Ордынская мечеть в Эски-Сарае

29.11.202210:04

Мечеть в Эски-Сарае, западная стена

Неподалеку от южной окраины Симферополя расположено примечательное сооружение: Эски-Сарайская мечеть. Возвышаясь на краю широкого поля, она хорошо заметна с проходящей неподалеку Ялтинской трассы. Этот памятник архитектуры широко известен, но в то же время крайне загадочен. Об этой мечети не сохранилось никакой достоверной исторической информации, здесь не проводилось планомерных археологических исследований. Как утверждают разнообразные путеводители и туристические веб-сайты, старая мечеть – это последнее, что осталось то ли от дворца калга-султанов, то ли от ханского монетного двора. Что же представляет собой этот памятник на самом деле?

Древняя постройка до сих пор способна впечатлить при близком осмотре. Здание выглядит как массивный куб почти десятиметровой высоты. Мечеть полуразрушена, но ее мощные стены, свыше метра толщиной, все еще сохраняют немалый запас прочности. В каждой стене пробито по пять окон: два прямоугольных, два стрельчатых и одно круглое окошко вверху. Возле северо-западного угла мечети заметны следы фундамента: тут когда-то стоял минарет. А над самым входом в здание – пустая ниша, где в прошлом, несомненно, стояла закладная плита. На таких плитах обычно высекали год постройки и имя человека, на чьи средства (или в правление которого) было возведено здание. Если бы эта плита сохранилась – многие загадки Эски-Сарайской мечети были бы разрешены. Но, к сожалению, эти сведения утеряны, и выводы об истории мечети нам приходится делать по косвенным данным.

23_04_2015_vostok  Мечеть в Эски-Сарае, восточная стена

Первое, что замечаешь, войдя в заброшенное здание, – это михраб. Он сильно закопчен кострами, что разводили прямо в михрабной нише сельские хулиганы, но сквозь сажу проступают грани искусно вырезанного геометрического орнамента. Над михрабом и по всей внутренней поверхности стен заметны ряды выемок со следами брусьев – это следы деревянных балкончиков верхнего яруса мечети, на котором молились женщины. А если взглянуть прямо вверх, нам откроется почти идеально ровный круг синего неба на месте давно обвалившегося купола. На полу мечети там и здесь лежат серые камни, из которых этот купол когда-то был сложен. В отличие от стен, выстроенных из желтого песчаника, кровля мечети была выполнена из туфа: легкого пористого камня, похожего на окаменевшую пену. Такой материал позволял соорудить широкий, но очень легкий купол (правда, как показало время, он оказался гораздо менее прочным, чем стены).

23_04_2015_kupol

Обрушенный купол мечети в Эски-Сарае

Снаружи к восточной стене примыкают остатки небольшой пристройки. Она тоже имела и туфовый купол, и михраб, поскольку тоже являлась мечетью – хотя и совсем крошечной. При этом прямого прохода между двумя мечетями нет. Для чего же предназначалась эта вторая, малая мечеть? Точных сведений не сохранилось, но можно предположить, что большая мечеть служила для всего населения округи, тогда как малая была устроена при каком-нибудь закрытом религиозном заведении: например, медресе или текие при основной мечети. Подобные примеры известны в восточной архитектуре.

Здесь мы вплотную подходим к вопросу: когда было возведено это загадочное здание? Обычно при таком дефиците информации, как в нашем случае, историки ищут аналогичные сооружения, тщательно сравнивают малоизученный памятник с похожими на него – и это позволяет делать те или иные выводы. Увы, таких аналогий для сравнения мы сегодня лишены. Ныне в Крыму уже нет мечетей, похожих на Эски-Сарайскую, хотя еще в середине 20 века они существовали. В прошлых статьях я упоминал о двух мечетях ордынской эпохи в восточнокрымских селах Колеч и Карагоз (Новопокровка и Первомайское Кировского р-на). Как показывают старые рисунки и фотографии, по своей архитектуре они очень близко напоминали Эски-Сарайскую мечеть. К сожалению, обе эти постройки в 1950-е годы были стерты с лица земли. Тем не менее, сходство зданий подсказывает, что Эски-Сарайская мечеть принадлежит к ордынскому архитектурному наследию и, стало быть, является одной из самых старых мечетей на всем полуострове. Данных о точной дате ее строительства нет. Но можно предполагать, что по своему возрасту это здание едва ли намного моложе семисотлетней мечети в Старом Крыму, возведенной при ордынском хане Узбеке.

Нехватка информации порой заставляет историка анализировать даже легенды: не содержится ли и в них крупица истины? Что могут сказать нам, например, тиражируемые в текстах для туристов предания о султанском дворце и монетном дворе?

Как ни занимательна версия о дворце калга-султана (как известно, в Крымском ханстве этот титул считался следующим по старшинству после хана), исторически достоверной ее признать нельзя. Ведь мечеть была возведена в ордынское время, когда еще не существовало ни калга-султанов, ни крымских ханов. Полуостровом в те времена правили эмиры, назначавшиеся ордынскими ханами, и резиденцией крымских эмиров была не долина Салгира, а город Кырым (нынешний Старый Крым). Что же касается калга-султанского дворца, то его былое месторасположение известно: он стоял у выхода из ущелья, которое сейчас в Симферополе именуется Петровской балкой. Откуда же тогда взялись предания о калга-султанской резиденции в Эски-Сарае? Вероятно, они берут свое начало в названии села, в котором стоит мечеть: Эски-Сарай («Старый дворец»). Но вот о каком дворце тут идет речь?

В наши дни Эски-Сарай представляет собой лишь несколько дворов у склона холма по соседству с мечетью. Он даже не считается отдельным населенным пунктом, давно уже будучи включенным в состав большого села Пионерское (Джолман). Однако в прошлом Эски-Сарай являлся самостоятельным поселением и в кампанию сталинских переименований даже получил отдельное название: «Монетное».

По описаниям путешественников 19 века, в их времена в Эски-Сарае, помимо мечети, можно было различить следы и еще одного старинного сооружения. Это был широкий двор с остатками стен вокруг него и каких-то строений посередине. А по углам двора возвышались четыре высоких квадратных башни. В наше время увидеть эти руины куда труднее. Большая их часть давно разобрана на стройматериалы, а то, что осталось, теряется среди зарослей и садов на задворках частных домовладений. В свое время мне удалось попасть в эти дворы и осмотреть сохранившиеся развалины. От них остался участок стены, сложенный, как и мечеть, из желтого песчаника. Посередине стены идут отверстия для деревянных балок. Эти руины сразу напомнили мне об остатках другого сооружения: каравансарая Таш-Хан в Старом Крыму. Там тоже сохранилась высокая каменная ограда широкого двора с отверстиями для настила второго этажа, а главное – там сохранились фундаменты башен!

Кажется, картина проясняется. Ведь известно, что дворцы в Крыму не строили наподобие европейских замков, с башнями по углам. Зато именно таким образом сооружали караван-сараи – постоялые дворы для торговцев, где склады для товаров соседствовали с «гостиничными номерами» для купцов. Для защиты от грабителей и на случай военной угрозы караван-сараи строились как небольшие крепости с глухими стенами и угловыми башнями. Такие заведения когда-то существовали при рынках в каждом городе Крыма, но, к сожалению, ни одно из них не сохранилось в целости доныне: сегодня их руины можно увидеть лишь в Старом Крыму и в центре Карасубазара. Таким образом, возможно, что село Эски-Сарай могло получить свое название не от ханских или султанских дворцов, а от существовавшего в нем карван-сарая.

23_04_2015_kervan Руины предполагаемого караван-сарая

Позднее название села, Монетное, в отличие от большинства других примеров «сталинской топонимики», тоже несет определенный смысл. Село получило свое последепортационное название из-за частых находок старинных монет на его огородах и в окрестностях, причем такими находками оно славилось уже задолго до того. Ученые 19 века пытались объяснить это тем, что в селе якобы находился ханский монетный двор. Однако такой вывод ошибочен. На монетах ордынского и ханского Крыма в качестве места чеканки указаны города Кырым, Кефе, Ордубазар, Кырк-Ер, Гёзлев, Бахчисарай, но ни Эски-Сарая, ни Ак-Месджида мы на них не найдем. Зато наличие в селе каравансарая могло бы легко объяснить обилие монетных находок: ведь на постоялом дворе, где собирается множество купцов с тугими кошельками, за долгие годы в землю вполне может попасть немалое количество оброненных монеток.
Все эти детали позволяют представить себе Эски-Сарай в прошлом как оживленный торговый центр с каравансараем и со скоплением людей; а где много людей – там и большая мечеть…

Однако не все так просто. Ведь надо учитывать, что крупные торговые центры возникают лишь при крупных городах. А какой крупный город мог существовать в ордынские времена в долине Салгира – если, как принято считать, Ак-Месджид (чье название происходит от мечети, заложенной на рубеже 15 и 16 веков) тогда еще не был основан? А может быть, при Золотой Орде на месте нынешнего Симферополя уже существовало некое крупное поселение, предшественник Ак-Месджида? Ведь был же в 1968 году найден в черте города уникальный ордынский клад из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней… Историю Эски-Сарая нельзя рассматривать в отрыве от истории Ак-Месджида, а не секрет, что ордынская и ханская страницы в истории Симферополя до сих пор изучены чрезвычайно слабо.

Похоже, что торговый и религиозный центр в Эски-Сарае опустел очень давно, еще до воцарения крымских ханов. Во всяком случае, в известных документах Крымского ханства он не упоминается, а в самых ранних русских отчетах Эски-Сарайская мечеть фигурирует как давно заброшенная и полуразрушенная. Не исключено, что очаг культуры в Эски-Сарае угас еще во времена той разрухи и усобиц, что сопровождали падение Золотой Орды – подобно тому, как в тех же событиях навсегда утратил свою прежнюю роскошь и город Кырым, бывший центр ордынских владений на полуострове. Все это, впрочем, нуждается в подтверждении дальнейшими исследованиями.

23_04_2015_kolec Мечеть в с. Колеч (рисунок К. Богаевского, 1920-е гг.)

Любое серьезное исследование всегда порождает больше вопросов, чем ответов, когда раскрыв одну загадку, немедленно сталкиваешься с другой. Но вот что не вызывает никаких вопросов и сомнений, так это необходимость не просто изучения, а охраны и срочной реставрации старинной мечети в Эски-Сарае. Лишившись из-за идеологических установок прошлого большей части культовых памятников ордынской цивилизации (Колеч, Карагоз, Шейхкой), Крым не может позволить себе лишиться еще и этого, одного из последних сохранившихся: старинной мечети в Эски-Сарае.

23_04_2015_karagoz Мечеть в с. Карагоз (рисунок К. Богаевского, 1920-е гг.)