Использование декоративно-прикладного искусства крымских татар на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе

29.04.202319:52

Диалектика взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей культуры в рамках теории и практики науки педагогики предполагает взаимообусловленность различных субъективных и объективных факторов [1, с. 77]. В образовании национальные идеи обогащения культуры находят отражение в целях всего человечества [2, с. 208].

Национальная составляющая неразрывно связана с декоративно-прикладным искусством (ДПИ), с духовной материальной спецификой этносообществ отдельных сел, городов, регионов. Общечеловеческий этнический компонент детерминирует формирование целостного представления об этническом личностном идеале и предполагает взаимопонимание людей, дифференцированных в любой национальности или религии. В отличие от национальных и общенациональных, общечеловеческий фактор предусматривает приобщение учащейся молодежи к гуманистическим цивилизационным ценностям и беспрекословному уважению национальных прав и свобод.

Значение ДПИ в образовательном школьном процессе состоит в сохранности и приумножении национальных материальных ценностей культуры и в становлении этнической личности всеми возможными средствами декоративно-прикладного искусства. Известна направленность декоративно-прикладного искусства на утилитарно-материальные и духовные ценности. Декоративно-прикладное искусство содержит искусство современного дизайна (художественного конструирования) и художественный труд (этнодизайн). В декоративно-прикладном искусстве этнодизайн является основой для становления национального дизайна. Декоративно-прикладное искусство выступает связью между настоящим в материальной художественной культуре с прошлым и будущим.

Использование ДПИ крымских татар на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе требует обращения к источникам литературы в сфере истории искусства Крыма. Такие исследования проводились Л.И. Рославцевой [3], С.Р. Изидиновой [4], М. Чурлу [5; 6], И. Заатовым [8], О. Желтухиной [7], З. Ниматуллой [9], Д. Халил [10], Е. Асан [11], Л. Петренко [12] и многими другими авторами, творческое наследие которых пока недостаточно использовано пВ ходе исторического развития крымскотатарского народа сложились и утвердились формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности называют традицией.

Традиция (от лат. tradio – предание, повествование, передача) – это то, что передается от поколения к поколению: как общепринятое, проверенное прошлым опытом, признанное необходимым для обеспечения дальнейшего существования человека и его общности. Цель традиций состоит в том, чтобы закреплять и воспроизводить в новых поколениях установившиеся способы жизни, типы мышления и поведения.

Крымский полуостров утвердился в культурологических представлениях как пограничная область между культурами Востока и Запада, а поэтому художественно-материальное наследие пластических искусств рационального Запада и иррационального Востока должно быть отображено в содержании дисциплин изобразительного искусства и технологии школ Крыма. В общей системе ценностей народов Крыма центральное место художественно-материальной культуры крымских татар определяет ее преемственность от творческой деятельности тех племен и народов, которые заселяли полуостров с древнейших времен. Традиционной средой для передачи эмпирического опыта крымскотатарской педагогики, в том числе этнодизайна, народных техник и технологий художественного труда была домашняя школа (кр.-тат. ана-мектеби). Отцы передавали секреты художественного мастерства сыновьям, а матери дочерям – национальный колорит художественных техник традиционных видов декоративно-прикладного искусства.

Возрождение «домашних школ» – это эффективная форма реализации содержания декоративно-прикладного искусства. М.А. Хайруддинов в этой связи подчеркивает: «Если мы хотим сохранить себя как этнос, мы должны перенести в нашу сегодняшнюю семью все позитивное из семьи старого типа» [9, с. 207]. Выделяются следующие ориентировочные способы возрождения традиций крымскотатарской «домашней школы»:

  • традиционный орнамент как способ самовыражения крымскотатарского народа;
  • художественная обработка текстильных материалов: вышивание, ткачество, вязание;
  • макетирование архитектурных форм с учетом ландшафта Крыма;
  • дизайн комнат и жилищ со спецификой этнокомпонента;
  • художественные техники обработки материалов (керамика, художественная обработка дерева, металла и других материалов;
  • моделирование одежды и аксессуаров костюма (головных уборов, ювелирных украшений, причесок, сумочек) со спецификой этнического стиля;
  • графика, графические знаки, символы и их интерпретация (сюда входят орнаменты мусульманской и арабской символики, письменные знаковые алфавитные системы для счета и письма);
  • народные игрушки и их современная интерпретация;
  • моделирование и макетирование приспособлений техники в традиционном быте и хозяйстве крымских татар.

Обозначенные направления не только касаются проблемы возрождения «домашней школы», но и являются основой для ознакомления учащихся начальных классов с источниками дальнейшего развития современного крымскотатарского национального дизайна: ландшафтного, дизайна среды, текстильного (личностно-стилевого), графического, промышленного.

Кроме взаимосвязи крымскотатарского этнического дизайна и современных видов дизайна, важна актуализация связей декоративно-прикладного искусства крымских татар с народными обычаями и обрядами, что также непосредственно касается народной педагогики (этнопедагогики).

Выделяют следующие главные традиционные формы и средства крымскотатарской этнопедагогики:

  • продуктивный труд по художественным ремеслам, который укреплял волевую (действенно-практическую) сферу духовной жизни личности, поскольку предусматривал концентрацию усилий по преодолению сопротивления обрабатываемых материалов, обязательное завершение художественных трудовых действий эстетически привлекательными изделиями;
  • устное народное творчество, которое стимулировало развитие интеллектуальной сферы духовной жизни личности, поскольку предполагало владение художественной речью (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и др.) и было основой для развития фантазии на мифологическом уровне, необходимой для новых художественных замыслов по декоративно-прикладному искусству;
  • народные игры и игрушки, которые непосредственно связаны с развитием эмоциональной сферы духовной жизни личности и художественного труда, поскольку требовали изготовления декораций, игровых атрибутов, игрушек из различных материалов (дерева, глины, ткани, кожи, бумаги, металла) и являлись макетами различных видов деятельности;
  • календарно-обрядовые праздники, в рамках которых народной педагогикой предлагалось использование приема «перспективы радости», стимулирующего к занятиям декоративно-прикладным искусством; такими календарно-обрядовыми традициями крымскотатарского народа были весенние праздники «Наврез» и «Къыдырлез», осенний праздник «Дервиза».

Вопросы этнопедагогики и этнопсихологии, связанные с использованием декоративно-прикладного искусства крымских татар, требуют актуализации этнографических источников из области истории художественно-материальных искусств Крыма.

Л.И. Рославцева [3, с. 6] затрагивает вопросы этнодизайна народного костюма. Она выделяет два его типа, соотнесенные с основными субэтническими группами: степных татар, образовавшихся на основе культуры кочевых племен, веками обитавших в пределах Северного Причерноморья, и горно-прибрежных татар, основу которых составили народы, представлявшие земледельческую культуру балкано-кавказского круга.

Рассмотрение костюмов с точки зрения кроя, техники шитья, орнаментики, цветовой гаммы, материала, специфики ткачества, а также терминологии, определяющей детали костюмов, может быть педагогически ценным для проектно-технологического подхода к разработке содержания дисциплин художественного цикла в начальной школе.

О. Желтухина [7, с. 12] уделяет внимание ювелирному крымскотатарскому искусству филиграни. Ее разработки могут быть дополнением к этнодизайну народных костюмов, поскольку отображают классификацию ювелирных украшений следующим образом: для головы, шейные украшения, украшения пояса, рук, красиво оформленные амулеты.

Исследования М. Чурлу [5; 6] охватывают вопросы технологий вышивки и ткачества в крымскотатарском народном декоративно-прикладном искусстве. Актуализирована информация о селе Таракташ как центре двусторонней художественной вышивки и традиций качества.

Особенностями крымскотатарской вышивки являются двусторонность; использование металлических (золотых и серебряных) нитей, пластинок вместе с шелковыми и шерстяными нитями; большое разнообразие швов в деталях узора; разделение узоров на связанные и раздельные; использование мотивов (неподвижных, симметрично-вертикальных, движущихся, изогнутых по горизонтали и спирали) и размещение их в геометрических формах (квадрате, круге, треугольнике, ромбе); содержание вышивок: растительное (цветы, фрукты, ягоды) с изображением птиц, рыб; изображение солнца и звезд в растительном украшении; изображение ваз с цветами и фруктами, архитектурные сюжеты; арабские буквенные знаки и мусульманская символика; одинаковое сочетание металлического цвета и цвета нитей растительного происхождения (гаммы растительных красителей).

Особенности крымскотатарского ковроткачества (килимарства): ёлакълы (полосатый); таракълы (гребенчатый); къыбрыз (ромбический, звездчатый).

В работах З. Ниметуллы [9, с. 19] рассматриваются способы обработки металлов. Ее исследования, в основном, касаются техники ювелирного искусства крымских татар – филиграни (чильтер).

При обработке металлов выделяются способы нанесения орнамента: чеканка по листовому металлу, лужение, ажурная резьба, гравировка, насечка.

Особенности крымскотатарской филиграни (чильтер): фоновая скань – когда узор напаивается на подготовленную пластину (пряжки, пояса, браслеты); ажурная скань, когда посредством сопоставления гладких и скрученных проволок разной толщины образуется рисунок кружевного типа (украшения головных уборов, висков, ушей, шеи, груди и рук).

Орнаменты, используемые в технике «чильтер»: геометрический орнамент (зигзаг, меандр, волнистая линия, штрихи, круги, треугольники); растительный орнамент (побеги растений, стройные кипарисы, цветы и бутоны), который может составлять не только основу, но и форму узора; астральные и каллиграфические знаки; зооморфные и антропоморфные изображения.

Д. Халил [10, с. 22] исследует влияние исламской культуры на графический стиль мышления и отмечает развитие в мусульманском искусстве орнаментального искусства и каллиграфии.

Перечисленные способы обработки материалов и орнаменты ДПИ крымских татар могут быть использованы на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе, на которых мы предлагаем использовать мысленное конструирование, представленное стихотворными текстами, где вместо технических понятий подаются доступные для восприятия детьми словесные образы. Это должны быть девизы мастеров профессий, ритмовки, песни, «подсказки» и «заказы» сказочных персонажей (позитивных и негативных), стихотворные загадки, рифмованные диалоги учителя и учеников с целью усвоения новой крымскотатарской лексики, стихотворные правила безопасной работы с инструментами, комментирования ритмовками трудовых действий, приемов обработки материалов, стихотворные физкультминутки и т.п. В процессе ДПИ и языковая деятельность должна быть образной, красочной, эстетично привлекательной.

Например, при знакомстве с орудиями труда дизайнера и цветовой гаммой, мы предлагаем ренкли шиир (цветной стишок) «Кок къушагъы» для запоминания названий цветов радуги и для развития образного мышления:

Меним фырчымнынъ истек

Озь перчемни ренклемек.

Кок къушагъына далгъан,

Эп тюслерни адлагъан.

Бу, къызыл – чия, атеш,

Портакъал тюсю – кунеш.

Сары – о богъдай чёльде,

Ешиль – отлар баарьде.

Кок тюсю байракъ киби

Ве невбеттеки – мавы.

Мавы тюсю озенде,

Эсмери мор – геджеде.

Труд сам по себе лишен достаточного эмоционального заряда. Однообразные трудовые операции быстро надоедают младшим школьникам, особенно первоклассникам.

Компенсировать эмоционально-мотивационный компонент может стихотворная, организованная речевая деятельность, которая способствует формированию ритмичных трудовых действий, развитию координации движений. Благодаря эстетическим средствам речевой деятельности процесс усвоения младшими школьниками крымскотатарской лексики в области изобразительного искусства и технологии становится более эффективным.

Исследовав эмпирический опыт и теоретические положения, можно сделать вывод, что на занятиях изобразительного искусства и технологии в начальных классах может быть использовано следующее содержание:

  • декоративно-прикладное искусство как составная часть национальной культуры крымскотатарского народа;
  • традиционный орнамент как способ самовыражения крымскотатарского народа;
  • художественная обработка текстильных материалов: вышивание, ткачество, вязание;
  • макетирование архитектурных форм с учетом ландшафта Крыма;
  • дизайн комнат и жилищ со спецификой этнокомпонента;
  • художественные техники обработки материалов (керамика, художественная обработка дерева, металла и других материалов);
  • моделирование одежды и аксессуаров костюма (головных уборов, ювелирных украшений, причесок, сумочек) со спецификой этнического стиля;
  • графика, графические знаки, символы и их интерпретация;
  • народные игрушки и их современная интерпретация;
  • моделирование и макетирование приспособлений техники в традиционном быте и хозяйстве крымских татар.

Список использованных источников

  1. Алимова Л.У. Общечеловеческие и национальные ценности образования в системе профессиональной подготовки учителя / Л.У. Алимова. – К. : Педагогічна преса, 2001. – 93 с.
  2. Хайруддинов М.А. Учебно-воспитательный процесс в педвузе и национальной школе / М.А. Хайруддинов. – Симферополь, 2000. – 256 с.
  3. Рославцева Л.И. Одежды крымских татар конца ХVIII – начала ХХ в. : историко-этнографическое исследование / Л.И. Рославцева. – М. : Наука, 2000. – 104 с.
  4. Изидинова С.Р. Об искусстве орнаментального тканья крымских татар / С.Р. Изидинова. – Севастополь : ЭКОСИ – Гидрофизика, 1996. – 39 с.
  5. Чурлу М. Крымскотатарские килимы: ремесло, искусство, сакральная тайна прошлого / М. Чурлу // Qasevet. – 1996. – № 1. – С. 44–48.
  6. Чурлу М. Методические рекомендации к изучению орнаментальной основы крымскотатарского искусства в детском саду / М. Чурлу, Т. Сакирдонова. – Симферополь : Учпедгиз, 1998. – 37 с.
  7. Заат И. Формирование и развитие крымскотатарского декоративно-прикладного и изобразительного искусства / И. Заат // Qasevet. – 2003. – № 1. – С. 2–17.
  8. Изидинова С.Р. Об искусстве орнаментального тканья крымских татар / С.Р. Изидинова. – Севастополь : ЭКОСИ – Гидрофизика, 1996. – 39 с.
  9. Ниметулла З. Кованый орнамент / З. Ниметулла // Qasevet. – 2003. – № 1. – С. 18–21.
  10. Халил Д. Графический стиль мышления / Д.Халил // Qasevet. – 2003. – № 1. – С. 22–25.
  11. Асан Е. Крымская каменная летопись. Универсальный язык узоров / Е Асан // Qasevet. – 2003. – № 1. – С. 27–29, 33–38.
  12. Петренко Л. Удивительный богатый наряд / Л. Петренко // Qasevet. – 2003. – № 1. – С. 30–32.

Источник: Путь в педагогическую науку: проблемы и решения сборник научных трудов. Выпуск 7 (11). – Симферополь : РИО КИПУ имени Февзи Якубова, 2021. – С. 129-137.

А.Р. ЮНУСОВА, Э.М. МУРТАЗАЕВА

Иллюстрация: Зарема Эмиросманова

Фото аватара

Автор: Редакция Avdet

Редакция AVDET