Фильм «Мюптеля» показал крымскотатарского дельца

18.08.20221:36

Современная картина крымскотатарского общества достаточно пёстрая – нет области, в которой не было бы представителей нашего народа. И это понятно: наши предки никогда не экономили на образование своих чад, всегда с большим энтузиазмом вкладывали в образование, воспитание. Не зря ещё в начале 15 века в Салачике хан Менгли Герай построил средневековый университет и обязал всех поклоняться знаниям, повесив на входе цепь.

С тех пор прошло больше пяти веков. Народ пережил сложные времена, которые наложили серьёзный отпечаток на его ДНК. Сформировавшись в Крыму, он питался от корней многих народов, ветвился с разными народами и то, что мы сегодня называем крымскотатарским народом, – это такой симбиоз, оформлявшийся на протяжении тысяч лет!

Но для всех этих корней и ветвей, для наших предков Крым, его земля – это бесценный дар Аллаха,  был, есть и будет нашей святой Родиной, из-за которой, идёт вечная борьба, нескончаемая война, его всегда захватывают, отбирают, сдают и продают, а в последние годы и перепродают!

Сколько себя помню, а я ребёнок, рождённый в середине 80-х, как раз в тот момент, когда уже вовсю набирала обороты идея возвращения в Крым, родители и более старшее поколение были постоянно одержимы одним вопросом – вопросом возвращения на Родину.

Вообще, одержимость свойственна нашему народу. Если что-то решит, то, не добившись поставленной цели, никогда не останавливается, ни перед чем!

Только современные тенденции, которые властвуют в мире, а это получение выгоды, сверхвыгоды, прибыли и сверхприбыли, жажда наживы захватила умы людей многих представителей человечества. Деньги стали «эверестом» современного мира.

К сожалению, не исключение и наш народ. Он болен почти всеми болезнями современности от коронавируса и СПИДа до алчности.

Но эти болезни не просто убивают тело представителей нашего народа, они морально растлевают сознание его молодого поколения, нивелируют фундаментальные народообразующие ценности, проникая в его культурную ДНК и разрушая ее.

Всё, что когда-то казалось само собой разумеющимся, не требующим доказательств, аксиомой, вдруг после возвращения нашего народа на историческую родину стало анахронизмом. Говорить на родном языке – не модно: «Ты чё, старик што ли?!»

Сдавать  престарелых родственников в приюты – пожалуйста! Выходить замуж за представителей других национальностей – тоже есть, крещённые, стриженные, нетрадиционно ориентированные, уехавшие, бросив родину, – есть всякие!

Но как-то незаметно нашлись дельцы, которые начали торговать самым ценным – землёй – наследием предков, лишая будущие поколения нашего народа принадлежащего им по праву! 

Вот основной конфликт фильма «Мюптеля», на закрытом показе которого мне представилась возможность побывать.

Я бы не сказал, что сюжет фильма лихо закручен, он скорее предсказуем, но от этого-то и становится жутко. Что мы знаем, куда всё катится.

На мой взгляд, автор сценария он же и режиссёр-постановщик известная в нашем народе, своими спектаклями, миниатюрами и т.д. творческая личность, актёр и режиссёр Эльмар Аблаев, сумел блестяще справиться с поставленной задачей и за двадцать минут представить нам модель современного крымскотатарского общества, с его многими за и против, с его проблемами и достижениями.

Люди одной семьи, одной крови бабушка (Зарема Трасинова) и внук (Арсен Джемилев) являются антагонистами, сторонами конфликта. Старое и новое. Традиционные ценности и ценности современные. Отцы и дети в миниатюре.

Автор ведёт своего главного героя Эрнеста через перипетии сюжета,  в ходе которого он всё дальше уходит от истоков, от фундамента, от своего базиса, но, придя к источнику, а вода, как мы знаем из нашей мифологии, в нашей культуре имеет большое смысловое значение; после совершения омовения, сознание начинает возвращаться к Эрнесту, и к нему приходит осознание его самости, его идентичности. Как пелена сошла с его глаз, он как протрезвел, от этого дурмана, в котором жил всё это время.  Эрнест решает вновь обрести себя, вспомнив кто он! Не оставаясь манкуртом, лишённым прошлого, он смело и усилием воли принимает решение и совершает поступок. Поворачивает обратно. Не идёт на преступление, на сделку с совестью, с памятью.

