Творческая эволюция Шамиля Алядина в довоенный период (к 110-летию писателя)

28.12.202221:30

Шамиль Алядин (1912-1996) – одна из знаковых фигур в общественно-политической и культурной жизни крымскотатарского народа ХХ века. Обострённое восприятие жизни, способное на осмысление прошлого и постижение настоящего, помогли ему оказаться в авангарде литературно-художественных исканий своего времени.

По меткому выражению видного прозаика Айдера Османа (1938-1997), «вся культурная и литературная жизнь вертелась вокруг Шамиля Алядина». А поэт Аблязиз Велиев отмечал, что Шамиль Алядин – один из трёх китов (буквально – «сыджаякъ»), на которых держиться крымскотатарская литература, где названному писателю отводиться лидерство в прозе, Эшрефу Шемьи-заде (1908-1978) – в поэзии, Юсуфу Болату (1909-1986) – драматургии. Ещё шире на вопрос об определении роли и места писателя в литературном процессе пошёл литературовед Сафтер Нагаев (1941-2009): по его убеждению, ХХ век дал крымскотатарской литературе трёх по достоинству признанных мастеров художественного слова, классиков Исмаила Гаспринского (1851-1914), Бекира Чобан-заде (1893-1938) и Шамиля Алядина.

Опыт последнего как руководителя Союза писателей Крыма накануне войны, а далее – и боевого офицера позволили ему в дальнейшем добиться невероятных достижений в деле сохранения и развития крымскотатарской культуры и искусства в период депортации в Узбекистане: при его непосредственном активном участии при Союзе писателей Узбекистана была создана секция крымскотатарской литературы, радиоканал, вещавший на крымскотатарском языке, газета «Ленин байрагъы», редакция крымскотатарской поэзии и прозы при издательстве им. Гафура Гуляма, социально-политический и литературно-художественный журнал «Йылдыз», ансамбль «Къайтарма», отделение (крымско)татарского языка и литературы в Ташкентском госпединституте им. Низами.

Акцентируя внимание на заявленной теме, отметим, что в течение 1935-40 годов Шамиль Алядин представил читательской публике рассказ «Геджелев» («Ночёвка»), повести «Сенсинъми, огълум?» («Это ты, сынок?»), «Мердивен» («Лестница») и «Шаланда». После первой публикации в газете «Яш къуввет» («Молодая энергия», 1927) стихотворения «Танъ бульбули» («Предрассветный соловей»), посвящённой светлой памяти Исмаила Гаспринского, прошло порядка восьми лет, где налицо была творческая эволюция названного писателя уже в прозе.

Небезынтересно: все отмеченные произведения изначально были опубликованы на страницах периодической печати и отдельных сборников. Однако в изданные в поствоенный период, точнее, в последней четверти прошлого столетия сборники они не вошли. Размышления по этому поводу наводят на мысль о том, что Шамиль Алядин, возможно, счёл их недостаточно успешными, и, соответственно, не стал привлекать внимание своих читателей. Они до сих не опубликованы. Однако судьба к повести «Лестница» оказалась более благосклонной, поскольку она изначально появилась на просторах Интернета, а в 2020 году была опубликована сборнике избранных произведений писателя.

К сожалению, приходится констатировать, что несколько поколений крымскотатарских читателей даже не ведали о существовании такого произведения. Одной из составляющих специфики повести «Лестница» (1940) можно считать подход, где автор отошёл от общепринятой в советской словесности 30-х гг. ХХ века практики схематизма и лозунговости, ввиду чего, выгодно отличаясь от подавляющего большинства произведений своего времени, названная повесть окажется непреходящей, ибо каждое новое поколение читателей соотнесёт концепцию писателя с картиной мира своего времени. Нити повествования рассматриваемого произведения сосредоточены на образе центрального героя – Абибуллы Девлетова, который движим желанием добиться большого карьерного успеха.

На протяжении всей повести как будто где-то в углу мелькает образ лестницы, смысл которого раскроется лишь в финале произведения. Главный герой, через семь лет возвращающийся в Крым, сойдя на несколько минут с остановившегося в Джанкое поезда, случайно знакомится с девушкой по имени Лейля Талиб-заде. Тут важен не временной интервал в семь лет, а то, насколько изменился наш герой.

Кстати, приём путешествия Шамиль Алядин широко использует во многих произведениях.

В той же повести «Это ты, сынок?» (1938), где центральный герой (Леонид) перед тем, как попасть на Чирчикстрой (Узбекистан), проходит долгую дорогу испытаний. Однако эти первые опыты в прозе названного писателя оказались несколько размытыми в жанровом отношении, ввиду чего остается нераскрытым вопрос о том, насколько изменились взгляды главного героя в период между отрочеством и работой на одном из главных строек второй пятилетки. Возвращаясь к основному объекту нашей статьи, отметим, что в центре повести «Лестница» обрисованы взаимоотношения между А. Девлетовым и Л. Талиб-заде, а образы Бекира и Усние способствуют дальнейшему раскрытию миропонимания первых.

Романная по своей проблематике, эта повесть имеет целью пояснение возможной динамики в характере героев. В этом контексте образ Абибуллы, как отмечалось выше, выходит на первый план. Кричащим в его поведении оказывается то, что, даже будучи обручённый с Талиб-заде, он продолжает ходить к Усние. Прибегая к приёму ретардации, автор так рисует его портрет: «Когда мы (повествователь и его друг – Ш.Ю.) присели на скамейку под виноградником, к нам подошёл высокого роста, полного телосложения, круглолицый, красивой внешности золотозубый юноша лет восемнадцати. Подошёл, встал перед нами, засунул руки в брюки, оглядел нас с ног до головы. Поинтересовался, откуда мы, зачем приехали и каков уровень наших знаний. Приняв его за учителя, мы ответили, как есть. Спустя некоторое время, торжественно засучив рукава, он посмотрел на свои золотые часы и, решив вернуться, с той же неприкрытой гордостью, оглядываясь назад, произнёс:— Не понимаю, кто вас с такими знаниями примет в гимназию?…Четыре года пролетели мгновенно. В течение этого времени тот самый юноша с золотыми зубами не сделал ровно ничего, чтобы похвалить его или поделиться приятными воспоминаниями». Как следствие, в заключительной части повести Абибулла даже не совестится за содеянное в отношениях с девушками, а сожалеет об упущенных возможностях, «сорвавшись» с лестницы. Слова же цыганки о том, что «они (род Девлетовых – Ш.Ю.) весьма преуспели в лукавстве» также детализирует моральную составляющую нашего героя.

Дополняет эту характеристику следующий приём ретардации: находясь на берегу речки и наблюдая за характером Абибуллы, Лейля обнаруживает в нём черты той же «надменности и невоспитанности». Пленённая чувствами к Абибулле из-за его обманчивой внешности и отдалившись от Бекира, она, тем не менее, находит в себе силы остановится и порвать с Абибуллой.

Как видим, рассмотренное произведение Шамиля Алядина позволяет судить о его творческой эволюции в довоенный период. Затрагивая актуальные, специфические вопросы человеческого бытия, он размышляет над проблемой становления и дальнейшего развития человеческого характера, причём посредством этой повести писатель пытается обнаружить свою стезю в раскрытии мироощущения своих героев, тем самым контрастируя с литературно-художественной практикой своего времени.

В этом контексте главный герой повести «Лестница» Абибулла Девлетов предстаёт перед читателем как человек, в характере которого перевесили родовой негатив и эгоизм.Наша статья – пилотная работа в отношении относительно недавно «обнаруженной» повести Шамиля Алядина, которая позволила ему презентовать себя как перспективный, плодотворный прозаик, поскольку после войны, как известно, из-под его пера выйдут такие понравившиеся широкому кругу читателей повести «Теселли», «Приглашение к дьяволу на пир», «Родники» и много другое, в которых сплелись исторические темы, философские размышления писателя и актуальные вопросы современности.

А далее, двигаясь в этом русле, Шамиль Алядин возьмётся за подготовку молодых крымскотатарских литераторов, которые окончили факультеты узбекской, таджикской и русской филологии и поэтому испытывали сложности в выражении своего мироощущения на родном языке. Позже их назовут «шестидесятниками».

Шевкет ЮНУСОВ, кандидат филологических наук, доцент

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET