Ворота Крыма – Ор Къапу

07.06.201010:01

Когда едешь по нашей крымской степи, то создается впечатление бескрайности. И ты человек из столицы начинаешь понимать, что эта природа воспитала людей совершенно иного характера, что жизнь здесь иная, не похожая на жизнь в горах или на побережье, со своими особенными проблемами.

Увлекаясь бурной деятельностью в Симферополе, многие наши политики и активисты зачастую, к сожаленью, забывают об отдаленных селах и местечках, о соотечественниках их населяющих, и, то ли по недомыслию, то ли из-за отсутствия возможностей, в своих планах не оставляют место и для них. Не часто тут бывают наши общественные организации, предпочитая реализовывать свои инициативы в более «видных» местах.

Считается, что принятые на Курултае или в Миллий Меджлисе решения обязательно будут исполняться, ведь мы имеем целую структуру местных меджлисов, но всегда ли мы простые обыватели или национальные руководители задумывается над тем, как работается местным меджлисам, какие усилия приходится прилагать их членам, чтобы решить хоть малую проблему. А вот для критики у нас бескрайние просторы, как у самой крымской степи.

Окружающие как-то не думают, что в местные меджлисы избираются такие же крымские татары, со своими бытовыми, семейными и профессиональными проблемами. Но, видимо, есть в этих людях какое-то качество, заставляющее их тратить свой личный досуг и рабочее время на решение общественных проблем, помощь своим соотечественникам.

Те, кто надеялся, что попав в местный меджлис, получит доступ к каким-то надуманным благам, быстро разочароваются и оставляют это дело. Однако «сказки» о «богатствах» членов местных меджлисов по-прежнему бытуют среди крымских татар. Хотя, чтобы убедиться в том, что это всего лишь сказки достаточно поехать к любому из них домой. Большинство из «меджлисовцев», кто живет относительно благополучно, достигли этого не благодаря деятельности в меджлисе. Наоборот они свои средства тратят на общественную деятельность, трудясь для благополучия своих детей и внуков, то есть ради общего блага. Видимо, понимание этого и движет такими людьми.

В этот раз дорога привела нашу редакцию в Красноперекопский район, где не так давно прошли выборы местных меджлисов, и был сформирован региональный меджлис. Его главой, получив абсолютное доверие делегатов региональной конференции, осталась Сание Аметова, которая организовала нам встречи с активистами региона.

В районе проживает, согласно последней переписи, около пяти с половиной тысяч крымских татар или 17% от общего количества населения района. Крымские татары региона борются с теми же проблемами, что и их соотечественники в большинстве степных районов Крыма: трудоустройство молодежи и, как следствие, ее миграция в другие районы Крыма – в центр или к побережью – в поисках работы; отсутствие качественного транспортного сообщения с районным центром и с другими регионами, проблема питьевой воды, комфортного жилья и др. Приходится решать и сугубо национальные проблемы в целом общие для всего народа. Из разговора с делагатами Курултая, депутатами райсовета стало понятно, что для крымских татар по-прежнему наиболее актуальной остается проблема сохранения родного языка и связанные с ней другие проблемы: образования, воспитания, доступа к информации и т.д.

Мубеин Небиев, делегат Курултая, член регионального меджлиса

«Меня больше всего беспокоит вопрос сохранения и развития нашего родного языка, и я стараюсь работать в этом направлении. Четыре года назад, когда мои дети пошли в школу, мы взялись за открытие национального класса в школе села Магъазы (Магазинка). Однако мы столкнулись с большими трудностями. Наши родители не захотели писать заявления для обучения детей на родном языке. Многие из них считают, что в таком случае их дети отстанут в социальном и профессиональном развитии. Только обойдя родителей всех первоклассников, мы смогли собрать пять детей, чьи родители согласились написать заявление об обучении на родном языке, и открыть национальный класс. Согласно закону, в сельской местности достаточно пяти детей, желающих обучаться на родном языке, чтобы открыть национальный класс.

За два года до этого мы уже создавали национальный класс, но когда он закончили начальное обучение им сказали, что дальше придется учиться на русском языке, так как нет учителей и учебников на крымскотатарском языке. И этих детей присоединили к другому классу».

Дилявер Мустафаев, председатель местного меджлиса Адий-Къыйгъач (Новопавловка), депутат райсовета

«На данный момент мы решаем вопрос с джами. Нам удалось добиться приватизации здания, но мы столкнулись с проблемой приватизации земельного участка. Для этого нам как мусульманской общине «Чатырлыкъ», юридическому лицу необходимо иметь собственную печать.

В нашем селе проживает около 220 крымскотатарских семей и около 45% школьников являются крымские татары. Но в школе большая проблема с крымскотатарскими преподавателями. Тот единственный преподаватель, который работает в школе, не нравится родителям и они отказываются писать заявления об обучении на родном языке. Готовые приехать на работу к нам в село учителя просят помочь с жильем, что нам пока не по силам. В целом, конечно, это задача государства обеспечить национальный класс помещением, материалами, найти преподавателя, но если мы сами не будем добиваться, государство не будет ничего делать.

Кроме того, необходимо проверять уровень преподавания крымскотатарского языка в школах, по крайней мере, там, где в этом есть необходимость».

Ленур АБЛАЕВ, заместитель председателя регионального меджлиса, делегат Курултая, депутат райсовета

«Конечно, приходится решать все проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники, но мне ближе одна, которой я начал вплотную заниматься – это возрождение истории нашего региона. Мы с Сание ханум ездили на так называемый Турецкий или Перекопский вал и были поражены… поражены тем, что одна из немногих исторических достопримечательностей такого масштаба находиться в столь плачевном состоянии.

К сожалению, большинство наших детей очень плохо знают свою историю. Спрашиваешь их «Ты кто?», они отвечают «Крымский татарин!», а почему объяснить не могут. Многие из них ни разу не были в Симферополе или Бахчисарае. Мне кажеться нашим общественным организациям можно было бы организовать экскурсие в наши исторические места для детей отдаленный районов Крыма, иначе они просто не будут знать нашей истории».

Музафар Фукала, председатель Воинского местного меджлиса

«Мы практически находимся на том же уровне, что и когда жили в Узбекистане. Мы, наши родители свободно разговаривали на родном языке. Стоило заговорить дома по-русски, так родители давали нам по первое число, но зато мы и сегодня говорим на родном языке. Вернувшись на родину мы видим как родной язык исчезает у нас на глазах.

Женщины взяли власть в Ор Къапу

Эльмира МАЗАНОВА, уже 10 лет председатель местного меджлиса Мырза-Къояш (Красноармейское). На территории сельсовета проживает около ста крымскотатарских семей. В сельсовете два депутата-крымских татарина из 15-ти – Айше Османова и Мустафа Къарабибер. Мустафа Къарабибер также работает землеустроителем в исполкоме сельсовета. Сама Эльмира Мазанова входит в состав исполкома сельсовета как секретарь опекунского совета.

Здесь действует мусульманская община «Неджим». В местной школе из 127 учеников 50 – крымские татары. В школе ведется преподавание крымскотатарского языка учителем Сейяре Якубовой.

Активным помощником председателя местного меджлиса является член меджлиса Эдие Велиева.

Нефизе АЛИЕВА, с 1993 года председатель местного меджлиса в с. Тархан (Вишневка). На территории сельсовета в селах Тархан, Сасыкъ Къыят (Крепкое), Бостерчи (Уткино), Зеленая Нивам проживает около 120 крымскотатарских семей. В школе села Тархан из 130 учеников обучается 38 крымскотатарских детей, а в селе Зеленая Нива из 138 – 20. Сама Нефизе ханум преподает крымскотатарский язык и литературу, является завучем по воспитательной работе. Благодаря ее неисчерпаемой энергии в Тархане всегда проводятся национальные и религиозные праздники нашего народа, ведется воспитательная работа с детьми.

Суваде РАДЖАБОВА возглавляет местный меджлис отдаленного от районного центра села Филатовка. На территории сельсовета (сёла Филатовка и Карпова Балка) проживает всего 27 крымскотатарских семей. Это одно из вымирающих сел. В школе обучается всего 65 учеников, из которых 20 – крымские татары. В этом году школа выпустила всего двух учеников, а в следующем не набирается первый класс. Главной проблемой является трудоустройство молодежи и отсутствие достаточного транспортного сообщения с Красноперекопском, где молодежь могла бы найти работу.

Эльвира ТАГАЕВА председатель самого женского Красноперекопского регионального меджлиса. В нем из семи членов местного меджлиса пять – женщины. В Красноперекопске проживает около 200 крымскотатарских семей. Однако работа местного меджлиса, по словам Эльвиры ханум, здесь ощущается слабо. Поэтому стоит задача восстановить авторитет местного меджлиса и от помощи они не откажуться. Самое место проявить себя нашим общественным организациям, и совместно с местным меджлисом реализовать несколько инициатив, которые бы сплотили крымских татар города.

Если не работать, то и результата не будет

Исмет агъа Эмирсали родился в 1936 году в с. Багъатыр Куйбышевского (ныне Бахчисарайского) района. «До войны бабам держал свое хозяйство, занимался пчеловодством, и ездил торговать через Озенбаш в Ялту. Бабам был старшим и поэтому возглавлял и кормил всю семью. С началом войны отца с тремя братьями призвали в Красную армию. Так как наше село находится в горах, немцы, опасаясь, появлялись только днем, зато по ночам приходили за продуктами партизаны, среди которых в основном были крымские татары. Перед депортацией бабам и эмдже, участвовашие в освобождении Крыма, находились с ранениями в госпитале в Акъяре, поэтому анам и дудум поехали туда, чтобы ухаживать за мужьями. Нас, шестнадцать детей, своих внуков смотрела бита. Поэтому депортировали нас детей с бабушкой, а мать нашла нас только в 1946, отец – в 1947 году», – вспоминает Исмет агъа. «Попали мы в Гулистан, колхоз «Комсомол». В первые годы депортации умерли от болезней и голода мои сестренка и брат. Когда нас нашла мать, мы с матерью и братишкой стали жить отдельно. Тогда же из-за тяжелого положения я сбежал в детдом. Позже мой даи попытался забрать меня из детдома, но ему не разрешили. Тогда мы сбежали, но в Гулистане нас поймали и меня вернули обратно. В 1947 году меня тизе забрала в Самарканд, куда уже переехала и мать. Она работала в детдоме и я опять попал в это заведение. Позже я окончил пищевой техникум, а потом  получил специальность механизатор и работал инженером «.

Исмет агъа не смог стоять в стороне от национального движения и поэтому принимал активное участие в многочисленных акциях, за что преследовался карательными органами. У Исмет агъа трое детей, шесть внуков и один правнук. В 1990 году вернулся в Крым. Сначала попытался купить свой дом, но потом осел в селе Аджи-Кеч (Харитоновка) Симферопольского района. С 2005 года является председателем местного меджлиса Кашик-Дегирмен (Новоандреевка).

«На территории нашего сельсовета проживает около 60-ти крымскотатарских семей.

Главная проблема нашей местности – это отсутствие работы. Практически нет ни одного крымского татарина, который бы работал по специальности, особенно среди молодежи. Нет крымских татар ни в сельсовете (из 18 депутатов), ни в исполкоме. Большинство вынуждено ездить на работу в Симферополь.

Проблем с землей у нас нет, тот, кто подает заявление на получение участка под индивидуальное строительство, его получает. Когда начался процесс распаевания колхозных земель, то 38-ми крымским татарам, работавшим в колхозе, дали по более двух гектаров сельскохозяйственной земли. Потом мы добились, чтобы не члены колхоза также получили землю, в результате около 260 крымских татар стали владельцами земельных участков по одному гектару.

Конечно, руководство сельсовета само не идет на решение проблем крымских татар, но когда ходишь и добиваешься своего, то результат есть. Поэтому необходимо постоянно работать с председателем сельсовета и другими руководителями. Если не работать, то тебе никто ничего не даст.

Мы активно готовимся к предстоящим выборам местного меджлиса, и подбираем молодые кадры, воспитываем себе смену».

Когда мы беседовали с Исмет агъа, он отмечал свой очередной день рожденья. Хочется пожелать ему здоровья и силы продолжить начатые дела. Хайырлы яшлар!

qorantanen