Всё ново в этом проекте от авторского и режиссёрского языка, которым автор рассказал этот нарратив, до картинки (операторская работа) Дамир Якубов, прекрасной, очень органично вплетённой в ткань фильма музыки композитора Усеина Бекирова. Эта постмодерновая музыка на основе народных крымскотатарских мелодий звучит очень элегантно и современно.

Зрительные образы художника-постановщика Сергея Гавриленкова создали прекрасный контраст двух миров: лубочный мир крымскотатарского быта, в котором живёт бабушка главного героя, уверенный, стабильный, устойчивый и контрастный — вступающий в конфликт с этой доминантой мир Эрнеста, кричащий, вульгарный, сиюминутно меняющийся  и неустойчивый.

Каст. Наверное, одним из самых удачных аспектов, о которых хочется сказать в этом обзоре, – это каст, лист.

Главный герой – Эрнест, которого исполнил актёр Крымского, в прошлом украинского, а ныне музыкального театра, как мне удалось выяснить, выпускник Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого — Арсен Джемилев – очень удачный выбор. Актёр органичен, обаятелен, образ, созданный Арсеном, имеет свою парадигму развития и преображения. Мы застаём героя в момент начала действия фильма одним человеком, но с наступлением рассвета следующего дня перед нами уже как будто другой человек, переживший в эту ночь свои страхи и поборовший в себе страсти; очистившийся, если можно так сказать, от скверны. Образ получился ёмкий и цельный, несмотря на формат короткого метра.

Бабушка – известная крымскотатарская художница – Зарема Трасинова. Существуют люди, аура которых способна производить завораживающий, захватывающий и очаровывающий эффект. Зарема-ханум относится именно к таким личностям. Те краски, обертоны голоса, та личная атмосфера, которую она привнесла в картину, сложно передаваема словами, она ощущается каждой клеточкой зрителя и воздействует на его подсознание. Можно привести нескончаемое количество эпитетов о том, кто такая бабушка в этой картине: мудрость, душа, совесть,  связь с прошлым, надежда на будущее, бабушка – это простота, это атмосфера уюта, воплощение не проходящих истин – и всё это чувствуется во взгляде, интонации и молчании Заремы-ханум. Ей веришь, на неё хочется смотреть, слушать и ещё долго оставаться погружённым в атмосферу этого бесконечного обаяния и мудрости.

Мальчик – Эрнест в молодости,  соседки на поминках-дуа, гости в клубе, исполнитель и композитор Арсен Османов в роли собирательного образа какого-то всекавказского певца Маги Джанбороева, мужчина в деревне, который умолял Эрнеста, пытался из последних сил остановить его от продажи своего фамильного клочка земли – каждый  из этих типичных персонажей, взятых из нашей жизни, проживающих  рядом с нами людей, не придуманы, они как шагнувшие из реальной жизни прямо в кадр фильма наши люди.

Несколько слов о мероприятии закрытого показа.

Мне перво-наперво хочется поблагодарить продюсера фильма, руководителя  CANLI production,  известную крымскотатарскую журналистку Наджие Феми за смелость. За потрясающее умение находить сложные задачи и с блеском справляться с ними. Реализация творческого проекта – создание хоть и короткометражного, но действительно художественного фильма «Мюптеля» требовало от неё незаурядных талантов и способностей. Но всё по плечу этой с виду хрупкой, мягкой,  но внутренне сильной и целеустремлённой девушке, даже столь сложная и очень ответственная роль продюсера фильмопроизводства. Наджие-ханум, на мой взгляд, справилась с ней превосходно. Она «не играла роль продюсера», была им. Также все присутствующие на закрытом премьерном показе фильма увидели разницу в мероприятиях, которые стали нормой в нашем сообществе. Это мероприятие было особенным – dress code,  особенная ламповая атмосфера – всё это наполняло присутствующих жизненной силой и желанием жить. Как фильм Мюптеля исполнен жизнеутверждающим и гуманистическим смыслом, так и само мероприятие премьеры было наполнено идеей объединения и сплочения соотечественников.

Спасибо. Вы меня убедили!

Желаю  Наджие Феми, команде CANLI-production,  Эльмару Аблаеву дальнейшего плодотворного творческого сотрудничества.

Дерзайте, у вас всё получилось, получится ещё!

Энвер УЗУНДЖИ

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET