Абьюз: к чему приводит домашнее насилие

17.10.202113:47

Эдем и Эдие – к сожалению, идеально здесь только красивое сочетание имен. На днях крымское общество всколыхнула страшная новость: родной отец похитил у бывшей жены и поджег сына. Мама мальчика заявила о домашнем насилии, которое продолжилось и после развода. Разница в возрасте между бывшими супругами составляет 15 лет, вместе они прожили 5 лет. Эдие Девлетова рассказала, что все эти годы ее жизнь была похожа на ад. Девушка пыталась сохранить семью, возвращалась и прощала снова и снова. А в феврале 2021 года она, наконец-то, пересилила страх и решилась на развод. Но разрыв отношений не стал спасением для нее. Напротив, бывший муж стал преследовать ее, шантажировать и угрожать не только ее жизни, но и жизни общих (!) детей. Таким образом, мы все стали свидетелями того, о чем так часто слышим в последнее время, ведь тема абьюза чрезвычайно популярна сегодня.

 С одной стороны, печально, что эта тема актуальна, можно даже сказать, до сих пор актуальна, а с другой – радостно, что эту проблему не замалчивают, как раньше. Не так давно активные представительницы крымскотатарского общества даже провели мероприятие, посвященное этой теме. Но тогда новость об этом прошла как-то мимо. Казалось бы, где крымские татары и где домашнее насилие. Первой причиной неактуальности, к сожалению, не отсутствие абьюза, а общественное мнение. Едва ли крымские татарки осмелятся заявить о насилии со стороны мужа. Как бы современно ни было крымскотатарское общество, патриархальность и консервативность местами душит его.

Жертв не так уж и мало

Хотя с нами не согласны в правозащитной организации «Мерьем кале», которой руководит известная юрист Ленура Енгулатова. По ее словам, крымские татарки ежедневно обращаются в «крепость» за юридической и психологической помощью. Она подробно раскрыла некоторые аспекты психологии домашнего насилия. По мнению юриста, от насилия женщину порой не может спасти даже развод, как это было в семье Девлетовых. При этом, по словам Ленуры-ханум, дети в таких ситуациях становятся рычагами давления на бывшую супругу. Обычно отец настраивает детей против матери, наговаривает на нее, пугая тем, что мать может выйти снова замуж и тогда у детей появится отчим и сводные братья и сестры, которых она будет любить больше. «Угрозы могут получать и ближайшее окружение. Абьюзер может приходить на работу к бывшей супруге и устраивать там выяснение отношений. Бывший муж может систематически подвергать бывшую супругу физическому и сексуализированному насилию», – рассказывает юрист.

Психология абьюза

Когда происходит что-то страшное, всегда кажется, что это может случиться с кем угодно, но не с нами, что абьюзера можно распознать, тем самым обезопасить себя от неверно выбора.

Психология абьюза

Мифы о домашнем насилии разрушает психотерапевт Эрисмаль Исмаилова.

«Многие представляют насилие в семье как противостояние чудовища и его бедной жертвы. Но мучители – вовсе не обязательно монстры с психическими расстройствами, а обычные люди. Такие же, как ваши коллеги, соседи, или прохожие на улице. А на месте жертвы может оказаться кто угодно. Она – просто женщина (любой человек может оказаться на её месте), а он – просто мужчина, пытающийся навязать ей свою власть и жёсткий контроль», – утверждает она.

По словам эксперта, даже самостоятельные и сознательные женщины могут стать жертвами насилия, потому что некоторым абьюзерам доставляет особое удовольствие «ломать сильных и успешных».

Несмотря на то, что специалистам не удалось сформулировать совокупный портрет жертвы абьюза, по информации Эрисмаль Исмаиловой, «домашние тираны вне зависимости от национальной или какой-либо ещё принадлежности, прибегают к ОДИНАКОВЫМ ТЕХНИКАМ ДАВЛЕНИЯ на партнера». Схему, по которой действуют абьюзеры, она сравнила с действиями комендантов северокорейских лагерей, похитителей людей, сутенеров, создатели сект, а также опытные следователи.  «Когда нужно подчинить чью-либо волю и разум, то вовсе не обязательно прибегать к физическому насилию. Самое главное — это создать атмосферу постоянной опасности, чтобы убедить жертву во всесилии «обидчика», уверить её, что сопротивление бесполезно, а её жизнь полностью зависит только от того, насколько она сможет ЗАВОЕВАТЬ БЛАГОСКЛОННОСТЬ И ПРОЯВИТЬ АБСОЛЮТНУЮ ПОКОРНОСТЬ», – считает психотерапевт.

Следуя приведенным специалистом фактам, абьюз – это не всегда физическое насилие. Абьюзеры часто оказывают психологическое воздействие на жертву, «работает» над тем, чтобы женщина лишилась свободы выбора и потеряла себя.

При этом уход от обидчика не всегда спасание, даже, наоборот, самый опасный момент, ведь жертвам насилия приходится преодолевать не столько психологические, сколько социальные препятствия. Эрисмаль Исмаилова верно подметила, что традиционная система урегулирования семейных конфликтов перекладывает именно на пострадавших(на женщин) ответственность за собственную безопасность и требует, чтобы она, подвергаясь дополнительному риску, как-то самостоятельно уладила ситуацию. Принято считать, что женщина провоцирует своего мучителя.

Но самое страшное это то, что родные абьюзера защищают и выгораживают его. Так случилось и в семье Девлетовых. Родственники мужчины заявили, что случившееся – несчастный случай. Более того, как утверждает Эдие Девлетова, они более суток скрывали состояние ребенка и не связывались с ней. Кстати, она сама предала данный случай огласке и привлекла внимание к своей трагедии, иначе этот инцидент действительно был бы назван несчастным случаем, и абьюзер в очередной раз избежал бы наказания. В завершении хочется думать, что история этой молодой и красивой девушки станет поучительной для других жертв домашнего насилия, и в нашем, крымскотатарском, обществе эта тема не будет замалчиваться и избегаться, а изверг, называемый отцом, понесет соответствующее наказание и не посмеет больше вернуться к старому.

Тимур ТАРПАН

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET