Ханский дворец. Посредственность оправдывает вандализм

10.02.202220:17

Даже сильнейшее землетрясение 11 сентября 1927 года (силой 8-9 баллов) не повредило стены Свитского корпуса. Что же произошло?

Когда сегодня я вел съемки, на аварийном участке Свитского корпуса Ханского дворца, подъехала бригада из канала Крым-24 и ТВ КОТ. Коротко суть их репортажа сводится к тому, что – Вот де 20 лет Украина ничего не делала, и такой результат. Типа: к Свитскому корпусу рука «реставраторов» еще не притрагивалась, и он сам обрушается. Усердно записывая слова то ли музейного начальника, то ли подрядчика, которого притащили с собой крымские пропагандисты. Так что ждите очередную порцию выдумок – о героях реставрации.

В чем же проблема аварийной ситуации, которая так резонансно и «неожиданно» вдруг проявилось на Свитском корпусе? И почему именно угол здания со стороны Большой Ханской мечети и Чурук-Су и далее вся северная стена корпуса стала разрушаться? И только ли на Свитском корпусе эти проблемы?

Проблемы… проблемы, собственно, именно в фатальной инженерной безграмотности фирм однодневок, начиная с проектировщиков, кончая исполнителями, которых власть нанимает. У этих фирм лицензии в лучшим случае на 2-3 года. У многих, Ханский, первый объект реставрации.

Отмечу еще раз, что на объектах Ханского дворца в большинстве работают гастарбайтеры. Проектные работы и соответственно авторский надзор ведут фирмы, до 2014 года никому не известные. И вот этому результат. Я уже не говорю об уничтоженных артефактах и элементов культурного наследия. Поговорим о низком уровне принимаемых инженерных решений.

Первое. Работы на Ханском дворце начались без основательных научных изысканий. В зиму 2017 года. По так называемому проекту Первоочередных противоаварийных работ. Врали что вот-вот крыша мечети обрушится. На деле весьма вероятно быстрыми темпами осваивали средства. (Смотри ссылку на фиксацию кровли ханской Мечети, 2015 г. https://www.facebook.com/…/30174…/posts/301769357332205/)

Второе. На объекте до 2020 года не было комплексной экспертизы. И в данный момент, у меня большие сомнения в том, что Комплексная экспертиза проекта реставрации всего Ханского дворца, как единого объекта, проведена.

Третье. Утверждение подрядчика о том, что Свитский корпус не имел фундамента, это очередная ложь. Иначе здание не простояло бы 300 лет. Просто бутовый фундамент под воздействием эрозии, рассыпался в труху.Напомню, даже сильнейшее землетрясение 11 сентября 1927 года не повредило стены этого здания. А потому причины надо искать в серии инженерных ошибок еще в начале 2017 года. Кроме того это заявление обнажает еще одну проблему, которую я отметил выше — предварительные научные изыскания на объекте не велись. Что противоречит декларации ЮНЕСКО.

Четвертое. Поговорим о чисто инженерных решениях. И для этого вернемся к 2017 год. (смотри Ссылку https://www.facebook.com/edem.dudakov/posts/1579802285473968

1) Когда в зиму 2017 года начали сносить крышу Ханской Мечети, не установив защитный навес, я не раз предупреждал в своих репортажах и интервью, что пленка, которую они натянули над Большой Мечетью не защитит стены, конструкции, а главное основание здания. (Ссылка: https://www.facebook.com/edem.dudakov/posts/1441527735968091)

Уже к концу 2019 года, после завершения работ на кровле, вся Мечеть покрылась микротрещинами. А восточный минарет и восточная галерея Мечети, практически находились в аварийном состоянии. В мечеть сейчас допуск запрещен именно поэтому. Более того, напомню, до настоящего времени не начаты отделочные работы. Хотя обещали их завершить к 2020 году. Причина все таже, трещины развиваются по следующим причинам:

А) Здание мечети перегружено бетонными поясами и балками. В старину применяли легкий раствор хорасан  (а не бетон), о котором нынешние «реставраторы» понятия не имеют.

Б) Осадка основания здания из-за проникновения осадков.

— На последнем пункте остановимся: Свитский корпус и здание Большой Ханской Мечети находятся рядом. Когда вскрыли зимой 2017 года крышу Мечети, вода проникла и под основание Свитского корпуса. Именно в северо-восточный угол корпуса, где находится кабинет Мартынюка (гендиректор). К этому стоит добавить, что древняя дренажная система вокруг Мечети и Корпуса давно забиты.

Вывод: Если бы, как и положено, археологические работы начали до реставрационных работ, построили бы навес, многих вопросов можно было бы теперь избежать. Но, по обыкновению, гнали аврал.

2) Безграмотное углубление русла реки Чурук-су у ханского дворца.

Эти работы, следовало вести, опять же, после археологических работ. И летом. Причем, работы по углублению русла следовало начинать ниже по течению реки, где-то в районе «Керосинки» (300–500 метров ниже по течению от Ханской пекарни) и двигаться наверх. А не наоборот. Углублять же русло стали с моста в районе Сары-гуль Хаммам. В результате этих работ ниже по течению образовалась естественная природная дамба. (Ссылка: https://www.facebook.com/…/30174…/posts/914991216010013/).

Вода скопилась и перед Дворцом образовалась заводь. Как-то пытались отвести скапливающую воду насосами. Но осенние ливни 2020 были относительно сильны. Уровень воды не уменьшался. Подмокшее ранее (от разбора кровли Мечети) основание угла Свитского корпуса, дополнительно впитало воду от образовавшегося водоема. В результате, осадка и деформация основания корпуса и мечети усилились.

3) К тому же, опять по традиции, при первых обнаруженных трещинах на северной стене, где-то 2 недели назад начали вскрывать отмостку по всему северному фасаду (очевидно, что бы узнать, что происходит с фундаментными камнями) здания. Опять же осадки – снег, дождь.
Это вскрытие показала, кстати, что уже, как минимум года 3 началась эрозия известнякового камня основания, о чем мы не раз предупреждали. Таким образом, аварийной ситуации способствовала серия безграмотных инженерных решений.

И наконец, последнее. Меня могут упрекнуть, что русло реки углубили до ее исторической глубины. Это правда. Но не вся. С инженерной точки зрение, такое резкое понижение уровня грунтовых вод (что произошло после углубления русла) более опасно, чем 100-летнее заиливание Чурук-Су.

Попробую объяснить: Более 100 лет, практически после аннексии, русло реки, не углублялось до своего исторического уровня. Основание зданий устоялось в той среде (более 100лет), с высоким уровнем грунтовых вод. Резкое понижение уровня грунтовых вод в средневековых строениях, по сути, 16–17 вв., очень опасны. Образно говоря, опустившись, вода унесла за собой крупицы грунта. В основании зданий, образовались пустоты, способствующие дополнительному проседанию бутовых фундаментов. А значит, эти работы на русле реки нужно было вести не авральными методами в конце года, зимой, чтобы освоить средства, а вести очень осторожно, предварительно сделав шурфы. И самое главное – летом. Когда нет осадков. Предварительно установив защитные конструкции. Научно обосновать, принятые инженерные решения. Чего в который раз, НЕ БЫЛО СДЕЛАНО.

Это моё мнение. И оно основано на 30-летнем опыте в строительстве. А также непосредственной работе на объектах Ханского дворца. Наконец, мы все видели, как вели турки реставрацию на Зынджирлы медресе.

У нынешних строителей, даже нет культуры производства. Обратите внимания фото с кучами мусора, грязи вокруг объекта.

Конечно же, нужно провести детальную экспертизу случившемуся. И после этого комплексного изучения проблемы, делать окончательные выводы. А главное – надо прекратить эту порочную практику привлечения к работам фирм однодневок, некомпетентных и гастарбайтеров. Однако, боюсь, что проблему в очередной раз заговорят, соврут, чтобы спасти лицо.

Напоследок, особо хочу отметить гнусную и трусливую работу «главного архитектора» Ханского дворца – Рустема Умерова. Уверен, история даст свою оценку его трусости, молчание, и потворство этому вандализму. Хочу напомнить, этим проходимцам и посредственности: Усеин Боданинский жизнь отдал за Ханский дворец. А Мария Кустова и архитектор Лапушинская, многие другие, до конца дней своих защищали, спасали это культурное наследие крымскотатарского народа.

Эдем ДУДАКОВ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET