Чарльз Фини. Добрым молодцам урок

21.01.20139:45

Подлинная благотворительность требует умения держаться в тени и не давать нуждающемуся в помощи почувствовать себя ниже своего благодетеля, и это скрытое самопожертвование полно особенной сладости.

Оноре де Бальзак

Натыкаясь порой в СМИ на статьи о благотворительности украинских и российских олигархов, практически на соседней странице я нахожу информацию о новых купленных заводах, шикарных особняках в центральных парках города и прогрессе, которого за год смогли добиться наши олигархи в списке Forbes самых богатых людей планеты. После такого волей-неволей начинаешь верить в слова скептиков о том, что «благотворительность — маленький пафосный дележ в благодарность за неучастие в большом дележе» (Равиль Алеев, российский юрист и писатель). Или, как остроумно заметил другой российский писатель-юморист Константин Мелихан, «Благотворительность — это когда богач жертвует беднякам тысячи, чтобы с чистой совестью отбирать у них миллионы».

Однако ничто в подлунном мире не имеет однозначно темной окраски. Есть и другие примеры, которые воскрешают нашу веру в добро. Об одном из таких примеров, имя которому Чак Фини, в очередном материале рубрики «Экономика вокруг нас».

Как заработал

Чарльзу Фини исполнится 82 года через три месяца. Он родился 23 апреля 1931 года – в период великой депрессии в США, в промышленном городе Элизабет (штат Нью-Джерси). Должно быть, немаловажную роль в становлении Чака Фини явилось его участие в боевых действиях Корейской войны (1950-1953), одном из первых военных конфликтов «холодной войны» между СССР и США. После войны не забыл он и об образовании – закончил Корнельскую школу, которая готовила персонал для отелей.

Окончив школу, Фини уехал во Францию, чтобы начать свой бизнес, который начал процветать во время японского экономического бума. Его партнером в бизнесе стал другой выпускник Корнелла Боб Миллер, с которым они вместе продавали туристам машины, ювелирные украшения и парфюм. Впоследствии к ним присоединились налоговый консультант Тони Пиларо и бухгалтер Аллан Паркер, что позволило вывести бизнес на более профессиональный уровень. К 1964 году у их компании Duty Free Shoppers было более 200 сотрудников в 27 странах.

Надо сказать, к процессу заработок денег Чак Фини отнесся весьма творчески. К примеру, для привлечения клиентов (а после снятия ограничения на выезд в 1964 году ими были в основном зажиточные японские туристы) Фини нанимал на работу миловидных девушек с азиатской внешностью и заваливал свои магазины сувенирами, сигаретами и коньяком, которые пользовались у туристов небывалым спросом. Вскоре Фини стал платить гидам, чтобы они отправляли туристов в магазины Duty Free Shoppers перед заселением в гостиницы. Японские туристы приносили хорошие прибыли, и Фини нанял аналитиков, чтобы те спрогнозировали, какие города японские туристы заполонят в дальнейшем. А по результатам их работы следующие магазины сети Duty Free Shoppers были открыты в Сан-Франциско, Анкоридже и на Гуаме. Следующей его целью был крошечный остров Сайпан, который мог стать популярным пляжным курортом у токийцев. Проблема была в одном: на Сайпане не было аэропорта. И тогда для того, чтобы получить возможность торговли на острове, Duty Free Shoppers вложила $5 млн в строительство аэропорта в 1976 году. Вот такие стратегии и подход к делу стали основными причинами бурного развития бизнеса, возглавляемого Чарльзом Фини.

Довольно долгое время, примерно с 1988 по 1997 годы, Чак Фини занимал в списке Forbes 31 место среди богатейших людей США. По оценкам Forbes, капитал этого человека, заработанный им за всю его жизнь, достигал 7,5 млрд. долларов США.

Как потратил

Чарльз Фини в благотворительности – это как Альберт Эйштейн в физике. Лионель Месси в футболе. Моцарт в классической музыке. Магнус Карлсен в шахматах. Геракл в древнегреческих мифах. Пушкин в русской поэзии. Шекспир в драматургии. Джеймс Бонд в шпионаже. Просто и бесспорно – величайший.

Еще в 80-х годах прошлого столетия Чак Фини приступил к осуществлению своей мечты. Но какою была эта мечта?! В 1984 году он передал 38,75% акций Duty Free Shoppers, владельцем которых являлся, в фонд, переименованный позднее в The Atlantic Philanthropies. Заметив при этом, что если оставить себе какую-то часть акций, то всегда будешь переживать за них (своеобразная «бочка Диогена»!). На данный момент личное состояние этого удивительного человека составляет 2 млн. долларов США (не миллиарда!). Но он также является управляющим созданного им же благотворительного фонда The Atlantic Philanthropies, который отметился вложениями на сумму порядка 6,2 млрд. долларов США. Основными сферами инвестиций были наука, здравоохранение, образование, содержание домов престарелых, защита гражданских прав во многих странах, включая Австралию, США, Южную Африку, Вьетнам и, конечно же, Ирландию (Чак Фини — потомственный ирландец, напомню). В фонде пока еще есть свободные для инвестирования средства на сумму 1,3 млрд. долларов США, Фини планирует распределить их по благотворительным проектам до начала 2016 года и таким образом завершить работу фонда к 2020-му году.

Все свои пожертвования Чак Фини осуществлял с истинно предпринимательским рациональным подходом. Он занимается так называемой «высокомаржинальной» благотворительностью, где из каждого пожертвованного доллара извлекается максимальная польза, будь то помощь пострадавшим при землетрясении на Гаити ($250 000) или строительство нового медицинского кампуса Университета Калифорнии ($290 млн). Фини делает так, чтобы благотворительные учреждения соревновались за его пожертвования, требуя от них подробных и четких бизнес-планов. Если в проекте что-то идет не по плану, Фини урезает финансирование. Обещая значительные пожертвования, он принуждает государство и других жертвователей не отставать от него. К примеру, в 1997 году Фини предложил вложить $100 млн в развитие университетов Ирландии, но только при условии, что правительство тоже инвестирует значительные средства. И все получилось: вложения The Atlantic Philanthropies, $226 млн, принесли системе университетского образования $1,3 млрд государственных денег.

Один из наиболее весомых поводов для гордости Чарльза Фини является Университет Лимерика, где расположена также Ирландская мировая академия музыки и танца, недавно созданная медицинская школа и спортплощадка, которая используется для физического развития сотни детей. В Университете на сегодняшнее время обучается 13 000 студентов. Данное заведение является одним из лучших в Ирландии и своим существованием обязано исключительной силе воли Фини, так же, как и его талантам, проницательности и, конечно же, гранту, который составляет 170 млн. долларов США. Также он является спонсором и Тринити-колледжа, где все, от сувенирного магазина, который был разработан по его дизайну, центра исследований в области генетики и до лаборатории нейробиологии, в которой проводятся самые передовые исследования, есть делом его рук.

Еще один фактор, который восхищает не менее масштабности его пожертвований – скромность и аскеза этого человека. Он не имеет личной недвижимости и автомобиля, передвигается на общественном метро. Живет в квартирах, которые принадлежат фонду The Atlantic Philanthropies. Свою жизнь он прожил скромно, а его деятельность оставалась долгие годы никем не замеченной. В течение первых 15 лет своей работы Чак Фини скрывал свою благотворительную деятельность — чаще всего даже организация, получившая деньги, оставалась в неведении, кто является настолько щедрым спонсором. «Мне пришлось убедить попечительский совет, что речь не идет о чем-то компрометирующем, что эти деньги не грязные, — рассказывает Фрэнк Роудс, бывший ректор Корнелльского университета, который впоследствии возглавил The Atlantic Philanthropies. — Это было совсем не просто». И даже после разглашения информации о работе всей его жизни (ну нельзя в нашу информационную эпоху потратить такие суммы совершенно незамеченным), Чак Фини продолжает вести себя весьма скромно: за последние 15 лет он дал не больше пяти интервью.

Великий русский прозаик Лев Николаевич Толстой говорил, что «благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва». Настоящая жертва, а не избавление от того, что не понадобится. Чак Фини грандиозен по масштабам самопожертвования, он еще при жизни отдал на благотворительность весь свой капитал, весь свой многолетний труд, всю свою жизнь. Чем не мессия?

Эпилог

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом, что будете делать, если вдруг выиграете, заработаете или получите в дар пару миллиардов долларов? Что нарисует вам ваше воображение? Трехэтажные дома, дорогие спорт-кары, шикарные яхты, белоснежные пляжи гавайских островов, платиновые часы и бриллиантовые колье? Сытые и одетые дети, достойная старость седовласых стариков, качественное медицинское обслуживание и образование, технологический и научный прогресс, богатая культурная жизнь? Надеюсь, ваш ответ будет логичным.

«Я убедился, что куда больше удовольствия получаешь, когда отдаешь деньги и видишь, как благодаря им что-то появляется, например, госпиталь. Это же логично — вкладывать деньги в добрые дела, а не класть на счет в банке и позволять накапливаться и накапливаться», — рассказывал сам Фини в одном из немногочисленных интервью.

Порой мне совсем неловко называть деятельность Чака Фини благотворительностью. Мне постоянно кажется, что это все-таки нечто большее. Стиль жизни, наверное, такой – на пользу человечеству. Он и сам признается в этом: «Вы спросите, что для меня счастье. Мне кажется, я чувствую себя счастливым, если то, что я делаю, идет на пользу людям, и несчастным — когда это не так».

Пожалуй, это единственная практическая причина для того, чтобы стать богатым. Возможность принести пользу людям – единственная причина для того, чтобы не прятаться «в бочку» от тревог и забот, как это когда-то сделал древнегреческий философ Диоген. И я полностью согласен с Биллом Гейтсом, который назвал Чака идеальным образцом для подражания, отметив, что он является лучшим примером того, как следует творить добро при жизни.

Анонс: В следующей статье рубрики мы планируем осветить альтернативный способ заработка с помощью спекуляций на валютных биржах («Форекс»). Технологический прогресс донес такую возможность до каждого персонального компьютера – но стоит ли? – вот в чем вопрос.