Значимая веха в истории. Решат Джемилев

10.06.202216:09

6 июня 1969 года, на второй день Международного совещания коммунистических и рабочих партий, в центре Москвы, на площади Маяковского, прошла демонстрация крымских татар. Это событие стало значимой вехой в истории крымскотатарского национального движения.

Акция эта, конечно, была неслучайной… Весной 1968, вскоре после Указа Президиума Верховного Совета от 5 сентября 1967 года, согласно которому крымские татары якобы могли жить на родине, Решат Джемилев, как и многие его соотечественники – крымские татары , предприняли неудачную попытку переселиться в Крым.

В это время Решат познакомился и сблизился с московскими правозащитниками Петром Григоренко, Павлом Литвиновым, Петром Якиром. 25 августа 1968 года по просьбе Григоренко Джемилев наблюдал в Москве на Красной площади за ходом демонстрации семерых диссидентов, протестовавших против ввода советских войск в Чехословакию. Протест героев-одиночек, выступивших «за вашу и нашу свободу», вдохновил активистов крымскотатарского национального движения…

Демонстрация 6 июня 1969 года в Москве

В демонстрации на площади Маяковского 6 июня 1969 года приняли участие Решат Джемилев, Айдер Зейтуллаев, Зампира Асанова, Энвер Аметов, Ибраим Холапов и дочь правозащитника Петра Якира Ирина.

В 12 часов 15 минут около памятника Маяковскому участники акции развернули лозунги: «Коммунисты, верните Крым крымским татарам», «Прекратить гонения на крымских татар», «Свободу генералу Григоренко». На последнем плакате была фотография Петра Григоренко, арестованного за месяц до этого в Ташкенте.

Через несколько минут демонстранты были задержаны и доставлены на Петровку, 38, где их допрашивали следователи УМВД Москвы. Все задержанные в сопровождении работников милиции и КГБ были отправлены из Москвы по месту жительства. Участникам демонстрации удалось избежать ареста из-за проходившего Международного совещания коммунистов.

Позднее Решат Джемилев напишет: «Я не сомневался в том, что советская власть не простит нам столь дерзкую акцию… Мы выразили открыто перед миром лживость ее политики, которая игнорирует не только международные соглашения, принятые и ратифицированные ею по правам человека и народов, но и Конституцией собственного государства… Нас вывезли на периферию, чтобы расправиться там, без шума, после окончания их форума… Я абсолютно не сомневался в том, что в скором будущем меня арестуют». Решат Джемилев оказался прав, правда, случилось это несколько позже…

А в мае 1970 он вернулся в Узбекистан, работал строителем в поселке Аккурган под Ташкентом. 12 июля 1972 года у Решата Джемилева был произведен очередной обыск, в ходе которого были изъяты документы национального движения, а спустя три месяца он был арестован. Следствие закончилось обвинением в составлении документов, «порочащих советский государственный строй и в нарушении общественного порядка», участии в демонстрации 6 июня 1969 года на площади Маяковского.

Суд над Решатом Джемилевым состоялся 12 апреля 1973 года втайне от родственников и друзей обвиняемого. Джемилев, отказавшись от адвоката, заявил отвод суду, ссылаясь на предвзятое расследование и несправедливые приговоры Ташкентского облсуда в делах крымских татар. Отвод не был принят, и Джемилев отказался давать показания. Приговор Ташкентского областного суда – 3 года лишения свободы. Срок отбывал в лагере в Красноярском крае.

Решат Джемилев и Мустафа Джемилев

11 октября 1975  Решат Джемилев вышел на свободу. И… практически сразу же вылетел в Москву организовать кампанию в поддержку Мустафы Джемилева, в отношении которого готовился очередной судебный процесс. Вместе с Петром Григоренко Решат Джемилев провел несколько пресс-конференций для западных журналистов; подписал совместно с Андреем Сахаровым и Петром Григоренко письмо в ООН с просьбой провести гласное расследование дела Мустафы Джемилева, собирал подписи в его защиту в Крыму, в Херсонской области, в Краснодарском крае.

Разумеется, такого рода деятельность Решата Джемилева не осталась без внимания органов.

10 февраля 1978 года в ташкентском тресте «Узоргтехстрой», где он работал, было проведено собрание руководящего состава с докладом на тему «Воспитание кадров в духе социалистического патриотизма».

Докладчик после общих рассуждений сказал, что в СССР есть диссиденты – Сахаров, Григоренко и другие, ведущие враждебную деятельность, и в число их друзей входит Решат Джемилев, давно уже занимающийся распространением клеветнических измышлений.

Докладчик сообщил, что 28 ноября 1977 года Решат Джемилев выступил на пресс-конференции в Москве, где говорил, что крымскотатарский народ подвергается геноциду. Собранию была предложена резолюция, в которой говорилось, что Джемилев не представляет крымскотатарский народ, выступает с клеветой, что он был за это наказан, но «ничего не понял» и продолжает «антисоветскую» деятельность.

Впрочем, все эти «прорабатывания» и «пропесочивания» не остановили Решата Джемилева. В 1978 он неоднократно выступал с открытыми письмами – к королю Саудовской Аравии с призывом спасти Мустафу Джемилева, который в то время находился в лагере; а в июле 1978 с рассказом о самосожжении Мусы Мамута в письме к трехкратному чемпиону мира боксеру Мохаммеду Али.

Между тем 4 апреля 1979 года после очередного обыска Решат Джемилев был арестован вновь. В декабре 1979 года Ташкентский городской суд приговорил его к 3 годам лишения свободы. Срок отбывал в уголовном лагере Норильска, где неоднократно водворялся в штрафной изолятор. Вышел на свободу 3 апреля 1982.

Айше Сеитмуратова

​«За что же преследуют власти Решата Джемилева и вообще крымскотатарский народ в СССР?  За то, что крымские татары не хотят быть заживо погребенными. За то, что они хотят отстоять свое национальное существование – быть теми, кто мы есть – крымскими татарами.  Жить и трудиться у себя на родине, в Крыму, где в трагическую ночь 18-го мая 44-го года весь крымскотатарский народ был ограблен и откуда выслан в Среднюю Азию и на Урал, где невыносимые условия жизни и спецкомендантский режим только за первые полтора года привели к гибели 46,2 процента крымских татар», – такими словами ознаменовала Айше Сеитмуратова выход Решата Джемилева из лагеря в передаче по «Радио Свобода».

Осенью 1983 года, узнав об очередном аресте Мустафы Джемилева, Решат Джемилев начал сбор подписей под письмом с требованием его освобождения. В 1986м, когда в отношении Мустафы было возбуждено уголовное дело с целью продлить ему срок заключения, он вновь организовал кампанию в его поддержку с участием представителей крымскотатарской диаспоры в США.

Активисты движения (слева направо): Решат Джемилев, Ульвие Аблаева, Шефика Консул и Риза Абдуллаев на празднике Дервиза, Крымск (1988)

До 1987 Решат Джемилев участвовал в организации Всесоюзных встреч членов инициативных групп в Ташкенте, подготовке документов движения; вошел в состав крымскотатарской делегации, побывавшей на приеме в Кремле в 1987 году.

В 1989 году он впервые выехал за границу, выступал на Всемирной конференции по проблемам ислама, проходившей в Нью-Йорке. Вернулся в Крым в начале 1990-х.

Решат Джемилев в гостях у Александра Лавута. 1992 год. Фото Ивана Ковалева

Тридцать лет назад, в последнем слове на судебном процессе, Решат Джемилев произнес слова: «Придет время, когда крымские татары вернутся на Родину своих предков. Сознание общественности пробуждается не в пользу деспотов, и чем дальше, тем больше становится людей, поддерживающих стремления нашего народа».

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET