Достоинства принципиальности

04.06.201210:42

Ни для кого не секрет, что в наши дни Турция является одним из лидеров Ближневосточного региона и, успешно лавируя между различными центрами политического влияния, сохраняет свой вес на международной политической арене. С территорией в 780 580 кв. км. Турция является 36-м по величине государством в мире (для сравнения — Украина 45-ая с площадью 603 628 кв. км.). Однако по количеству населения — 74 724 тыс. человек — занимает 17-ое место (Украина — 28-ое с 45 618 тыс. населения). А также 17-ое место по номинальному Внутреннему Валовому Продукту (ВВП) — 729 051 млн. долларов США (Украина — 52-ое с 136 561 млн. долларов США).

Этой достаточно успешной истории современной Турции могло и не быть, если бы в поворотный исторический момент в стране не появилась фигура лидера, сплотившего народ и поведшего его путем больших жертв к реорганизации и прогрессу. Речь, конечно же, о Мустафе Кемале Ататюрке — человеке, вдохновившем страну на освободительную войну против оккупантов (по Севрскому договору большая территория современной Турции делилась между странами Антанты — победительницами в Первой Мировой войне), своим недюжинным полководческим талантом обеспечившем туркам победу и таким образом сохранившем суверенитет турецкого государства в его нынешних границах.

Между тем, Ататюрка называли и называют авторитарным и даже деспотичным лидером. Преследуя высшие национальные интересы, придерживаясь ранее определенных им же самим принципов, Мустафа Кемаль не гнушался репрессий против неугодных людей и общественных групп, уничтожения политических оппонентов, санкционировал военные жестокости. Яркими примерами служат Измирская резня 1922-го года, репрессии против курдов, ликвидация руководителей турецкой коммунистической партии, разгон суфийских тарикатов, преследование религиозных лидеров и другие. Однако вряд ли кто-то сможет спорить с тем, что игра стоила свеч. Победителей, как говорится, не судят.

А принципы, которые провели Турцию к ее современному процветающему состоянию, были такими:

Республиканизм (тур. Cumhuriyetçilik) — идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии. Принцип избираемости верховной власти (президент и меджлис) и подотчетность ее народу. Турция была провозглашена республикой в 1923 году.

Национализм (тур. Milliyetçilik) — идеал национального государства, патриотически воспитывающего своих граждан в духе преданности титульной нации. Отождествление этнического и гражданского. Критериями нации в кемализме выступали: общее гражданство, общий язык, общая территория, общее происхождение, общая история и менталитет.

Народность (тур. Halkçılık) — борьба против классового неравенства и сословных привилегий. С национализмом был связан принцип «народности», провозглашавший единство турецкого общества и межклассовую солидарность внутри его, а также суверенитет (верховную власть) народа.

Лаицизм, секуляризм (тур. Laiklik) — светский характер государства и отделение государства от ислама. Одной из первых реформ Кемаля была отмена шариатского права. Затем был введен запрет на религиозное образование, а все школы были подчинены министерству просвещения.

Этатизм, державность (тур. Devletçilik) — построение смешанной экономики при лидирующей роли государства. На практике это вело к национализации экономики, при сохранении мелкого частного сектора.

Революционность (тур. inkılapçilik) — курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества, опора на прогресс и просвещение.

Вот именно с таких принципов начинался путь молодой на тот момент Турецкой Республики к ее современному состоянию. Они стали «Шестью стрелами» созданной и руководимой Ататюрком Республиканской Народной Партии (РНП) и определяющими особенностями идеологии, для которой даже был введен специальный термин — «кемализм».

Не все из этих принципов актуальны для Турции в нынешних условиях, и живи Ататюрк сегодня, наверное, написал бы новые. Однако не оспорим тот факт, что именно вокруг этих принципов были объединены усилия турецкого лидера и его соратников, Республиканской Народной Партии, и именно они, жертвуя некоторыми частными интересами и даже жизнями, объединили страну на пути реформ и прогресса и привели к современному состоянию.

Поэтому на фоне исходных установок и результатов, к которым они привели, мне было чрезвычайно интересно подумать о неких принципах, моральных, философских и политических установках, способных ускорить развитие крымскотатарского общества и направить его в русло национальных интересов. По мере возможности я старался учесть и разницу в общем политическом, демографическом и экономическом состоянии двух соседних тюркских народов. Далее я хочу предложить на ваш суд ряд своих выводов и предположений о том, каким образом могли бы выглядеть «Шесть стрел» крымских татар на сегодняшний день.

– Единство. Как бы банально это ни звучало и как бы трудно это ни было практически, учитывая разность интересов различных групп и индивидуумов. Но ведь не просто так человек — существо социальное, которому предначертано объединяться в группы, общество, нацию. И точно так же существуют задачи и цели, которые стоят выше частных. Критерием для отбора устремлений различных групп, которые стоило бы возвести в ранг общенациональных, в данном случае должна быть конструктивность, способность того или иного предложения отвечать потребностям как можно большего количества членов общества.

– Здоровый Национализм. Постоянная память о том, к какому обществу ты принадлежишь и подчинение собственных устремлений национальным. Границу между здоровым и «нездоровым» национализмом, близким к шовинизму и расизму, стоило бы провести именно через золотое правило морали «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Претендуешь на уважение — научись сначала уважать сам; хочешь прав и свобод — не мешай реализации прав и свобод других людей. Где еще, как не в умении жить в обществе и приходить к общественному консенсусу и кроется смысл слова «тербие»?

– Толерантность. Или более простыми словами, уважение к чужому мнению и убеждениям. Ведь по сути, разве дано кому-то знать, кого, куда и каким путем ведет Аллах? Уместно будет также привести слова Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения». За время своего существования человечество выдумало немало демократичных способов определения главенствующего в обществе мнения, чтобы можно было позволить отдельным людям иметь свою собственную точку зрения. Ну а тот факт, что и отдельно взятый человек должен уметь подчиняться общественным интересам, коль уж за него высказалось большинство, я описывал еще в первом пункте под заголовком «Единство».

– Трудолюбие. То самое, которое по утверждению широко известной русской поговорки, должно все перетереть. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении целей являются одновременно и залогом личностного жизненного успеха, и морально необходимым вкладом в благосостояние социума. Считается, что для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

– «Дёрт бизни къуртараджакъ». Я да беш. Прежде всего, потому что дети — смысл и цель человеческого бытия. Мы работаем, стремимся, строим дома, сажаем деревья, а все для чего? Уж, наверное, не для того, чтобы, как сказал Стив Джобс, «стать самым богатым человеком на кладбище». И я уже не говорю о материальной благодарности украинского государства, население которого уменьшилось с 52 244 тыс. человек в 1993 году до 45 589 тыс. человек по состоянию на 1 апреля 2012 года (- 12.7%), и продолжает уменьшаться в наши дни на 0.5% ежегодно. Ну, совсем ничего об этом не говорю.

– Целеустремленность. Антуан де Сент-Экзюпери сказал как-то: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Пусть бесконечным морем для нас станет увеличение населения Крыма крымскотатарской национальности хотя бы до двух миллионов человек, процветание на Крымском полуострове крымскотатарской культуры и языка, духовное и материальное благосостояние народа. Одной из досок для корабля пусть будут мои размышления, которые я изложил в этой статье.

Ах, как же хочется в море! Туда, где бескрайние водные просторы принадлежат только тебе, единственному и безраздельному капитану своей жизни, кружащие над головою чайки поют гимны твоей целеустремленности, воспитанности и принципиальности, а свежий морской бриз, овевая лицо и ероша волосы, словно шепчет: «Ты сделал это! Ты сделал это! Ты достоин этих волн, этого моря, этого корабля!».

Я вполне отдаю себе отчет в том, что изложенные выше принципы больше схожи на личностные черты характера, чем какие-то политические принципы и лозунги. Вместе с этим хочу отметить, что не политики за столом переговоров, и тем более не аскеры на полях боев будут сохранять и преумножать культуру и самобытность крымских татар как самостоятельной национальности. Это будем делать мы с вами, простые люди, в наших головах, сердцах и душах, и это отразится впоследствии в наших словах и делах. Аллах ниетлеринизге еткиздирсинъ!