Из истории семьи Лагаевых

10.01.202218:49

Слева направо Осман, Эмине, Умер Лагаевы

Когда началась война, мы жили в Карасубазаре по ул. Луначарского 44. Мой отец Лагаев Умер Куртдеде был директором нефтебазы. В июле 1941 г. их военная часть находилась в Керчи. К сожалению, я этого точно не знаю. В октябре фашисты захватили Крым. Но в Керчи боевые действия продолжались до мая 1942 г.

Когда отец ушел на фронт, мать, взяв нас с братом с собой, переехала в д. Сюйрю-Таш (под Бахчисараем, ред.), где жил дедушка и откуда был родом отец. В конце февраля 1942 г. среди ночи к нам постучали в дверь. Мы испугались, подумав, что это немецкие солдаты. Но когда мать открыла дверь, увидела на пороге отца. Тогда мы, дети, не поняли смысл их разговора.

В тяжелых боях под Керчью часть, в которой служил отец и еще несколько частей были захвачены в плен фашистами. Среди них был и мой отец. Пленных пешими гнали в сторону Севастополя, и часть пленных сумела сбежать. Среди них был и наш отец. Они хотели скрыто вернуться в Керчь, но им это не удалось сделать. В дальнейшем беглецы, скрываясь днем в домах у людей, ночью пробирались по направлению лесов под Симферополем и Бахчисараем. В лесу, объединившись с другими группами стали двигаться в сторону Севастополя.

Оказавшись вблизи родной деревни Сюйрю-Таш, отец, желая повидаться с родными, пришел в отцовский дом. Дом дедушки находился рядом с лесом. По-видимому, напарники отца ждали его в лесу. По прошествии 4-5 дней один из напарников отца по имени или Алексей, или Александр ночью пришел в дом. Они долго с отцом о чем-то беседовали.

Но отцу не удалось вернуться в лес. В ту же ночь отца и его брата Лагаева Османа Куртдеде схватили немцы и посадили их в тюрьму. Мы слышали, что их в тюрьме мучили и требовали какие-то сведения. Не добившись от них ответа, фашисты расстреляли их в местечке Сары-Дере. Это произошло в марте 1942 г. А в марте 1944 г. фашисты арестовали и мою мать Эмине Лагаеву.

Маму вместе с другими пленными вначале держали в тюрьме Бахчисарая, а потом перевели в концлагерь “Красный совхоз” под Симферополем. Когда же фашисты поспешно отступали, они расстреляли много людей. Среди расстрелянных была и моя мать.

Потом мы узнали, что мама была связана с партизанами. Конечно, мы были маленькими и нам ничего не рассказывали. Однако, в нашем доме велись разговоры о новостях с фронта, приносились тайно отпечатанные газеты. Когда я сделала запрос в Отдел внутренних дел Бахчисарая, мне ответили, что архив не сохранился и сведений об отце и матери дать не можем.

У моей матери, Эмине Лагаевой были два брата. Абдураман Сеитджелилов был моряком. Он был взят в плен раненым в г. Херсоне. Брат бежит с плена, но фашисты ловят его и сажают в ледяную камеру и в дальнейшем расстреливают.

Второй брат матери Бекир Сеитджелилов участвовал в боях под Сталинградом и Ленинградом. В данное время (1980-е годы. ред.) проживает в г. Николаеве. Имя Эмине Лагаевой увековечена на мемориале в п. Мирное под Симферополем. На обелиске в списке имеется ее имя и фамилия. Судьба же двух других братьев по-прежнему не ясна. 

Материал подготовлен на основе статьи из газеты ”Ленин Байрагъы” датируется приблизительно 1984 г.

Подготовил материал и перевел статью с крымскотатарского Энвер МУРАТ

Лагаев Осман Куртдеде
Лагаев Умер Куртдеде

Материал подготовлен на основе статьи из газеты ”Ленин байрагъы”, датируется приблизительно 1984 г.
Подготовил материал и перевел статью с крымскотатарского Энвер МУРАТ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET