем предусмотренным в исламе обрядам, проводят дженазе-намазы.

«В исламе считается, что самоубийцы находятся не в себе, когда идут на этот шаг, то есть находящийся в трезвом уме человек никогда на себя руки не наложит. Но судьбу этого человека на том свете решит Аллах, ведь все-таки самоубийство – один из самых тяжких грехов. В проповедях мы все время говорим, что самоубийство, с точки зрения ислама, страшная вещь, и никакая причина не может оправдать суицид», – подчеркивает имам.

Он считает, что причиной суицида чаще всего является отсутствие или утрата смысла жизни и недостаток духовности. По мнению Раима Гафарова, родители, воспитывая своих детей, должны объяснять им, что в жизни все проходящее, смерть не является спасением. «Если есть какие-то проблемы, нужно решать их вместе с родными. К сожалению, сейчас мы живем в таком мире, когда дети предоставлены самим себе, часто находятся во власти интернета. Зачастую случается так, что, живя в одном доме, родственники не знают о проблемах друг друга. В семье так не должно быть. Члены семьи должны поддерживать друг друга, и тогда, возможно, удастся избежать подобных трагедий», – считает священнослужитель.

Он напомнил нашим читателям, что в этой жизни Аллах испытывает нас, и что бы ни происходило, мы должны достойно пройти испытания, награда за которые ждет нас на том свете. Поэтому прежде чем отказаться от самого главного дара от Аллаха, следует хорошо подумать.

Тимур ТАРПАН

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET